Пол Рейвен: 16.01.1961 - 20.10.2007

Ministry

Мемориал. До встречи на другой стороне...

Автор: Юра „Хирург“

Жизнь как зебра. Светлая полоса, темная, опять светлая, снова темная... А в конце - жопа. Только вчера, казалось, была причина радоваться светлой полосе - новый диск Ministry 'The Last Sucker' попал в альбомные чарты журнала Billboard. Черная полоса не заставила себя ждать - 20 октября был найден мертвым один из создателей упомянутого диска, бас-гитарист Пол Рейвен.

Paul Vincent Raven

"Я в глубочайшем шоке," - говорит Эл Йоргенсен, фронтмен Ministry. - "Мир музыки стал печален и пуст. Рейвен был экстраординарным музыкантом, ближайшим другом, и не только моим. По нему будут многие скучать. Единственное, что утешает - Пол сейчас в лучшем из миров и уже наверняка "замутил" там новый проект с достойнейшими людьми!"

А всякого рода проектов за плечами усопшего даже в худшем мире была целая куча. Но обо всём по порядку. Итак, Пол Винсент Рейвен родился в английском Вольверхэмптоне 16 января 1961 года. Сразу замечу, что звезда глэма Гари Глиттер в те годы тоже выступал под псевдонимом Пол Рейвен. Но это лишь совпадение - Полу Винсенту Рейвену нравилась совсем другая музыка. "Я ринулся на сцену во времена оголтелого панка, в 1977 году... потому, что те времена в Англии были пропитаны насилием. Я был настоящим радикалом, анархистом и считал панк политическим, социальным, рабочим движением".

Так политические взгляды привели его в ряды первой панк-группы родного города - Neon Hearts. По существу это была дворовая команда. Но ежедневные многочасовые репетиции в подсобном помещении местного музыкального магазина и бессонные ночи, проведенные за сочинением первых песен, превратили доморощенных анархистов в сносных музыкантов... Они сами выпустили первый сингл, "засветились" на местном радио, попали в независимые чарты и привлекли внимание прессы. Но ввиду неискушенности они в 1978 году подписали кабальный контракт с Satril / WEA и те принялись измываться - увольте того, примите этого, музыку перепишите, слова измените... Таким адским образом вышел еще один сингл и альбом 'Popular Music' (1979). Но это была не та музыка, о которой они мечтали - и группы не стало.

А Пол на всю жизнь затаил обиду на шоу-бизнес... Например, никогда не стеснялся покупать, слушать и даже продавать пиратские диски! И презирал контракты и деловые обязательства. "Лучше я продам один диск за углом, чем миллионы благодаря попаданию в хиты Billboard. Я играю то, что люблю, делаю с этим что хочу и меня не е..т, что другие думают по этому поводу". Жизнерадостный весельчак, он решил для себя главное - прежде всего, музыка должна приносить удовольствие. Так что его участие в 1982 году в глэм-составе Kitsch (вместе с Тайлой, будущим лидером легендарных Dogs D'Amour) было скорее забавой, чем серьезным делом. Но веселье быстро прекратилось и группы не стало. Пришло время серьезного дела... Только название у него было несерьезное - группа "Убийственная Шутка" (Killing Joke).

Впрочем, шутки - шутками, а к 1982 году они уже звучали в эфире радио ВВС, имели несколько успешных релизов, контракт с мейджором, несколько попаданий в разные хит-парады. Сегодня это имя свято для многих серьезных музыкантов. Такие гранды, как Metallica, Foo Fighters, Fear Factory развивали потом их идеи слияния панка, индастриала и гитарного рока и делали многочисленные кавера их песен. Но в то время в рядах Killing Joke наблюдались разброд и шатания - половина состава во главе с лидером Джэзом Коулманом, человеком впечатлительным, под влиянием мистических учений и в результате использования в качестве закуски для алкоголя психотропных средств, стала всерьез опасаться... конца света. Ожидали его конкретно в феврале 1982 года. И на это время "слились" в Исландию. Мол, в такой дыре даже после апокалипсиса хуже не будет! В общем, ребята были на грани. Не выдержав всеобщей паранойи, ушел басист, а новичку Полу Рейвену пришлось напялить шапку-ушанку и отправится репетировать на ледяные просторы далекого северного острова!

