Майкл Джексон: 29.08.1958 – 25.06.2009

Michael Jackson

Мемориал. Король умер...

Автор: Юра „Хирург“

- Мама, а бог кто, мужчина или женщина?
- Бог и мужчина, и женщина, он един.
- А кого из них он любит больше?
- Всех одинаково, и мужчин и женщин... и детей!
- Мам, а он чёрный или белый?
- Одновременно и чёрный, и белый!- Мам! Я догадался! Бог - это Майкл Джексон!

Michael Joseph Jackson

Президент крупнейшего фэн-клуба Джексона уже недосчитался дюжины своих подопечных - убитые горем, они решили уйти вслед за своим кумиром. И хотя никто из любителей тяжелой музыки пока не наложил на себя руки, равнодушным тоже никто не остался. Во всяком случае, как я ни напрягался, так и не вспомнил человека, который сказал бы: "ненавижу Джексона"... Напротив, даже те металхэды, что рефлекторно скалятся и рычат при упоминании имён Бритни Спирз или Джастина Тимберлейка, отзываются о Короле поп-музыки весьма уважительно!

Вот, например, Анетт Ользен (Nightwish) "просидела весь вечер перед телевизором, смотря передачу, посвящённую Майклу Джексону, и всё плакала и плакала...". А барабанщик Black Sabbath Билл Уорд, едва сдержав слезы, сказал, что "всё это напомнило другие эпизоды, когда погибают кумиры. Я знаю, что это... что испытывают сейчас его фанаты. Я пережил такой же всплеск эмоций и после оглушенное состояние, когда был застрелен Джон Леннон. Чтобы принять это мне потребовались годы... и моя жизнь уже не вернулась в прежнее русло." Так что в изложенную в самом начале притчу про бога можно было бы вполне "ввернуть" вопрос о том, металлист бог или гопник, - вывод остался бы прежним!

Вот мы и попытаемся понять, не был ли усопший "латентным металлистом"? Посмотрим, насколько "металлизирована" была его жизнь и, наоборот, какую роль его творчество сыграло в жизни метал-сообщества... Я просто поведаю вам некоторые факты, а уж вы можете трактовать их как угодно! А коль не понравится чего, тогда извините - вот вам бог, а вот и порог...

Итак, отец Майкла, Джозеф – тот точно был самым настоящим металлистом! Ведь он вкалывал на сталелитейном заводе; а редкие свободные минуты уделял производству и воспитанию детей. Произвёл девять штук, и воспитал из них профессиональных музыкантов. Майкл, к слову, был седьмым - как тут не вспомнить альбом 'Седьмой сын...' ('Seventh Son Of The Seventh Son') группы Iron Maiden! Это так, к слову…

Папа Джозеф сколотил из своего потомства семейный ансамбль The Jackson 5 и регулярно проводил изнурительные репетиции. Наблюдал за их ходом сидя на стуле и держа в руке клёпаный ремень с большой металлической пряжкой, и если кто-то вдруг "лажал" - бил смертным боем. Так что большого выбора у детишек не было, а потому скоро к ним пришёл успех - после пары лет перманентных клубных туров на разогреве у голосистых стриптизерш они получили контракт с лейблом, попали в чарты и в "ящик". Так, буквально в 11 лет, Майкл стал знаменитостью, "мальчиком из телевизора"...

Вот что думает об этом басист Judas Priest Ян Хилл, также выросший на окраинах сталелитейного Бирмингема: "Он, как и мы... выходец из рабочего класса. Но у нас-то было "обычное" детство. И первые уроки жизни были типичными. Но не у него... Его родили буквально прямо на сцену. Он быстро оказался в центре внимания и базового представления о реальной жизни так и не получил." Ему вторит гитарист Queen Брайан Мэй: "Майкл был мальчиком-звездой из Jackson 5, самым успешным. Я помню, как он с огромным трудом пытался не выделяться среди своих братьев. Но было абсолютно ясно, что большинству поклонниц нужен был только маленький Майкл". Позже, кстати, Майкл тесно подружился с Фредди Меркури, и они вместе записали несколько песен - их до сих пор ещё никто так и не слышал!

