Micael Schenker Group 'Assault Attack'

Michael Schenker Group

100 тяжелых дисков которые сделали жизнь легче!

Автор: Юра „Хирург“

Итак - трижды герой тяжелой гитары Михаэль Шенкер и его альбом 'Assault Attack'! Тот редкий случай, когда заслуги человека в качестве сольного музыканта, безусловно, важнее всех его прежних, в таких группах, как Scorpions и UFO; не всякому дано в одиночку перекрыть подобные коллективные достижения. И всё же он сделал это, и гениальные риффы "Assault Attack" мне доводилось слышать гораздо чаще, чем что-то из репертуара UFO и даже Scorpions - хотя бы потому, что вступление к этой песне много лет было заставкой к передаче Севы Новгородцева "Рок-Посевы" на Би-Би-Си. А это само по себе многое значит!

Micael Schenker, 1981

В роду Шенкеров никогда не было музыкантов. И природа решила восполнить этот пробел едва ли ни в одном поколении - в одной семье за 18 лет их появилось на свет сразу трое! Это Рудольф Шенкер (31 августа 1948 года, известный нам по группе Scorpions), Барбара Шенкер (2 июля 1966 года, которую мы знаем по группе Viva) и Михаэль Шенкер, который родился 10 января 1955 года.

Юность их родителей пришлась на времена Третьего Рейха. Мать, дочь государственного служащего, была достаточно законопослушна и лояльна власти, как настоящая германская женщина. И как большинство немцев. Гитлер ведь пришел к власти абсолютно законно, за него действительно проголосовало большинство населения. А вот их будущий папа в молодости шалил! Сперва, правда, как и все участвовал в каких-то молодежных национал-социалистических организациях, но ему быстро надоело ходить строем и петь гимны. Он даже вошёл в некую конфронтацию с властями, бабушку раз в неделю навещали люди из Гестапо и пытались давить, а "папа" пустился в бега, однажды даже вынужден был "прыгать с моста на движущийся поезд" и так далее...

Об организованном сопротивлении власти тогда в Германии, по большому счету, речи не было - а "папа" просто был, как у нас теперь говорят, "неформалом". Если вы хотите лучше понимать ситуацию, то просто посмотрите фильмы 'Дети Свинга' (1993) или 'Пираты Эдельвейса' (2004), которые достаточно объективно рассказывают о ситуации с такого рода явлениями в Третьем Рейхе. "Свингюгенды", скажем, формально законов не нарушали, а просто слушали джаз, модно одевались и в частном порядке дрались с "гитлерюгендами". Это было зеркальным отображением ситуации в стране с совершенно другим (казалось бы) режимом - я говорю об известном противостоянии пионера Тимура и его команды и непослушных пацанов под предводительством Мишки Квакина...

Семейка Шенкер - Михаэль, Барбара и Рудольф Папа стал после обычным инженером-строителем, но бунтарский дух в нём не умер - что оказалось решающим фактором в нашей истории! Семья хотя и не была музыкальной, то явно тяготела к этому виду искусства. Михаэль вспоминает, что в доме было пианино и скрипка; на пианино пыталась играть мама, хотя совершенно не умела. Скрипку мучал папа - так, что это звучало "словно коту наступили на хвост"... Но зато ту страсть, с которой он это делал и его счастливую улыбку Михаэль вспоминает до сих пор!

Конечно, родители твердили братьям - вначале надо получить образование, "настоящую" профессию, встать на ноги, а музыка - это лишь хобби. Старшенький, Рудольф Шенкер, однажды обнаружил в папином офисе кучу материалов по йоге, которую тот изучал в свободное время и понял - что-то тут не так! Заниматься любимым делом урывками в свободное от работы время - это его не устраивало. И когда папа купил Рудольфу на шестнадцатый день рождения акустическую гитару, процесс, как говорится, пошёл... А младший брат Михаэль включился в него удивительно быстро.

По выходным родители исчезали в танцевальном клубе, оставляя в распоряжении братьев еще и радио, на волнах которого те искали независимые международные радиостанции, типа Radio Monte Carlo и Radio Caroline, которые передавали рок-н-ролл. Они услышали Литтл Ричарда, Элвиса Пресли, Джерри Ли Льюиса, а вскоре The Beatles, The Rolling Stones, родственную ей во всех отношениях группу Pretty Things и Yardbirds. Немецкое радио они не слушали - там в то время такого не передавали. И ничего подобного в их родном городе Зарштадт, под Ганновером, тоже пока не было. Все это предстояло создать им самим!

Рудольф достаточно быстро освоил подаренную гитару, а вот у Михаэля своего инструмента некоторое время не было. Гитару брата трогать было категорически запрещено, но тайком он, конечно, делал это. "Явить миру" свои достижения напрямую он не мог - так что однажды взял в руки папину скрипку и удивительно чисто взял несколько нот; тогда ему было официально позволено упражняться и на гитаре под присмотром старшего брата, а Рудольф только удивлялся, до чего же быстро малец всему обучается...

...и ростом-то был едва с гитару...На самом деле Михаэль оказался даже талантливее своего брата, и видя это, уже спустя два года Рудольф предложил Михаэлю играть в своей группе на соло-гитаре, взяв на себя ритм... Группу эту Рудольф сформировал почти сразу после того, как получил гитару на день рождения, еще толком не умея держать её в руках. Зато сразу же придумал ей название - Scorpions!