"И что ты будешь делать накануне конца света?" - строго спросил Коулман новоприбывшего. "Трахать все, что шевелится" - уверенно ответил тот. Коулман покраснел и... зашевелился! По его команде Killing Joke вернулись в Англию, записали альбомы 'Fire Dances' (1983), 'Night Time' (1985) и достигли нешуточного успеха с синглом 'Love Like Blood' (16 место хит-парада). Но после экспериментального диска 'Brighter Than A Thousand Suns' (1986) многие поклонники начали отворачиваться от них.

А в 1987 году Коулман сочинил и вовсе нечто невообразимое, рассчитывая издать в виде сольного альбома. Но слишком увлекся - проект вышел за рамки бюджета. Когда люди из компании звукозаписи услышали частично готовый продукт, то поняли - такое купят разве что совсем конченые психи. Что же делать, как обеспечить продажи? Решили продавать работу как новый альбом Killing Joke. Полу в числе прочих предложили участвовать в записи. Но он на авантюру не пошел - не по нутру ему стал "весь этот Джэз". За что и был отчислен. Треклятый 'Outside The Gate' (1988) вышел без него и стал жирной точкой в успешной карьере Killing Joke.

Они ещё пару лет занимались мышиной возней, делая сомнительные записи и давая концерты с разными музыкантами, пока в 1990 году Рейвен не сжалился и не помог им записать 'Extremities, Dirt & Various Repressed Emotions'. Вместе они поехали по Европе и США, но в 1991 году Коулман сделал очередной финт ушами - сбежал. Совсем не до шуток стало парню! Остальным тоже - осиротевшие шутники взяли на этот раз очень серьезное название - Murder, Inc. - шотландского вокалиста Криса Коннелли (позже Revolting Cocks), и выпустили в 1992 году одноименный альбом и миньон ремиксов 'Corpuscle' ("частичка"). После чего тоже распались на частички.

Интересующая нас "частичка" оказалась в рядах летучего голландца индустриальной музыки, проекта-призрака Pigface. Вначале всё имело довольно четкие формы - это были люди, которые входили в концертный состав группы Ministry (за исключением главного, премьер-министра Йоргенсена) и работали в туре в поддержку 'The Mind Is A Terrible Thing To Taste'. Однако после в составе побывало свыше 100 участников, среди которых мелькали имена Флеа (Red Hot Chili Peppers), Джона Лидона (Sex Pistols), Трента Резнора (Nine Inch Nails) и других. Релизы Pigface были многочисленны и причудливы. А Пол сыграл на концертном 'Welcome To Mexico... Asshole' (1991) и 'Fook' (1992).

Отдохнув год, он пришел на помощь пионеру урбан-музыки Томми Виктору и его составу Prong. Они существовали уже 6 лет и имели контракт с Epic Records, дело стало за малым... Вернее, за Полом! С ним был записан 'Cleansing' (1994), который считают классикой и самым успешным диском группы, видео к одной из композиций долго крутили по MTV. Затем появился 'Rude Awakening' (1996), но куда-то пропал успех, и год спустя контора закрылась.

А жить на что? И Пол начал карьеру продюсера, брался делать ремиксы и другую грязную работу для Spahn Ranch, Psychic TV и даже Die Krupps. В 1998 году с составом Zilch, возглавляемым Хидето Матсумото (X Japan), он записал альбом '3.2.1.'. От такого счастья японец тут же помер. Вспомнив опыт Killing Joke семилетней давности, Равен и сотоварищи, воспользовавшись услугами наемных музыкантов, продолжили давать концерты и делать записи - благо, права на название самурай на тот свет не унес. Выпустили альбом ремиксов 'Bastard Eyes' (1999), альбом 'Mimizuzero' (2001) и сингл 'Skyjin' (2001), пока, наконец, не угомонились.

