Рональд Дуглас Монтроуз: 29.11.1947 - 03.03.2012

Montrose

Мемориал.

Автор: Юра „Хирург“

3 марта 2012 года посетители официального сайта гитариста Ронни Монтроуза могли прочесть печальную весть о том, что он ушел от нас в этот день... Вот только кому бы пришло в голову лезть туда, на www.ronniemontrose.com? Ведь имя Ронни Монтроуза многим или вовсе не знакомо, или кажется не столь значительным, в отличие от таких имен, как Сэмми Хэджер, Лита Форд, Слэш, Брюс Кулик, Дэвид Эллефсон... Что поделать, на Руси он и лучшие времена мало кому был известен, и казалось мне, что даже там, "за бугром", его давно уже позабыли...

Ронни Монтроуз

А вот и нет! И все вышеупомянутые фигуры, и многие другие вовсе не забыли его. Больше того, смерть Ронни для них не печальная абстракция, а личная утрата, гибель друга, уход учителя. "Смерть Ронни для меня - конец целой эпохи, "- сказал Сэмми Хэджер, которого мы знаем как вокалиста Van Halen и Chickenfoot. "Он дал мне шанс стать автором песен, фронтменом, гастролирующим артистом и впервые в жизни съездить в настоящий тур - и за это я ему буду всегда благодарен. Первый альбом группы Montrose и по сей день остается одной из лучших работ, в записи которых я участвовал... но никогда нам уже не сыграть вчетвером песен с него, ни "Rock Candy", ни "Bad Motor Scooter". Одно утешает - эта музыка нас переживет!".

И тут он совершенно прав. Вокалист группы Слэша (ex-Guns N' Roses) Майлз Кеннеди признается: "Да, его "Rock Candy" - это вообще одна из первых песен, которые я разучил на гитаре!" И сам Слэш высказывается однозначно: " 'Montrose' - один из самых великих рок альбомов всех времен. Он на всех нас оказал огромное влияние". Алекс Скольник из Testament утверждает, что Монтроуз "самая величественная фигура хард-рока", а его первый альбом - "вечная классика". Для музыкантов группы Forbidden он просто "икона". Того же мнения придерживаются участники таких групп, как Kiss и Scorpions, и даже Ди Снайдер из Twisted Sister сознался, что альбом 'Montrose' "изменил всю его жизнь" - а ведь и с самих этих ребят впору иконы писать! Давайте же последуем совету, который дал нам Мэтт Сорум (Velvet Revolver, The Cult): "Если Ронни Монтроуз вам не известен - то просто ознакомьтесь с первыми его двумя альбомами, гениальными и классическими".

Итак, всё началось в 1973 году, когда на свет одновременно появилась и группа Montrose, и её дебютный, одноименный альбом (правда, в Германии он был почему-то издан под названием 'Rock The Nation' - но это не важно). Этот диск стал абсолютным дебютом для вокалиста состава, Сэмми Хэджера, который пришел в Montrose почти "стерильным" по части музыкального опыта. Хотя они с Ронни ровесники, Хэджеру тот казался опытным ветераном. Да, так и было - опыт у Ронни на тот момент имелся немалый.

Родился Ронни Монтроуз в Сан-Франциско, в два года его семья (у Ронни кстати, еще два брата - Рик и и Майк) переехала в Денвер (штат Колорадо). Хотя его отец играл в джазовых группах ещё в колледже, сам Ронни за инструмент не брался до 16 лет; зато уж как взялся, то и не выпускал до самой смерти! Его первой группой была Grim Reapers (не путать с Grim Reaper), но недолго; в 1968 году он покинул отчий дом и вернулся в родной Сан Франциско, где днём промышлял мелким ремонтом и плотницким работами, а по ночам терзал гитару. В конце 1969 года он организовал гру-пу Sawbuck. Их приметил крохотный лейбл Fillmore Records. Но вышло так, что во время записи дебютного альбома один из владельцев конторы был так впечатлен мастерством молодого гитариста, что подыскал ему достойную "халтуру" - сессионщиком на записях Pointer Sisters, Beaver & Krause и Херби Хэнкока. Появление дебюта, таким образом, откладывалось - а тут, в 1971 году, в городе нарисовался ещё и сам Ван Моррисон. И его классический альбом 'Tupelo Honey' был также записан при участии Ронни Монтроуза! Затем Ронни месяца три поиграл на концертах с Boz Scaggs и в 1972 году получил предложение от Эдгара Винтера. О Sawbuck он и думать забыл - в составе Edgar Winter Group им был создан альбом 'They Only Come Out At Night', и они начали давать концерты в его поддержку. Серьезная, комплексная работа в Edgar Winter Group, по его собственному признанию, "научила его жить и дышать музыкой". Говорят, в то же время он получил и лестное предложение от ещё одной великой команды тех времен, Mott The Hoople. Но отверг его - хотелось делать что-то своё...