И снова обращаю внимание на то, как бывает важна поддержка родителей, как благодаря ей события могут направляться в правильное русло. Афишу для их первого выступления нарисовал папа, он же возил их с аппаратурой на выступления, так как они были слишком молоды тогда, чтобы садиться за руль. И он же сделал множество любительских записей их концертов и репетиций, в тот период, когда они еще играли кавера. И вообще, папа в принципе финансировал всю деятельность группы!

А мама - как подобает настоящей немецкой хозяйке - строго следила за финансовой дисциплиной! Как только у Scorpions начались профессиональные концерты (то есть за гонорары - а это случилось в конце сентября 1965 года), она завела гроссбух, в котором тщательно фиксировала приходы и расходы. Последние распределялись так - часть шла на возмещение папины трат, а часть на карманные деньги музыкантам...

Так вот, на одном из этих первых концертов однажды и выступил с группой брата Михаэль. Это было в 1966 году, ему было всего 11 лет. Он сыграл с ними всего пару песен. И впечатляюще справился с задачей - хотя, по собственным воспоминаниям, "и ростом-то был едва с гитару"... Позже Михаэль освоил и нотную грамоту, но по сути он - самоучка. И постиг он всё, имитируя других.

The EnervatesКогда он стал появляться на сцене со Scorpions, то родители были не в восторге от того, что одиннадцатилетний мальчик шляется со старшими подростками по клубам. И Михаэлю пришлось тогда, в 1966 году, создавать группу "детского", школьного формата - The Enervates. Они исполняли песни The Beatles и Михаэль одновременно пел и играл на гитаре. Самому старшему "музыканту" едва исполнилось 12 лет, по сути, они были одноклассниками, и фактически отыграли только на одной школьной вечеринке, а через три месяца разошлись. Но к 1968 году Михаэль организовал вокально-инструментальный ансамбль Cry (позже Cry Express), и тут уже к отбору музыкантов подошёл тщательнее - это были не просто друзья-одноклассники. Это были ребята, которые умели играть! И они оказались хороши - Рудольф даже припоминает, что о коллективе его младшего брата даже писала местная пресса "как о самой юной бит-группе Ганновера"!

Рудольф всегда признавал таланты Михаэля. Хотя считал, что тот слишком ленив, чтобы делать карьеру самостоятельно. Ну, а раз ему не разрешили брать братишку на сцену, он стал использовать его по-другому. Как композитора и аранжировщика! Эту "работу" он ему даже оплачивал - так, по заказу Рудольфа, Михаэль делал аранжировки каверов и даже самостоятельно сочинил несколько песен для Scorpions.

Беда была только в том, что ребята из Cry Express и сами уже достигли "опасного возраста" 13 - 14 лет, в связи с чем начали... бухать. Вмешался папа, и сказал: "Хватит уже этого рок-н-ролла... кончи-ка сперва школу, сынок"! Группу Cry Express пришлось расформировать....

Но неугомонный Михаэль к 1969 году с одним из бывших участников Cry Express создал коллектив Copernicus (иногда упоминаемый как The Copernics), в котором пел Клаус Майне. В музыкальном отношении в это период Михаэлю уже больше нравились Deep Purple, Led Zeppelin и Black Sabbath, то есть группы с тяжелым гитарным риффом в основе музыки.

Copernicus репетировали рядом со Scorpions и Клауса Майне заметил Рудольф - вокалист ему явно понравился. А поскольку родители поручили ему присматривать за младшим братом в этот непростой период, он решил, что ему будет это делать проще, когда тот будет под рукой - и забрал его в Scorpions, а заодно и Майне прихватил. Родители, правда, не знали, что Scorpions тоже не были "белыми и пушистыми" - Михаэль фактически заменил гитариста, которого упекли в кутузку как раз за наркотики; кажется, на пару с прежним вокалистом...

Scorpions, 1971К 1971 году Scorpions были вовлечены в запись саундтрека анти-наркотического фильма 'Das Kalte Paradies', и в студии, где они работали, их услышал продюсер Конни Планк (позже он прославился работами с Kraftwerk); он сам предложил им помощь в записи альбома. В итоге, после заключения в октябре 1971 года сделки с довольно крупным лейблом Metronome, появился 'Lonesome Crow'. Он был записан всего за неделю в гамбургской студии Star Studios, и песни его действительно имеют все черты саундтрека - с изобилием инструментальной части и полным отсутствием ярких мест. Тем не менее, Scorpions получили благодаря ему первые радио- и теле-эфиры.

Сами Scorpions недолюбливают этот альбом, но вот Михаэль его, похоже, не стесняется. Он не раз заявлял, что написал большинство песен для него, хотя в авторах указана вся группа. Ну, по крайней мере, одна песня точно целиком принадлежит ему - "In Search Of The Peace Of Mind". Но эти претензии он начал предъявлять позже, а тогда он просто гастролировал вместе с группой брата. И именно со Scorpions стал героем хард-роковой гитары в первый раз!