Но продолжим. В 1978 году Джексон снялся в роли Пугала в экранизации мюзикла 'The Wiz’ по мотивам 'Волшебника Страны Оз'. Это отчасти сближает его с Джоном Майклом Осборном, прозванным в школе "Оззи" в честь персонажа той же сказки. А на тех съемках он "законтачил" с Куинси Джонсом - продюсером его самых успешных сольных работ, в том числе и альбома 'Thriller' (1982), "самого продаваемого диска всех времен и народов" по версии Книги рекордов Гиннесса.

'Thriller', само название которого было довольно экстремальным, имел пару "метал-моментов". Во-первых - там были необычно "тяжелые" для поп-музыки электрогитары. Затем, там звучал вибрирующий, скрипучий голос "короля ужастиков", актера Винсента Прайса. Тут не даст соврать сам Элис Купер: «Мы с Джексоном оба использовали голос Винсента Прайса! Я впервые на 'Welcome To My Nightmare' в 1975 году, он — на альбоме 'Thriller'." А басист Black Sabbath Гизер Батлер, не поколебавшись, называл 'Thriller' "величайшим шедевром"!

Ну, а уж тот самый бессмертный 15-минутный видеоклип к заглавной композиции! В нем использованы сюжет и образы, достойные лучших грайнкоровых команд... Скотт Ян из Anthrax уверен: "Это хоть и не прямая, но явная связь с метал-миром, ведь там фигурируют зомби, а это больше характерно для нас, но не для попсы. Помимо того, что он был гением музыки, танца и оказал влияние на творчество всех музыкантов за последние 40 лет, он ещё и зомби любил!" И Роба Зомби, наверное, тоже. Только тайно... Ещё в том же 1982 году появилась песня "Someone In The Dark", которая была каким-то там боком приурочена к блокбастеру 'Инопланетянин'. Таким образом, Джексон, как и Питер Тагтгрен (Hypocrisy, Pain), воздал должное щекотливой теме пришельцев!

А затем он стал привлекать к сотрудничеству все более и более "тяжелых" музыкантов. Первым "попался" фронтмен Journey Стив Перри - он работал с Джексоном во время записи песни "We Are The World". Следующим стал гитарист Эдди Ван Хален (Van Halen): "Мне довелось насладиться работой с Майклом над песней "Beat It" - это одно из самых ярких воспоминаний за всю мою карьеру". Но это не просто воспоминание, а признанное музыкальное достижение: британский журнал Q в свое время составил список "20 лучших гитарных соло за всю историю рок-музыки". И это соло - на пятом месте! Джеймс Хэтфилд (Metallica) однозначно заявил, что эта работа стала "главным творческом образцом" для их гитариста Кирка Хаммета. Также советую вам внимательно посмотреть сам клип "Beat It". И вы узнаете в одном из танцоров, семнадцатилетнем пареньке, лихо отплясывающем вместе с Джексоном... Трэйсила Ганза, будущего гитариста группы L.A. Guns!

А теперь вспомним альбом 'Bad' (1987). Братцы, да это же был реальный метал! Включаем песню "Dirty Diana", смотрим клип к ней... Есть вопросы? Вспомните теперь, в чем в это время выступал сам Майкл - весь в черной коже с множеством клепок, молний и пряжек, в сапогах а ля «Нью Роки»; упади он в таком «прикиде» в воду, пошёл бы ко дну утюгом! И самих Destruction вы вспомните, разглядывая обложку диска 'HIStory', где металлический (буквально!) Майкл красуется с пулеметными лентами крест-накрест... А его туровая гитаристка той поры Дженнифер Баттен (Jeff Beck, Carmine Appice)? Ведь из 100 претендентов он выбрал именно персону, являвшуюся квинтэссенцией образов Майкла Монро, Винса Нейла и Блэки Лаулесса!