Ронни Монтроуз в Edgar Winter Group, 1973Так вот, неопытный и немного наивный Сэмми Хэджер, побывав как-то на концерте Edgar Winter Group и поглядев на то, что вытворяет Ронни со своим инструментом, сказал гитаристу своей тогдашней, чисто любительской соул-группы - ты должен играть точно так же! "Да пошел ты... " - услышал он в ответ; и эта ссора прикончила состав. Оставшись не у дел, он стал разыскивать Монтроуза, с трудом раздобыл адрес, а потом, одевшись соответственно, направился прямиком к нему. "Соответственно" - это значит в туфлях на высоченной платформе, сатиновых штанах с блестками, "химией" на башке и всё такое... "Кажется, даже губы подкрасил" - вспоминает Хэджер. Ну, не подумайте чего - просто у Edgar Winter Group был тогда именно такой имидж! С блокнотиком в руках, где были наброски четырёх песен, он постучался в дом Монтроуза: "Я слышал, ты певца искал?". Тот открыл дверь, хмыкнул, оглядев "чучело" с ног до головы, и спросил: "Ну... певец... а песни у тебя есть?"

Однако после знакомства с принесённым материалом скепсис Монтроуза поубавился, и было решено делать совместный проект. Басист у Ронни был, это Билл Чёрч из Sawbuck, а вот барабанщика "подогнал" Сэмми - им стал некто Дэнни Кармасси ("некто" - это тогда; а теперь - музыкант Heart, Whitesnake и Ковердейла с Пейджем). Вот так... Благодаря старым связям Монтроуза (в лице продюсера альбома Ван Моррисона Тэда Темпельмана) они подписали контракт с Warner Bros и тут же выпустили первый альбом. "Я был ничем, а стал всем - не успев и глазом моргнуть" - так вспоминает о последствиях своего знакомства с Монтроузом Хэджер. И он не лукавит. Альбом 'Montrose' стал платиновым и занял 43-е место в британских хитах, их сравнивали с Джеффом Бэком и Led Zeppelin, приглашали на Уэмбли разогревать The Who, и вообще - жизнь удалась...

Для нас же интересно другое. 'Montrose' - с его жесткой, прямолинейной и гипертрофированной формой хард-рока, с обложкой, где красовались полуголые волосатые парни в напульсниках, цепях и крестах, оказал невиданное влияние на следующее поколение музыкантов, тех, кто прославился уже в 80-е. Уже через десять-пятнадцать лет некоторые критики называли его "первым американским альбомом в стиле хэви метал", в 1989 году он оказался на 4 месте в списке журнала Kerrang! "лучших метал-альбомов всех времен". Такие звезды, как Van Halen, часто исполняли композицию с 'Montrose ' " Make It Last" на концертах в начале карьеры, а с "Rock Candy " начинались их первые репетиции! Недаром же они много лет спустя позвали к себе Хэджера петь... Или вот ещё одна песня с альбома, "Space Station #5 " - на неё в 1992 году сделали кавер сами Iron Maiden!

Но вернёмся в 70-е. Вышедший в 1974 году 'Paper Money' примерно в том же ключе, стал еще более успешным, но Ронни не хотел "зацикливаться". "Не-а, у нас могут быть песни и получше, надо поменять имидж, эта музыка ушла" - твердил он Сэмми. Тот не соглашался, в итоге они разругались, и Ронни выставил вокалиста за дверь, обозвав "слишком упёртым". Долгие годы потом эта ссора ими не забывалась... Увы, но нельзя сказать, что карьера Монтроуза после этого пошла в гору. Альбомы 'Warner Brothers Presents... Montrose !' (1975) и 'Jump On It' (1976) были встречены публикой сдержанно, да и критики, например, из Rolling Stone, обозвали результат деятельности Монтроуза "печальным". Хотя на каком-то этапе работу Ронни можно было скорее считать экспериментальной. Состав Montrose он распустил, и к 1978 году записал инструментальный сольник 'Open Fire', который вызвал откровенное раздражение у критиков и даже бывших поклонников.

Gamma, Ронни Монтроуз в центре, 1979В какой-то степени дела поправил проект Gamma (эта группа, как ни странно, среди российских меломанов 70-х и 80-х известна гораздо больше, чем все предыдущие, да и последующие проекты Ронни Монтроуза). Хотя, это тоже был эксперимент - странная комбинация синтезаторной музыки, блюза и тяжелой гитары. Тем не менее, былые связи и заслуги гарантировали Монтроузу отличный контракт с Elektra в 1979 году; один за одним за три года вышли альбомы 'Gamma 1', 'Gamma 2' и 'Gamma 3'. Ронни, однако, решил тогда пойти путем экспериментов до конца. И со своим соратником по Gamma, Митчеллом Фрумом, в 1983 году устроил клубный тур по США, в ходе которого исполнял помесь блюза, джаза и прогрессива, а потом даже попытался сотрудничать с оркестром! Лучше всего ту стилистическую "неразбериху" отражает его следующий сольный альбом, 'Territory', выпущенный в 1986 году. Но как профессионал Ронни всегда был желанным студийным гостем. За 70-е и 80-е годы он поучаствовал в записях двух десятков альбомов разных исполнителей. Это и The Neville Brothers, и Дэн Хартман, и Пол Кантнер, и Гэри Райт, и Марк Бонилла, и многие другие. Что скажут вам эти имена теперь?