В ходе одного из выступлений со Scorpions он обрёл и свой "знаковый" инструмент - чёрно-белый Gibson Flying V. Надо сказать, что до этого у него перебывало много инструментов, и большая часть переходила к нему "по наследству" от старшего брата. Но как-то в Гамбурге случилось непредвиденное - он оставил свою гитару (тогда это был Les Paul) в доме у родителей подружки, а те заперли дверь и куда-то ушли. Перед концертом он подошёл к брату, объяснил ситуацию и ему был выдан этот самый Gibson. После выступления он был в таком восторге от инструмента, что не отдал его обратно. "Я буду играть на этой гитаре" - заявил он. Ну, Рудольф великодушно смирился...

Михаэль известен и гитарой и своеобразной манерой игры. Которая уже сформировалась к 1972 году. "Когда мне было лет семнадцать, я сказал себе - всё, хватит, я достаточно послушал чужой музыки, теперь надо сосредоточиться на своем творчестве и развиваться самостоятельно". С той поры, по его утверждению, он не покупает и не слушает диски других исполнителей. И "возгордился" он в столь нежном возрасте не напрасно. Об этом свидетельствуют последовавшие вскоре события.

В июне 1973 года Scorpions открывали концерты UFO и Chicken Shack в ФРГ. Гитарист UFO Берни Марсден (который заменял тогда Мика Болтона) оказался довольно разболтанным типом, забыл свой загранпаспорт и поэтому не смог вылететь из Англии в "бундеса". Задумчиво слонявшиеся из угла в угол во время саундчека Scorpions, музыканты UFO обратили внимание на молоденького гитариста и предложили ему сыграть вместо Марсдена на вечернем концерте, с чем Михаэль великолепно справился. Он отработал со Scorpions, а после вышел и отыграл с UFO. Так было пару раз - а потом англичане просто предложили ему постоянную работу.

Для восемнадцатилетнего немца это было предложение из разряда тех, от которых нельзя отказаться. Что ждало его на родине, раздираемой краут-роком и второсортной поп-музыкой в преддверии нашествия всяких там "Чингиз Ханов" от диско? А там, на Туманном Альбионе, творилась история рока... UFO казались ему явлением того же разряда, что Led Zeppelin с Black Sabbath, творчеством которых он восхищался. "Некоторые вещи тогда... вообще казались недоступными для немцев. Это нагоняло тоску... мне нужен был лучик надежды, уцепиться за что-то и вырваться отсюда - UFO как раз подходили для этого. Хотя масштабы их славы тогда я для себя явно преувеличивал. И я сказал брату - если англичане меня позовут, я соглашусь сразу, потому что должен свалить отсюда. Я его честно предупредил..." - вспоминает Михаэль.

Но известные пропойцы из UFO Фил Могг и Пит Уэй не были к тому же ещё и проходимцами - они были джентльменами! Которые, как известно, всегда до синевы выбриты и слегка пьяны, а не наоборот... Так вот, синеватые джентльмены честно спросили разрешения забрать паренька у его старшего брата, худрука Scorpions. Далее показания сторон несколько расходятся. Рудольф уверяет, что был не только не против, но даже счастлив, и сказал что-то типа: "Забирайте - мы уже несколько лет пытаемся от него избавиться". Однако ходит слух, что он всё-таки поставил брату условие - тот должен был написать несколько песен для следующего диска Scorpions. И он это сделал, сочинив "Fly To The Rainbow", "Fly People Fly" и "Far Away" для альбома 'Fly To The Rainbow' (1974).

И переехал в Лондон! Было тяжело - по-английски он понимал тогда совсем плохо, всего стеснялся и пугался. Но "натурализоваться" решил всерьез - с тех пор даже предпочитает, чтобы его называли на английский манер, не Михаэлем, а Майклом. Мы тоже будем его так называть с этого момента, раз ему так больше по душе!

Итак, в январе 1974 года UFO с девятнадцатилетним Майклом Шенкером в составе подписывают контракт с фирмой Chrysalis и записывают любимый многими альбом 'Phenomenon'. Шенкер сочинил его почти весь, и в частности, две композиции ставшие "золотыми стандартами" хард-рока на века - это "Rock Bottom " и "Doctor Doctor". Так, с группой UFO, Шенкер стал героем хард-роковой гитары во второй раз!

Майкл, впрочем, признаёт, что творчество всё-таки было совместным и достаточно спонтанным; альбом был готов очень быстро. В основном песни сочиняли они вдвоем с вокалистом Филом Моггом. Как правило, Шенкер предлагал какой-то рифф - а Могг уже обыгрывал его, как мог. По словам Майкла, в группе было достаточно народу, чтобы потом еще сделать массу всяких мелких, но симпатичных добавок и украшений. В итоге сложно судить, кто именно и за что отвечал; тем не менее, песни основанные на риффах Шенкера узнаются безошибочно, хоть в репертуаре UFO, хоть у Scorpions и вообще - где угодно! Рука мастера...

Кстати, о руках и ногах. Ходил такой слух, что изрядно поднаторевший Шенкер, упиваясь своим мастерством, записал песню "Lipstick Traces" для 'Phenomenon', играя ногой! Да, такой эксперимент отчасти действительно имел место быть. Он и правда пробовал сыграть "Lipstick Traces" ногами, и это у него вышло. Когда они вдвоём дурачились в студии с барабанщиком Энди Паркером... Но на записи он играл всё-таки руками!