А в 1991 году на альбоме 'Dangerous' что делалось! Он и вовсе был записан при помощи Слэша, гитариста Guns’n’Roses. Тот вспоминает: "Я жил тогда в отеле Hyatt на бульваре Сансэт, и мне позвонил менеджер из штаб-квартиры нашей группы - типа, меня Джексон разыскивает и хочет, чтобы я сыграл на его записи. Я ему, конечно - 'Вау! Без проблем!'. Следующий звонок был уже от Майкла. ‘Привет Слэш’ - сказал он своим характерным, нервозным, вкрадчивым голосом. И мы быстро обо всем договорились. Я был польщен и немного напуган, но процесс записи прошел великолепно. Мы сделали пару песен, самая крутая была "Give In To Me", которая была как бы свежим взглядом на "Dirty Diana". Студия была плохо освещена и выглядела немного потусторонней. Хотя там тусовалась ещё и Брук Шилдс, с которой они встречались в то время. Я пожал им обоим руки и сделал своё дело." Несколько дней спустя Слэш был призван записать соло для "Black And White". Позже они сделали ещё и "живую" совместную запись этой песни - на "секретном" концерте в Мюнхене.

В 1995 году Джексон работал над очередным клипом с режиссером Марком Романеком, тем самым человеком, который снимал видео для Nine Inch Nails, Audioslave и Red Hot Chili Peppers. Вскоре в Каннах был презентован и 'Ghosts' - короткий музыкальный фильм или длинное видео, как хотите. Джексон написал его сценарий в содружестве с таким востребованным у металлистов и всяких мрачных людей человеком, как Стивен Кинг. А обложка видеокассеты с фильмом, да и затронутые там темы, вполне могли бы сгодиться для современных дэт-метал-релизов! В 1999 году на благотворительные концерты Michael Jackson & Friends он не забыл пригласить Scorpions. И, конечно же, Слэша!

Вообще, он беднягу "заездил". Случилась довольно скверная история - Слэш чуть было не сыграл в ящик первым, прямо во время шоу. Дело было в том, что он в свое время сильно пил. “Годы алкоголизма довели мое сердце до последней черты. Доктора отпускали мне жизни от шести дней до шести недель. И имплантировали мне маленький дефибриллятор, чтобы моё сердце не останавливалось и билось в нужном ритме. Я был "вне игры" четыре месяца, все это время не брался за гитару. Это были тяжкие дни, но в 2001 году я дал согласие на участие в юбилейном концерте Майкла." Это было большое сборное шоу в Мэдисон Сквер Гардэн, посвященное 30-летию сольной карьеры певца. “Когда я вышел на сцену с Майклом, и всё началось, то вдруг почувствовал что-то типа удара в грудь, и все окружающее вдруг предстало в мерцающем голубом свете. И это повторялось раза четыре во время каждой песни, а я не понимал, что со мной. Думал, гитару «коротит» или фотовспышки слепят. Каждый раз я вынужден был останавливаться и отдыхать.”

Кстати, Майкл Джексон с 2001 года тоже остановился - альбомов больше не было. Но нам ещё есть что обсудить. Например, его имя дважды (в качестве сольного исполнителя и участника Jackson 5) было занесено в Зал славы рок-н-ролла — вместе с такими тяжелыми исполнителями как Aerosmith, AC/DC, ZZ Top, Black Sabbath и Metallica. Как и многие металлисты, он был весьма волен в религиозных взглядах - воспитанный "Свидетелем Иеговы" он в конце жизни, говорят, принял ислам. И довело его до этого общение со Стивом Поркаро, клавишником рок-группы Toto!

