Майкл Камен: 15.04.1948 - 18.11.2003
Мемориал. Звуковая дорожка судьбы
Автор: Юра „Хирург“
Атеросклероз коварен. Сосуды, снабжающие сердце кровью, постепенно зарастают холестериновыми бляшками, как водопроводные трубы – ржавчиной. То здесь, то там артерии закупориваются вовсе – и тогда кусочек сердечной мышцы умирает, происходит инфаркт. Теперь редко умирают от первого, но если происходит второй, третий… Шансов становится всё меньше. Но Майкл Камен, сердце которого можно назвать сердцем музыки, не складывал оружия перед лицом болезни 7 лет!
Пережив за это время несколько инфарктов, 18 ноября 2003 года в своем Лондонском доме, от очередного приступа всё же скончался всемирно известный дирижёр, аранжировщик и композитор Майкл Камен. У него осталась жена, Сандра Кинан-Камен, две дочери - Саша и Зоя, три брата и отец Сол. Ещё - десятки друзей, сотни коллег и многие миллионы слушателей!
Миллионам он известен по работе в кино. На его счету - звуковые дорожки к более чем восьми десяткам кинофильмов и телевизионных сериалов. Среди них любимые народом "Крепкий Орешек", "Люди Икс", "101 долматинец", "Последний Бойскаут", "Край темноты" и многие другие. С ним сотрудничали самые разные музыканты - от оперного гиганта Лучиано Паваротти до джазового монстра Дэвида Санборна. Его вклад в рок-культуру также трудно переоценить. И вот - всё кончено...
А началось всё (для поклонников тяжёлой музыки) в 1991 году, когда на 'Чёрном Альбоме' группы Metallica появилась баллада "Nothing Else Matters", записанная в необычной симфонической аранжировке. Мало кто обратил внимание на имя некоего Камена в буклете, написавшего партитуры и руководившего записью оркестра из 30 человек. А он к тому времени уже сделал для музыки куда больше, чем Metallica!
Майкл родился в Нью-Йорке 15 апреля 1948 года и с ранних лет был восприимчив к любой музыке. И к монументальному Баху, и к легкомысленному кантри он относился с одинаковым уважением - это заслуга его тётушка Анны. При её же поддержке он закончил Нью-Йоркскую высшую школу Музыки и Искусства по специальности "руководитель молодежного танцевального ансамбля". Но на этом не угомонился - пошёл осваивать гобой в музыкальную школу Juilliard. По ходу дела сформировал New York Rock & Roll Ensemble, где впервые опробовал то, что впоследствии станет его главной заслугой - соединил классику и поп-музыку. Да так ловко, что сам Леонард Бернстейн пригласил играть их на один из своих концертов вместе с Нью-Йоркским филармоническим оркестром. С 1968 по 1972 год ансамбль записал 5 альбомов и распался; с 1973 года Камен пишет десяток балетных постановок, для известных трупп: балетов Джоффрея, Аллея Элвина, Харкнесс и даже Ла Скала!
Но это было бы слишком просто и скучно для деятельного и "огненного" Майкла (по знаку зодиака - овен). И в 1976 году он пишет музыку для первого фильма 'The Next Man'. Но известность приходит к нему с выходом на экран 'Бразилии' в середине 80-х, а настоящие деньги - с прокатным успехом 'Смертельного Оружия', над саундтреком которого он работал вместе с Эриком Клэптоном. Одновременно он наращивает связи в мире рок-музыки - поработав в 70-е годы с Кейт Буш и Дэвидом Боуи; делает оркестровые аранжировки альбомов Pink Floyd 'The Wall', 'The Final Cut' и позже - 'The Division Bell'; тесно сотрудничает - как в студии, так и в турне - с "флойдовцами" Дэвидом Гилмором и Роджером Уотерсом. А кто не слышал альбома Queen 'A Kind of Magic' или не видел фильм 'Горец'? Рассказывает Брайан Мэй: "Для нас он был тем человеком, с которым вместе мы работали над музыкой к фильму 'Горец'. Он сделал и исполнил великолепную оркестровую аранжировку, идеально подходящую для композиции, которую мы сочинили… Мы работали бок о бок над песней "Who Wants To Live Forever". Он даже подсказал мне одно место, которое следует исключить из песни - "не моё", как он выразился. Он был один из немногих, у кого было великолепное чувство рок-музыки и способность держать под абсолютным контролем симфонический оркестр - и в теории, и на практике. Он был способен стать мостиком между этими двумя совершенно разными мирами".
Так и было - Майкл работал со многими известными рок-музыкантами, в списке Пит Таушенд, Том Петти, Боб Дилан, Джон Кугер, Стинг, группы The Cranberries, Eurythmics, Orbital. А на альбоме Бориса Гребенщикова 'Radio Silence' он исполнил партии гобоя, и это не единственное его сотрудничество с "восточными" музыкантами - к примеру саундтрек к мультфильму 'Стальной гигант' записывался в Праге! А концерт Уотерса "Стена" в Берлине в 1990 году? Там были оркестр Советской Армии и хор Радио Восточного Берлина. Автором оркестровок и дирижером стал Майкл Камен. Среди знаменитостей на том шоу были замечены металлические Scorpions, а на саундтреке фильма 'Последний Киногерой' вместе с симфоническими пассажами Камена звучит композиция "Big Gun" AC/DC. Оставить без внимания такой мощный и искренний жанр, как тяжёлая музыка никак нельзя - Камен это понимал. И регулярно работал над симфоническими и клавишными аранжировками Queensryche, Aerosmith, Def Leppard и Metallica, конечно...