Не прошло и трёх месяцев его жизни в Англии как ему, абсолютному новичку, поступило предельно лестное предложение поработать в составе The Rolling Stones. Руками, естественно. Как вспоминает Майкл, ему позвонил кто-то из менеджмента группы и предложил явиться на прослушивание. Но... он испугался! Даже у брата принялся спрашивать совета. Потом вдруг вспомнил, как закончил свою жизнь музыкант The Rolling Stones Брайан Джонс (он утонул в бассейне, предположительно, переборщив с разными веществами - хотя слухов на сей счет ходит множество). А потом где-то ещё увидел фотку группы, на которой они якобы "ищут друг у друга вшей в волосах" (тут ничего не могу тут сказать - у Stones была куча стрёмных фоток, но такой я лично не помню). В любом случае, Майкл решил с ними не связываться и на прослушивание не пошёл.

Впрочем, и обстановку в UFO стерильной тоже было нельзя назвать. Майкл попал в оборот из череды бесконечных гастролей, репетиций, записей и "увидел разницу между настоящим коллективом и Scorpions в те времена". Но заодно стал также частью незаконного оборота и потребления наркотиков и алкоголя. Это дело было настолько обычным в UFO, что даже Оззи Осборн уважительно произнёс: "Меня называют сумасшедшим, но до Пита Уэя мне далеко". Равно, как и до Фила Могга. И в итоге эти весёлые джентльмены с тончайшим английским чувством юмора в конец споили и затерроризировали маленького немца, который большую часть их шуток просто банально не понимал...

К тому же Филл Могг был абсолютным диктатором. По его приказу в мае 1974 года в группу взяли второго гитариста Пол Чапмена, и у Майкла создалось впечатление, что ему не доверяют или даже ищут замену. Ему никто ничего не объяснял, да и понимал он объяснения плохо. Именно тогда он впервые оставил UFO. Поначалу его уходы напоминали срывы, мальчишеские выходки - каковыми отчасти и были. Таких уходов было несколько, он сорвал не один концерт, иногда просто бросая всё в середине шоу. Он даже усомнился в какой-то момент в своих силах - появилась боязнь сцены, от которой он начал принимать таблетки (и не только те, что выписал ему доктор).

Так или иначе, но в 1975 году именно его "конкурент" Чапмен был уволен, а группа стала чаще бывать в США. В июле 1975 года к ним присоединился Дэнни Пейронел (Heavy Metal Kids). А вот он уже уволен был как раз по совету Шенкера в июле 1976 года. Шенкер тогда убедил Могга, что "Дэнни отличный музыкант... но его стиль игры им совсем не подходит". Но это был первый и последний раз, когда Могг спросил или послушал совета у Шенкера по организационному вопросу. Вскоре его диктатура была восстановлена, и в итоге в июле 1977 Майкл уже в третий раз сбежал из UFO.

UFO - Уэй и Шенкер в 1978 годуК тому времени он успел жениться, и вернулся он в Ганновер уже с женой Габи. А в августе 1977 года снова вернулся в UFO! В сентябре их альбом 'Lights Out' начал активно продаваться в США, и в июне 1978 года UFO начали там тур, который закончился только в октябре. Во время этого тура, кстати, UFO записали концертник 'Strangers In The Night'.

Но Майкл уже слишком устал от всего этого. "Я помню, вернувшись в Англию, сидел в машине, листал Billboard и увидел что 'Lights Out' уже достиг тридцатого места. Я представил себе, что будет дальше и меня прямо затрясло. Я понял, что не могу вернуться в Америку и провести там еще шесть месяцев на трассе. Это означает пить каждый день, тридцать ночей в месяц, шесть месяцев. 180 дней, полгода! Я не мог. Я бы умер... И я просто упаковал свой чемодан, всё продал и исчез". В ноябре 1978 года исчезнувший Майкл был официально и окончательно отчислен из UFO.

Уход из успешной группы, набиравшей обороты в США, сопровождавшийся продажей некоторого имущества и таинственным исчезновением казался многим поступком странным. Поползли слухи, что Шенкер примкнул к секте мунитов. В те годы религиозная шарашка Мун Сон Мёна как раз была у всех на слуху, даже президент США Ричард Никсон не гнушался пожимать Муну руку. Не удивительно - ведь тот мог, щелкнув пальцем, собрать на какое-нибудь мероприятие более миллиона человек, которые по его учению "всё продали" и отдали своему лидеру, благодаря чему Мун и владел самой настоящей финансовой империей.

Однако, это было не про Майкла. С мунитами он дел не имел, просто греться в лучах чужой славы больше не хотел. И уехал в Гамбург к своей Габи. Да и не только в славе было дело. Видимо, отношения между диктатором Филом Моггом и требовавшим всё большего уважения Майклом Шенкером стали тогда совсем плохими. "Фил всегда был драчуном. Он все время нарывался. Я сказал ему - ударишь меня, и я уйду из группы. Он, видно, решил проверить... Ударил - и я ушел" - это слова Шенкера. А теперь послушаем, что говорит на этот счёт его оппонент, Фил Могг.