Ещё - он много лет, и не без относительного успеха, пытался придать своему лицу "европейские" черты и "отбелить" кожу. Объяснял он это тем, что страдает кожным заболеванием - витилиго. И для "отмазки" даже женился на медсестре из кожвендиспансера, Дебби Роу, и заделал ей детишек; правда, никто не знает в точности, от кого и сколько детей она в итоге родила; но на вид их как будто бы трое. Ну, а к концу жизни лицо Джексона стало выглядеть так, словно он не King Of Pop, а сам King Ov Hell и никогда не смывает с себя блэк-металлический корпспейнт! Когда «Поп-Король» умер, вес его составлял (при росте 187 см) всего 50 килограмм, известно, что он страдал нервным заболеванием, ведущим к отсутствию аппетита, anorexia nervosa. Помните группу под таким названием? У меня их музыка всегда вызывала именно такую реакцию...

Но не только Джексон подспудно тяготел к тяжёлой музыке! Шёл и обратный процесс. Количество метал-групп, делавших кавера его песен, впечатляет - от относительно малоизвестных Raintime и Jameson, до таких как Raunchy и Northern Kings (коллектив Марко Хиеталы). Некоторые буквально прославили себя благодаря подобной практике - как случилось с Alien Ant Farm (они сделали отличный кавер песни "Smooth Criminal"). Наиболее часто металлисты пытаются "подкавернуть" композицию "Beat It". После смерти автора она снова прозвучала на концерте Metallica 4 июля в Германии, и в исполнении Стива Вэя и Энди Тиммонса (Danger Danger) на гитарном фестивале Meinl Guitar.

Крис Корнелл (Soundgarden) записал кавер "Billie Jean" в 2007 году на своём сольном альбоме 'Carry On'. "Я был поражён, какой отклик я получал, исполняя её на концертах каждый вечер, - говорит он. - Джексон был невероятно талантливым и абсолютно непостижимым. Я помню, как в 6 лет смотрел группу Jackson 5, у нас ещё был чёрно-белый телик. Его братья были хороши, но вокруг него распространялось какое-то сияние. Суперзвезда в 12 лет - как многообещающе. У него была своя магия!».

Вокалист Queensryche Джефф Тейт "вырос, слушая Майкла Джексона, смотря выступления братьев по телевизору. Он придал эстрадному исполнению особую легкость и вдохновил целое поколение своей музыкой и грацией." О чём-то подобном вспоминает и Брэд Клиффорд (Poison The Well): "Когда мне было 5 лет, я стащил у отца перчатки, нацепил их и отплясывал в своей комнате под звуки 'Thriller', снова и снова, тогда эта была моя единственная пластинка, и мне долго не надо было других. Впервые музыка проникала так глубоко внутрь меня!" Для Трэйсила Гана (L.A. Guns) шоу Jackson 5 стало первым посещенным концертом. "Майкл оказал несомненное влияние на мою музыку" - признается он.

Эрик Петерсон из Testament рассказывает: "Jackson 5 - это была первая моя пластинка, я купил её ещё в первом классе, с тех пор я оставался поклонником Майкла." Его коллега Алекс Скольник добавляет: "Когда в 1983 году вышел 'Thriller', Майкл Джексон практически был моим ровесником, и я ошибочно причислял его к 'диско' исполнителям. Тогда не было в мире силы, которая могла бы заставить меня послушать хотя бы один из его альбомов. Но сам Джексон сумел добиться невозможного. Для записи гитар в песне "Beat It" он и его продюсер Куинси Джонс привлекли Эдди Ван Халена, моего самого любимого гитариста. Так они доказали, что хард-рок и R&B могут существовать мирно, они навсегда изменили курс поп-музыки. И заполучили целый легион юнцов, вроде меня, которые из-за этого обратили внимание на персону Джексона. И вдруг даже его старые работы, вроде альбома 'Off The Wall', стали находить отклик в моей душе. Смог бы он окончательно вытеснить записи Оззи Осборна и Judas Priest с моей полки? Нет. Но стоило ли врубать их иногда? Конечно! Кроме того, бабам нравилось..."