Но у Пола ещё оставались связи в Бирмингеме... Например, с лидером местного состава Godflesh Джастином Бродериком. В 2001 году у него как раз вышел 'Hymns'. Пол в записи не участвовал, а сразу начал работу в концертном составе. Но после британского тура с Fear Factory Бродерик почувствовал недомогание, а Рейвен пошутил - "вот у Хидето за три дня до смерти так же было". Бродерик ухмыльнулся недоверчиво, но на всякий случай объявил о роспуске Godflesh и уходе в отпуск... Рэйвен без работы не остался - некоторое время репетировал и работал на концертах с группой рок-порнографа Мэтта Зейна Society 1. А вот от записей он в те года как-то отлынивал...

Даже с воссоединившимися Killing Joke для одноименного альбома (2003) он записал не все треки. Зато отыграл целый тур в 2003-2004 годах. Отметился он и на следующем их диске 'Hosannas From The Basements Of Hell'. Но об этом у него остались дурные воспоминания: "Это была пытка. Мы остановились в шаге от того, чтобы уничтожить друг друга, самих себя и группу вообще". Говорят, дело и впрямь едва не дошло до увечий... Доведенный до ручки всем этим и частыми поездками в Прагу, где шли записи, Пол уехал в Портленд - отдохнуть. Прошло лишь несколько дней отпуска, как раздался звонок. "Неси свою сладкую задницу в самолет и прилетай - запишешь пару приятных звуков для нового альбома Ministry," - заорал в трубку Эл Йоргенсен...

Так Рейвен в 2005 году стал членом индустриального министерства. Получил там портфель министра бас-гитары! Под конец записи диска 'Rio Grande Blood' (2006) Эл предложил: может, и в туре Master BaTour 2006 со мной поиграешь? Услышав такое название, Рейвен не мог отказаться! Так и прижился - со всеми вместе был представлен на получение Грэмми, а после турне помог Элу делать альбом 'The Last Sucker', ставший последним "указом министерства".

Но экс-премьер не бросил Пола в беде, а создал компанию 13th Planet и заключил контракт на выпуск в 2008 году первого альбома последнего проекта Пола Рейвена - Mob Research, над которым басист работал уже несколько месяцев, дело дошло уже до финальной стадии доработки звука. То, что проект это для него - последний, никто и не предполагал. Пол был полон планов - думал о создании какого-то спутникового радиоканала, собирался помочь в записи Revolting Cocks и появиться... в кантри-проекте Bucks Taken. "Вот все удивятся," - говорил он, потирая руки. Но сюрприз вышел совсем иного рода...

Его нашли мёртвым в частном доме в небольшой деревеньке на границе между Францией и Швейцарией, под Женевой. Все были потрясены. "Неделю до его смерти мы общались, смеялись и шутили - по-другому он просто не мог. Поверить не могу..." - сокрушается Реза Удиин из Killing Joke. Они обсуждали с ним перспективы записи, в которой Рейвен участвовал как приглашенный музыкант с бывшими коллегами по Ministry, Godflesh, Prong и Killing Joke. Это был последний альбом французской группы Treponem Pal - Бледная Трепонема. Бледная трепонема, как известно, возбудитель сифилиса. Но вы не подумайте, Рейвен умер вовсе не от этого! Сердце... После сорока оно может подвести кого угодно.

"Не представляю его в гробу - ведь он вечно улыбался" - заметил Томми Виктор. А почему собственно нет? Есть и анекдот про три улыбающиеся трупа в морге - один умер от разрыва сердца во время минета, другой - когда узнал о крупном выигрыше в лотерею, а третий - от удара молнии. Думал, что его фотографируют... Рейвен вполне мог улыбаться - ведь он, как и жертва орального секса, умер, занимаясь любимым делом! Улыбнемся и мы. По крайней мере, надеясь на то время "когда мы встретимся вновь - на другой стороне", как высказался ещё один приятель Пола, Бэртон Си Бэлл из Fear Factory.