"Да, это я слышал... Он уходил от нас полдюжины раз, он уходил от Scorpions дважды, а потом даже покинул свою собственную группу! И он всегда уверял, что это была не его вина, а чья-то еще. Он из тех, кто не хочет отвечать за свои поступки. Может, я уже и забыл чего, но тогда я его не бил. Я его просто толкнул, а это не совсем то же самое, а повздорили мы из-за того, что он не был принят в финансовую сделку на равных правах с нами. Но мы и не были на равных с ним, ведь когда-то ещё до него мы вкладывали все личные деньги в группу, покупая оборудование и так далее. Да и вообще это была буря в стакане воды... детский сад".

Рудольф Шенкер как третья сторона, однако, тоже подтверждает факты рукоприкладства в UFO. "Михаэль и Фил постоянно бухали и били друг друга. Фил не сахар, и братец мой под стать. Когда он решил вернуться в конце 1978 года в Scorpions... я отправил Филу бутылку виски в знак примирения и благодарности".

Итак, Майкл снова в Scorpions. Правда, ненадолго. Он поучаствовал в записи альбома 'Lovedrive' (1979) наравне с другим гитаристом, Маттиасом Ябсом. Но в тур, начавшийся 23 марта, поехал только Майкл. Напрасно, однако, Рудольф понадеялся на брата. Наследие UFO не отпускало его. Он то напивался до бесчувствия, то находился в прострации. Его едва хватило на три месяца. Перед очередным концертом в Кёльне Маттиас был вынужден заменять его. Потом в Париже... Потом в Бельгии... В Марселе он окончательно оставил Scorpions, сел со своей Габи на мотоцикл и пустился в двухнедельный вояж в Барселону, прикупить дешевой травы и прочих веществ на Пляса Дель Трипи (так местные называют площадь имени Джорджа Оруэлла)...

"Я согласился поехать в тур в поддержку 'Lovedrive', но толком не смог отработать, ничего у меня не вышло, я только подвёл всех. Мне предстояло копировать то, что сделал до меня Ули Джон Рот, а это было не в моём духе. То время для меня было как чистилище, переходная зона, мне совершенно точно уже не было места не только в Scorpions. Но и вообще - нигде... Я сказал себе... нужно экспериментировать с музыкой, делать то, что надо мне, а не ездить по турам подобно запрограммированному кем-то другим роботу. Именно тогда я и решил делать свой собственный проект" - вспоминает Майкл.

Он записал демо из нескольких своих песен и 25 августа 1979 года в кулуарах Рэдингского фестиваля оно ему пригодилось - Рудольф познакомил его там с менеджером Питером Меншем. Менш послушал материал и согласился заниматься проектом Майкла. Гитарист немедленно принялся формировать состав. Но не всё было так однозначно - и судьба продолжала искушать Майкла Шенкера.

Он внезапно получил предложение занять место гитариста в Aerosmith откуда как раз вдруг ушёл Джо Перри. Менш заставил его полететь в Нью-Йорк, чтобы разузнать всё на месте. Он поехал, но ему так и не удалось ни разу попробовать сыграть вместе с Aerosmith, потому как Стивен Тайлер был "никакой". "Я пять дней просидел в гостинице, ждал. Я тоже тогда был не в лучшей форме и думал - что я вообще тут забыл? В конце концов, мы встретились - но играть никто не мог". К тому же масла в огонь подлил работавший тогда с Aerosmith лондонский продюсер Гэри Лайонс. Голубоглазый и светловолосый немец явно не давал ему покоя. То ли Гэри весело орал "яволь, майн фюрер" в ответ на невинные просьбы Шенкера, то ли "зиганул" ему при встрече - история об этом умалчивает. Однако наш "истинный ариец" почувствовал себя уязвлённым и дело было совсем не в идеологии - просто он же изо всех сил старался стать своим среди англосаксов, стать их частью... а тут такое дело! В общем, Майкл пулей вылетел из комнаты задолго до официального окончания встречи.

Затем, по уверениям Шенкера, и его любимые Deep Purple, и Whitesnake захотели видеть его в своих составах... но в итоге он сказал "нет" всем, и в том же 1979 году официально начал сольную карьеру, создав первую версию Michael Schenker Group (MSG). Поначалу оставалась некая связь с Aerosmith - музыканты этой группы, Джоуи Крамер и Том Гамильтон, едва не стали ритм-секцией первого состава группы Шенкера. Пару месяцев спустя после несостоявшегося вступления Майкла в Aerosmith Стивен Тайлер всё еще не мог ни играть, ни просто нормально жить, а потому лёг в клинику лечиться ото всех мыслимых зависимостей. Тут-то Питер Менш и договорился с его коллегами. Те были не против, Майкл поехал в Бостон и они начали репетировать. Но Тайлер неожиданно быстро выписался... Тогда Майкл взялся за подбор кадров сам и попытался продолжить с Нилом Пертом и Гедди Ли из Rush (они дружили еще с поры совместных гастролей с UFO). В итоге тоже не срослось. Их место заняли басист Билли Шихан (тогда еще известный только по работе в Talas), ударник Денни Кармасси (из Montrose). Появился и вокалист Гэри Барден. Бардена Майкл тоже приметил сам, когда случайно услышал демо его прежней группы, Fraser Nash. Они репетировали с Шиханом, Кармасси и Барденом в Лондоне около четырех недель.