Что и говорить, всем нравилось! "Полагаю, нет женщины, мужчины или ребенка старше 5 лет на этой планете, которые не слышали бы имени Майкла Джексона" - говорит Джефф Скотт Сото (Talisman, Journey, Yngwie Malmsteen). "Каждый день кто-то в мире носит траур - по ушедшему любимому, родственнику или домашнему любимцу... но не каждый день весь мир носит траур по одному и тому же человеку так, словно они были близким родственниками." Вслед за этим заявлением он тоже поделился своими детскими воспоминаниями: "Это покупка моей первой "сорокопятки" (такая круглая, плоская как блюдце, штука с записью музыки) группы Jackson 5 'I Want You Back' и то, как я стоял перед зеркалом, зажав в руке ложку наподобие микрофона и орал изо всех сил слова из песен Майкла..."

Вместе с Джексоном "умерла часть музыки... он был истинным вдохновением для меня тогда, в 70-е годы - талантливый и ослепительный чудо-ребенок, которому не было подобия в целом поколении" - заявил гитарист Дэвид Хензерлинк (Big Cock, Keel и King Kobra). "Не касаясь его щекотливых личных проблем, скажу, что он был талантливым певцом и шоуменом, таким мы его и запомним."

Но о "щекотливых" проблемах все-таки заговорил басист и вокалист Kiss Джин Симмонс: "Когда я «выходил в свет» с Дайаной Росс в начале 80-х, то с её подачи несколько раз встречал Майкла. Мы даже проводили какое-то время вместе. Он был весьма тактичен, обаятелен... конечно, очень талантлив. Вот и всё. Но в последние годы он стал неузнаваем, его словно подменили. Начались все эти истории с детьми - множество случаев домогательства... Говорили, что мальчики проводили выходные и даже спали с ним в одной постели (с его же слов), одетые или нагие... впрочем, какая разница? А потом были все эти отступные тем, кто выдвигал обвинения, как писали, суммы доходили до 20 миллионов долларов... это в голове уже не укладывалось. Что теперь сказать по поводу его смерти? Надеюсь, он обрёл покой. Я признаю и уважаю его таланты, но все прочее – дурно пахнет." Но ему возражает Джефф Скотт Сото: "Негативные стороны его жизни были чем-то, что я старался не замечать, его музыка как бы затмевала всё это..."

В этом не сомневаются многие, в том числе - ударник Poison Рикки Рокетт: "Слова 'музыкант' и 'гений' очень часто используют в одной фразе, и это не всегда правда. Но не в случае с Майклом Джексоном! Его вклад в музыку не переоценить, а его вдохновение будет жить вечно." И снова слово берет Ян Хилл: "Он - международная суперзвезда, и реакция общества на его смерть меня не удивляет. Он был очень, очень талантлив. Возможно, душевно он был неуравновешен, но тем не менее... И всё же он вращался в других кругах, был поп-звездой. А мы, понятное дело, металлюги. Хоть я и восхищаюсь его талантами, но его музыка совершенно не в моем вкусе. После этих слов меня, вероятно, распнут... но что поделать. Таков уж мой вкус."

Но, тем не менее, даже смерть его весьма близка нам по духу. Начиная с того, что похоронен он был в металлическом гробу (бронза + золотая позолота). И кончая тем, что уже через день после смерти в доме Джексона бродил среди бела дня его призрак - кадры с видеозаписью «явления» были показаны по телевидению и широко распространены в Интернете!

Но, даже несмотря на шумиху в связи со смертью артиста, переизданный недавно сборник 2003 года 'Number Ones' не смог возглавить сводный европейский чарт. Почему? Потому что первое место занял альбом Dream Theater 'Black Clouds And Silver Linings'... Такая же ситуация была в 1983 году, когда только что вышедшая 'Pyromania' группы Def Leppard вдруг вытеснила из чартов 'Thriller'... Так что же - король умер... да здравствует новый король?

Нет, боюсь время королей безвозвратно ушло. Теперь лишь удельные князья средней руки ненадолго привлекают наше внимание, прежде чем кануть в лету и уступить место собственным жалким вассалам! Прав, к сожалению, Эрик Петерсон из Testament - "Другого Майкла Джексона, увы, не будет! Король однозначно и навсегда мёртв..."