Он не только сравнивал музыку Metallica с Вагнером и Брамсом. Вышеупомянутое сотрудничество 1991 года выглядело весьма бледно на фоне новой затеи - он выступил инициатором и организатором концертов Metallica и симфонического оркестра Сан-Франциско. Два года кропотливой работы, месяц конкретных репетиций. И более 100 человек на сцене и 4000 человек в зале Berkley's Community Theatre находились в его власти в течение двух апрельских вечеров 1999 года. Это нашло отражение на изданных позже аудио и видео записях выступлений. Выпущенный ими диск 'S&M' получил в 2001 году премию "Грэмми"... и уже не первую в карьере Камена!
Он 9 раз номинировался на эту награду и 4 раза получил её, а за песню "(Everything I Do) I Do It for You" к фильму ‘Робин Гуд Король Воров’, написанную совместно с Брайаном Адамсом - дважды! За эту же композицию он получил в 1991 году первый "Оскар", а второй - снова на пару с Адамсом в 1995 году за саундтрек к фильму 'Дон Хуан Де Марко'. Также он получил 3 "Золотых глобуса", "телевизионную" премию "Эмми"; с 1986 года он стал обладателем свыше 20 разных наград и призов.
Одна из «Грэмми» досталась композитору за лучшую инструментальную композицию, написанную для фильма 'Опус Господина Холланда'с Ричардом Дрейфуссом в главной роли. Что интересно, вырученные деньги они с Дрейфусом не пропили, а организовали благотворительную организацию - "Фонд Опуса господина Холланда". Как-то при посещении Нью Йоркской высшей школы Музыки и Искусства Камен увидел комнату, набитую сломанными музыкальными инструментами - в самом богатом городе планеты... Он вспоминал: "Там было кладбище музыкальных инструментов. Около пятисот скрипок, флейт, тромбонов, труб, гобоев, всё рассыпавшееся на куски... Я был шокирован, видеть инструменты в таком состоянии - настоящий кошмар для музыканта. Я подумал и решил основать фонд”. Фонд занимается поставкой музыкальных инструментов всем нуждающимся в них детям. Помощь оказана уже на сумму свыше 2.000.000 долларов по школам США и некоторых других стран.
Благотворительные акции развернулись и на другом фронте - в 2001 году он занимался постановкой на сцене королевского оперного театра Ковент-Гарден рок-концерта для сбора средств на... защиту горных горилл. Вообще, Камен всегда проявлял себя человеком мыслящим нестандартно. Именно поэтому ему часто поручались разные необычные проекты. Он писал музыку для церемониальных действ во время Олимпийских игр; сочинял увертюру для 200 буддистских монахов; делал композиции для японских перкуссионистов Кодо; дирижировал оркестром на концерте, посвященном золотому юбилею королевы Елизаветы II. Вспоминает Брайан Мэй: "...совершенно уникальное дело - исполнение "God Save The Queen" на крыше Букингемского Дворца. Чтобы всё получилось, мы должны были целиком чувствовать друг друга - он на земле, дирижируя оркестром, а я далеко вверху, на овеваемой ветрами крыше!"
В 2001 году Майкл Камен и Национальный симфонический оркестр Вашингтона представили, наконец, и его первую классическую "симфонию тысячелетия" под названием "Новая луна в руках старой луны". Музыкальное произведение рассказывает о невероятном техническом прогрессе племени американских индейцев Anasazi и их загадочном исчезновении 1000 лет назад...
И вот - 18 ноября 2003 года... Большое доброе сердце Майкла Камена остановилось. Должно быть, бессильно опустили свои инструменты детишки в сотнях музыкальных школ по всему миру, горестно заревели вмиг осиротевшие горные гориллы, а всё коренное население Америки смахнуло скупую слезу. Да устоит ли теперь здание Голливуда, лишённое такого краеугольного камня как Майкл Камен? В чём найдут утешение миллионы, любившие его музыку? Неужели действительно всё кончено?
Но... что это? 22 ноября в Королевской Музыкальной Академии, где проходит мемориальный вечер в его честь, слышны музыка и смех! Дело в том, что Майкл не хотел печальных похорон - он желал что-то вроде вечеринки, встречи друзей. Его воля была выполнена и состоялся вечер посвященный не его смерти, а его жизни. Анни Леннокс исполнила песню Джоан Баэз "All My Trials", одну из любимых вещей Майкла. Брайан Адамс спел "Everything I Do...", а Дэвид Гилмор - "Wish You Were Here". Музыкальные композиции перемежались историями. Трое его братьев рассказали много забавного о его детстве. “Самая важная работа Майкла”, две его дочери, сдержали рыдания и поделились своими воспоминаниями об отце. Словом, приятные воспоминания и добрые шутки уравновесили горечь слёз. И даже в конце вечера, когда отец Майкла читал написанную накануне траурную Оду, казалось, что сам композитор здесь, он просто затерялся среди многочисленных гостей. И вот-вот выйдет к дирижерскому пульту, возьмет палочки, тряхнёт косматой седоватой шевелюрой, слегка прищурит весёлые глаза и зазвучит новая музыка!
Музыка романтичная, проникновенная и немного грустная... В одном интервью Камен признался, что его дочь однажды сказала: "Пап, почему ты пишешь так много грустной музыки? Ты же такой счастливчик!" Да, у него было все - деньги, слава, любовь. В этом смысле он, несомненно, счастливчик. Но что самое важное - у него была музыка, самая разная, и с её помощью он мог делать счастливыми абсолютно всех!