Однако даже шапочное знакомство со Стивеном Тайлером в те времена было чрезвычайно "заразительным" - и в январе 1980 года Майкл вернулся в Ганновер, чтобы как и "старший товарищ", малость подлечиться. В апреле он вернулся в Лондон, но прежняя ритм-секция его не дождалась. И в записи первого сольника помогали уже другие люди - джазовый сессионный басист Мо Фостер, коллега Джеффа Бэка барабанщик Саймон Филипс и наёмный клавишник Black Sabbath и Rainbow Дон Эйри. Ну, и Гэри Барден. Работу продюсировал сам Роджер Гловер (Deep Purple). Альбом 'Micael Schenker Group' вышел в августе 1980 года.

1982 - Chris Glen, Graham Bonnet, Michael Schenker, Ted McKenna Как только он вышел, был сформирован и концертный состав для предстоящего мирового турне. Первым был барабанщик Кози Пауэлл (еще один перебежчик из Rainbow и приятель Дона Эйри). С ним Майкл и Гэри немедленно начали репетировать, и уже позже подтянулись гитарист и клавишник Пол Раймонд (бывший коллега Майкла по UFO), а также малоизвестный басист Крис Глен. В сентябре - декабре 1980 года они в таком составе отыграли два тура, по Великобритании и по США.

Затем они все вместе начали записывать второй альбом - 'MSG'. В перерывах Майкл успел ещё и поучаствовать в записи сольника Берни Марсдена 'Look At Me Now'. Почти одновременно с выходом альбома, а августе 1981 года, состоялся первый японский тур. Во время него был записан концертник 'One Nnight At Budokan'. После выступления на фестивале Монстры Рока они начали английский тур. Но уже 19 сентября 1981 года Майкл Шенкер и Кози Пауэлл поругались.

Майкл оставил свою собственную группу и уехал в Лондон, очередной концерт в Брэдфорде был сорван и отложен до 4 ноября. Но в ноябре 1981 года группу покинули Барден и Раймонд. Формально они сделали это добровольно - но многие считают, что на них оказал давление менеджмент в лице Питера Менша, желавший обновить состав. Главным для него было благополучное функционирование Шенкера, и он решил сменить для нервной "звезды" обстановку. Таким образом, вскоре начал складываться "золотой" состав, записавший впоследствии альбом 'Assault Attack'.

Micael Schenker Group
Assault Attack, 1982 (Chrysalis)

Assault Attack
Rock You To The Ground
Dancer
Samurai
Desert Song
Broken Promises
Searching For A Reason
Ulcer

Грэм Боннет - вокал
Михаэль Шенкер - гитара
Крис Глен - бас-гитара
Тэд Маккенна - ударные
Томми Эйр - клавишные
Вокалист Rainbow Грэм Боннет говорит, что когда оттуда (из Rainbow) ушёл Кози Пауэлл, с которым он дружил, как и с Доном Эйри, ему там стало "совсем не прикольно". У него опустились руки. Он нашел в себе силы на запись бэк-вокала только одной песни, и хотя его менеджер настоятельно рекомендовал ему группу не покидать, не послушался. "Если это больше не в кайф - оно мне надо?" - ответил Боннет. А вскоре случилось следующее.

"Кози уже был в группе Шенкера, и именно он пригласил меня на их концерт - кажется это был Country Club в Лос-Аджелесе. Я пришел, послушал. Уж не знаю, что там у них случилось в тот вечер, но Кози подошёл ко мне и странно так спросил – ну как тебе? Я сказал, что всё здорово и песни классные. До этого я ни самого Шенкера, ни других ребят не знал и не слышал. И тут Кози вдруг спросил - хочешь к нам? На что я заметил, что у них есть вокалист... А Кози ответил, что он вроде как уходит. Так оно и было. Гэри Барден действительно вскоре ушел - не знаю, что там случилось. Может сам, может уволили"...

На самом деле Барден был изгнан из группы, как утверждает Шенкер, по настоянию Менша: "Ему вдруг показалось, что мне нужен новый вокалист, отсюда все и пошло. А кто вместо него? Менш предложил Дэвида Ковердейла и Грэма Боннета. Я остановил выбор на Боннете. Просто подумал, что он будет комфортно чувствовать себя со старым приятелем Кози Пауэллом, который уже был в нашей группе. Может, тому было бы не по душе работать с другим вокалистом".

На самом деле Шенкер кривит душой - не было у него причин беспокоиться о душевном комфорте Кози Пауэлла. Активные переговоры велись именно с Ковердейлом, которого он очень любил. Но тот то ли тянул, то ли в итоге отказался. У Шенкера больше не было времени думать - и он подослал к Боннету Пауэлла, что сработало безотказно и быстро...

Боннет вспоминает, что через пару недель после разговора в Country Club он получил от Майкла демо-записи, подписанные "срочно". Там было три композиции, только основы - Шенкер хотел от Боннета слова и мелодии. Результат ему понравился, и в феврале 1982 года Боннет уже репетировал с группой.