Но, по крайней мере, мистер Джеймс Коттак вам известен точно - он же участник Kingdom Come, Warrant и Scorpions, наконец! Так вот, Джеймс бесконечно признателен Ронни за то, что он "создал условия для его профессионального прорыва, пригласив на запись альбома 'Mean '... и сделал частью своего музыкального наследия". Да, Ронни возродил группу Montrose в 1987 году в новом составе, пригласив туда Коттака, и они записали очередной студийный альбом. Правда, громкого успеха не было, а у Монтроза, как всегда бы-ли свои, весьма причудливые дела - например, он решил продюсировать работу трэш-группы Heathen 'Breaking The Silence', поучаствовал в гитарном сборнике 'Guitar Speak' (1988) и одновременно выпустил ещё один спорный сольный диск - 'The Speed Of Sound'. Пару лет перерыва он скомпенсировал в начале 90 -х, "выстреливая" сольными работами типа 'The Diva Station' (1990), 'Mutatis Mutandis' (1991) и 'Music From Here' (1994). Эпизодическое сотрудничество с калифорнийскими электронщиками Anti-M (они, кстати, иногда называли себя поп-готами) в 1995 году совпало с крайне трудным периодом в жизни Ронни Монтроуза - а именно, у него совсем кончились деньги. Приходилось, как пчелке от цветочка к цветочку, летать из студии в студию на сессионные записи, из клуба в клуб - на концерты. Ну, если вы помните, то "гранжевое" начало 90-х поставило крест на карьерах многих музыкантов прошлых лет...

Поло-жение спасло участие в создании саундтрека к видео-игре для Sega - 'Mr. Bones' в 1996 году. И игра, и диск со звуковой дорожкой к ней продавались хорошо. Монтроуз вздохнул с облегчением: "Мне стало понятно, что не придётся играть прохожим на тротуаре, чтобы платить за жилье". А жилье было нужно - он решил жениться. Его избранницей стала барабанщица с его же сольного альбома 'Music From Here' - Мишель Грэйбел. По совместительству она оказалась еще и талантливым художником-мультипликатором. Ей предложили хорошо оплачиваемую работу на студии Warner Bros, надо было рисовать всяких Бэтманов и Суперменов - но в Калифорнии, куда они и переехали. Через несколько лет супруги разошлись, и она вообще уехала в Канаду; а Ронни так и остался там, в городке Миллбреа, до конца дней своих. Не удивительно, Калифорния - много тепла, много рок музыки, да и студию он свою там начал оборудовать сразу после свадьбы, ещё в 1997 году! Кстати, сегодня мы можем подвести итог его семейной жизни - это сын Джесс, дочь Кайра и... уже пятеро внуков! Но это сегодня. А тогда у него были другие хлопоты. В 1998 году лейбл Phantom выпустил без ведома автора концертные записи Gamma, сделанные "по трансляции" пиратским способом ещё в 1979 году, и Монтроуз потратил немало нервов, чтобы заставить их изъять диски из продажи. С другой стороны, ему стало ясно, что интерес к его творчеству всё ещё жив.

Надо сказать, что группу Gamma он распустил еще в 80-е годы, когда лейбл начал давить на них, требуя хитов и дискотечного "угара". Теперь, получив "отступные" с Phantom и заработав еще немного на концертнике 'Roll Over And Play Live ' (1999) и акустическом сольнике 'Bearings ' (1999), он реанимировал Gamma. Так появился альбом 'Gamma 4'. В первой половине 2000-х годов он выступал с концертами активно и регулярно, во всяческих ипостасях. Не забывал о всяких трибьютах (группе Pink Floyd, Фрэнку Марино), работал как композитор и продюсер (например, для группы Y&T ).

Ронни Монтроуз и Сэмми Хэджер зарыли топор войны, 2005В 2005 году, когда умерла от лейкемии Лизза Уэльс (фотохудожница, которая специализировалась на снимках барабанщиков), был устроен сборный концерт в её честь. Дэйв Эллефсон (Megadeth) вспоминает, что это был первый раз, когда он вышел на сцену с Ронни - "неописуемое шоу" где они вместе исполнили бессмертный хит "Rock Candy". В последующие годы им ещё несколько раз довелось выступить вместе, но... Диагноз "рак предстательной железы" прозвучал для Ронни Монтроуза как приговор.