Боннет стал важным соавтором Шенкера. Не удивительно - ведь английский язык не был коньком Майкла. Вот он и поручил эту работу Боннету. Сам сочинял основы треков и делал основные аранжировки, а Боннет дальше трудился над ними дома - точнее, дома у Роджера Гловера, потому что больше ему в Лондоне было не у кого тогда остановиться. Там он "выпивая для вдохновения" сочинил тексты для всего альбома - и это была первая такая большая работа в его жизни, в Rainbow ему такого не доверяли! Боннету было непросто сочинять тексты и мелодии для уже практически готовых и аранжированных песен, это несколько озадачивало его. Он привык работать с Блэкмором и ждал от Шенкера конкретных указаний - где нужно вступать, где останавливаться. А тот просто отмахнулся и сказал: "Делай как знаешь. Вступай, когда сочтешь нужным. Потом, когда мы запишем твой вокал, я скорректирую свои партии, ориентируясь на результат".

1982 - Боннет и ШенкерТак они до конца марта 1983 года работали вдвоем с Боннетом, спокойно, никого не трогая, а потом зазвонил телефон... Кто говорит? Он! Это был он, великий и ужасный Оззи Осборн, расстроенный недавней гибелью своего гитариста.

Шенкер вспоминает: "Среди ночи мне позвонил совершенно раздавленный Оззи с рассказами о смерти Рэнди Роудса и предложениями попробовать поработать вместо него. Я ответил в том духе, что сейчас на дворе ночь, и я перезвоню позже, так как сначала всё равно надо обсудить это с Питером Меншем. И так далее... Признаться, мне было очень лестно занять место Рэнди, но я не мог и не хотел принимать быстрых решений - ведь мы вовсю работали над 'Assault Attack'. Я внутренне почти согласился, но что-то подсказывало: не надо! Потом я услышал безумные истории о том, как Оззи таскает людей по сцене за волосы, и прочее. Если бы я присоединился к Оззи, я бы сломал себе жизнь. И я вспомнил, как мой брат Рудольф попросил помочь Scorpions. И как я не отыграл тот тур. Я не мог просто - потому что не мог копировать кого-то... тем более Рэнди Роудса!"

Шенкер всегда утверждал, что это именно он сказал Оззи "нет". Осборн же говорил, что переговоры с Михаэлем Шенкером остановил он сам - типа, "в качестве подъемных Шенкер хотел целое состояние" и выдвинул ряд экстраординарных требований, вроде персонального бизнес-джета и так далее. "Мне не нужна была такая головная боль" - заявил Оззи. Правда же где-то посередине - "неподъемные подъемные" и личный самолет были, вероятно, своеобразной формой мягкого отказа...

Надо сказать, что по ходу дела приятель Боннета Кози Пауэлл вдруг перестал испытывать обеспеченный ему "душевный комфорт", посещать репетиции и вообще куда-то пропал (говорят, что Ковердейл тогда затягивал его в сети Whitesnake). Тогда Крис Глен похлопотал за своего бывшего коллегу Теда МакКенну (тот тогда работал с Грэгом Лейком), и его посадили за барабаны. Тед заменил Кози без всяких эмоций - он вспоминает, что в целом обстановка в коллективе была спокойной "несмотря на слишком сложное поведение Майкла в те дни, он всегда был очень профессиональным, когда дело касалось работы... тогда было куда больше единства, чем много лет спустя, когда мне снова довелось играть в этой группе"! В апреле 1982 года Майкл вновь вышел на сцену со Scorpions - это был концерт в лондонском Hammersmith Odeon. А в мае 1982 года Шенкер, Боннет, Глен и МакКенна вместе с Томми Эйри (клавишником Гари Мура) начали продлившиеся до июля записи 'Assault Attack' во Франции, в студии Le Chateau.

Le Chateau d'HerouvilleLe Chateau d'Herouville (она же Strawberry Studios) - одна из первых французских студий международного масштаба. Примерно с конца 60-х и по 1985 год она переживала период расцвета, и здесь записывались и даже жили легенды музыки типа Элтона Джона, Дэвида Боуи, Grateful Dead, Марка Болана и T-Rex, Pink Floyd, Dire Straits, Jethro Tull, Uriah Heep, Rainbow, Fleetwood Mac. Музыканты, конечно, разные - но всем нравился и звук, и атмосфера студии. Всё потому, что студия эта - переделанный исторический особняк XVIII столетия с обширным парком. Она находилась в трех десятках километров от Парижа - и существует легенда, что в свое время Фредерик Шопен и Жорж Санд трахались тут тайком по выходным...

Надо сказать, что в 1982 году студия уже испытывала финансовые трудности и несколько выходила из моды. Оборудование 1977 года уже считалось устаревшим, в парижских студиях появлялись первые компьютерные штучки, а у тогдашних владельцев Le Chateau денег на это не было. Тем не менее, результат записей группы Шенкера был потрясающим. Может быть от того, что музыкантам довелось спать в тех же кроватях, что Шопену и его любовнице, а может потому, что записью занимался продюсер Мартин Бёрч... Бёрч, отвечавший в свое время за классический саунд альбомов Deep Purple, Rainbow и Black Sabbath, вовсю уже наруливал новый метал-звук с Iron Maiden в то время. Его роль в постановке такого же звучания на 'Assault Attack' переоценить трудно...

Musicland в Мюнхене - располагалась в подвале высотки Arabella-HochhausЗапись части вокальных партий и сведение делали в студии Musicland в Мюнхене. Это еще более известное место, чем даже Le Chateau, хотя и не такое "историческое". Студию эту создал в конце 1960-х итальянец Джорджио Мородер. Он остался известен в истории музыки, прежде всего, как один из пионеров стиля диско и участник диско-группы Munich Machine. Однако его студия только на диско-проектах не специализировалась - там работали Led Zeppelin, Queen, The Rolling Stones, Electric Light Orchestra, Элтон Джон, а также Iron Maiden, Deep Purple и Rainbow. Она располагалась в подвале высотки Arabella-Hochhaus, что стоит на прежнем месте и сейчас (там теперь гостиница Sheraton Munchen Arabellapark Hotel). Однако самой студии там нет уже с начала 1990-х. Дело в том, что прямо чуть ли не через этот самый подвал проложили тогда новую ветку (U4) мюнхенского метро, которое заглублено далеко не так как московское. Шум и вибрации сделали невозможным дальнейшее производство качественных записей в этом месте... Но именно там когда-то и была завершена работа над альбомом 'Assault Attack', благодаря которому Шенкер стал героем хард-роковой гитары в третий раз!

Как обычно, в поддержку альбома был запланирован тур. 27 августа состоялся его первый, так называемый "секретный" концерт в Колледже индустриального искусства в Шеффилде. Точнее, не совсем состоялся... Самая распространенная версия гласит, что в этот день Боннет вышел на сцену пьяным и начал вытворять непотребное, что привело в ярость Шенкера и он тут же уволил вокалиста. Многие считают, что Боннет снял штаны и показал публике задницу.

А теперь послушаем, что скажут сами участники событий. "Когда мы начали наш первый концерт в Шеффилде, Грэм начал сходить... с ума. И всё. Прошло 15 минут концерта, и после этого наступил финал" - вспоминает Шенкер. "Но я не увольнял его! Я лично вообще никогда никого не увольнял. Знаете, как всё было? Мы были на сцене, все вместе, я целиком сфокусировался на своих партиях и минут через пятнадцать... обнаружил, что вокала нет. Я стал оглядываться кругом - но Грэма не было! Я не знаю, что он там сотворил и после концерта его так и не нашёл. Видимо, он сделал что-то странное на сцене и просто исчез. Просто исчез..."

Следует пояснить, что тот концерт проходил в достаточно небольшом помещении, почти в камерной обстановке и в очень тесном контакте с публикой. Говорят, что за небольшой сценой вместе с официально заявленной группой играл ещё и дополнительный состав, "сгущавший" звук до студийного - Стив Кейси, техник Майкла, исполнял некоторые дополнительные гитарные партии, Энди Най - клавишные, а Хью МакКенна, брат Теда, подпевал. Все эти функции должен был взять на себя один Пол Реймонд - но с ним договориться не удалось! Это, впрочем, обманом публики не было - такая толпа всё равно не уместилась бы на крошечной сцене. Грэм же был против даже такого "вынужденного обмана" и, приняв на грудь, высказал Шенкеру своё "фу". В начале концерта он попытался вытолкнуть "скрытого" гитариста на сцену, чтобы "публика видела правду". Всё закончилось реальным кулачным боем между Боннетом и Шенкером. Злые друг на друга как черти, они начали концерт.

"Я хватил через край" - признает сегодня Боннет. "Я весь день пил, и у меня был небольшой спор с Майклом. Сет-лист и некоторые тексты на листочках я закрепил на мониторах на краю сцены, но когда аудитория полезла вперёд, случился кавардак и некоторые мониторы сдвинулись, "шпаргалки" перевернулись и стали бесполезными. Я запутался уже на первой песне. К тому же у меня расстегнулась ширинка - сломалась молния. И наружу выскочил мой пенис, потому что я не ношу трусы. Я попытался сделать это частью шоу. Но все начали орать друг на друга. Я начал орать на публику, а публика - на меня".

С Шенкером на следующий день связался менеджер Боннета, он извинился от имени певца за "катастрофический концерт", объяснив, что "всё дело было в бардаке на площадке" и в том, что у Боннета выдался "неважный день". В любом случае он стал для него тогда последним в группе... На следующее выступление в Рэдинге, где они были хэдлайнерами фестиваля, попросили снова выйти Гэри Бардена. Говорят, у него была всего пара часов на репетицию, но он справился. Вскоре произошло расставание с Питером Меншем - вероятнее всего, это были события одной цепочки, поскольку именно он годом ранее Бардена из группы прогнал...

Группа, кстати, и по сей день не прекратила свое существование. С разными музыкантами Майкл Шенкер продолжает упрямо идти своей дорогой. Он не заработал миллионов, но заслужил всеобщую любовь и несколько "гитарных" наград и титулов, успел побывать с концертами во всем мире, в том числе и в нашей стране. И всюду, на каждом концерте, неизменно звучит знаменитая заглавная композиция альбома 1982 года, "Assault Attack". Хотя Шенкер уверяет, что у него нет любимых песен... У него, может, и нет. А у нас - есть!