Эта злокачественная опухоль часто развивается именно после шестидесяти лет. Исподволь, не слишком агрессивно и быстро, она всё-таки приканчивает свою жертву, даже если активно лечиться. Самые радикальные методы лечения - удаление простаты, облучение и последующая химическая или хирургическая кастрация - могут свести риск метастазов к минимуму. Но всё равно в США рак предстательной железы является третьей по частоте причиной смерти от злокачественных опухолей. Тем более что лечиться столь радикально соглашаются не все...

Известно, что с 2007 года и до конца 2009 года Ронни прервал музыкальную карьеру и пытался бороться с недугом. Остается только гадать, через что ему пришлось пройти, но в 2010 году он снова взялся за гитару. "Я просто решил забыть, что болен. И теперь я снова с нетерпением жду каждого дня, чтобы проснуться и поскорее взяться за инструмент". Для человека его возраста и с таким диагнозом нагрузка была чудовищная. К тому времени, кстати, он был уже женат на Лейзе Монтроуз (она довольно известна в Калифорнии как дизайнер-флорист). Так вот, Лейза, исполнявшая также обязанности его личного менеджера, вспоминает, что он дал свыше пятидесяти концертов в 2011 году: "Он был чрезвычайно требователен к себе. В новом году он хотел выступать еще больше. Год только начался, а у меня на столе уже лежало 25 контрактов, которые он хотел подписать..."

Таким образом, он не переставал удивлять более молодое поколение музыкантов! Например, о встрече с ним на концертах в ходе крупнейшей в мире выставки музыкальных инструментов NAMM Show рассказывает Лита Форд. "В тот день, когда он предложил мне участвовать в своём выступлении, исполнилась моя заветная мечта". Они вместе исполнили "Bad Motor Scooter". И теперь Лита со слезами вспоминает ещё и о делах закулисных, о моменте, когда "он назвал меня 'маленький лучик света', потому что в тот вечер было прохладно, и он пожаловался, что вот ему на сцену скоро, а руки просто ледяные - и тогда я сжала их между своих бёдер и согрела..."

Еще одно очень занятное "мероприятие", в котором он участвовал в последние пару лет - это "фестивальные сборы" Rock 'N' Roll Fantasy Camp. Сама по себе задумка интересная. За некую сумму участникам мероприятия - обычным людям - предлагается побыть среди своих кумиров, самых известных рок-звезд. При этом вас заселяют в один и тот же отель, дают возможность участвовать в мастер классах и репетициях "на равных", и даже если вы не владеете никаким инструментом, дают, в конце концов какой-нибудь тамбурин. Вы общаетесь, едите, репетируете и даже записываете снова старые хиты в настоящей студии вместе с легендарными рокерами; а они вас всему учат. Апофеозом является гала-концерт (с вашим, естественно участием), в присутствии ваших родных, друзей, врагов... кого хотите, который самым профессиональным образом снимается для истории на DVD ! О ценах... Ну, полная программа стоит 10.000 баксов. Да, не дешево! Самый дешевый вариант, когда вам дают лишь жить рядом с музыкантами, общаться с ними только в определенное время коллективно и так же массово посещать мастер-классы (называется эта программа "группи"), стоит 500 зеленых. Но, вы знаете - отбоя нет! Набирается по 4000 желающих...

Ещё бы, звезды-то реальные, не второсортные. В затее уже приняли участие Роджер Долтри (The Who), Стивен Тайлер (Aerosmith), Слэш (Guns n'Roses), Билл Уайман (Rolling Stones), Винс Нейл (Motley Crue), Эйс Фрили (Kiss)... В общем, о-го-го! Вот в такой компании оказался и Ронни Монтроуз. И вы знаете - он хотел вернуться к публике с оригинальным составом, с материалом дебютного альбома! Ведь со временем он и Сэмми Хэджер забыли прежние обиды. Примирение состоялось еще в 1997 году, когда все оригинальные участники Montrose записали пару вещей для сольного альбома Сэмми 'Marching To Mars', и потом даже выходили нас сцену "на бис". Пару раз на его же концертах в 2003 и в 2005 году. Но это было не то... И Хэджер часто доставал Монтроуза, доставал все эти годы, уговаривая на "полноформатный" реюнион: "Давай сделаем это, пока ещё можем, старина". Тот отнекивался - то у него туры, то записи, то другие дела. И вот, буквально за несколько дней до смерти согласился. Они запланировали концерт на 13 ноября 2012 года - должны были выйти на сцену в "золотом" составе и сыграть весь альбом 'Montrose' целиком. Но так и не успели. А после 3 марта это уже стало просто невозможно...