Рональд Дуглас Монтроуз: 29.11.1947 - 03.03.2012
Мемориал.
Автор: Юра „Хирург“
3 марта 2012 года посетители официального сайта гитариста Ронни Монтроуза могли прочесть печальную весть о том, что он ушел от нас в этот день... Вот только кому бы пришло в голову лезть туда, на www.ronniemontrose.com? Ведь имя Ронни Монтроуза многим или вовсе не знакомо, или кажется не столь значительным, в отличие от таких имен, как Сэмми Хэджер, Лита Форд, Слэш, Брюс Кулик, Дэвид Эллефсон... Что поделать, на Руси он и лучшие времена мало кому был известен, и казалось мне, что даже там, "за бугром", его давно уже позабыли...
А вот и нет! И все вышеупомянутые фигуры, и многие другие вовсе не забыли его. Больше того, смерть Ронни для них не печальная абстракция, а личная утрата, гибель друга, уход учителя. "Смерть Ронни для меня - конец целой эпохи, "- сказал Сэмми Хэджер, которого мы знаем как вокалиста Van Halen и Chickenfoot. "Он дал мне шанс стать автором песен, фронтменом, гастролирующим артистом и впервые в жизни съездить в настоящий тур - и за это я ему буду всегда благодарен. Первый альбом группы Montrose и по сей день остается одной из лучших работ, в записи которых я участвовал... но никогда нам уже не сыграть вчетвером песен с него, ни "Rock Candy", ни "Bad Motor Scooter". Одно утешает - эта музыка нас переживет!".
И тут он совершенно прав. Вокалист группы Слэша (ex-Guns N' Roses) Майлз Кеннеди признается: "Да, его "Rock Candy" - это вообще одна из первых песен, которые я разучил на гитаре!" И сам Слэш высказывается однозначно: " 'Montrose' - один из самых великих рок альбомов всех времен. Он на всех нас оказал огромное влияние". Алекс Скольник из Testament утверждает, что Монтроуз "самая величественная фигура хард-рока", а его первый альбом - "вечная классика". Для музыкантов группы Forbidden он просто "икона". Того же мнения придерживаются участники таких групп, как Kiss и Scorpions, и даже Ди Снайдер из Twisted Sister сознался, что альбом 'Montrose' "изменил всю его жизнь" - а ведь и с самих этих ребят впору иконы писать! Давайте же последуем совету, который дал нам Мэтт Сорум (Velvet Revolver, The Cult): "Если Ронни Монтроуз вам не известен - то просто ознакомьтесь с первыми его двумя альбомами, гениальными и классическими".
Итак, всё началось в 1973 году, когда на свет одновременно появилась и группа Montrose, и её дебютный, одноименный альбом (правда, в Германии он был почему-то издан под названием 'Rock The Nation' - но это не важно). Этот диск стал абсолютным дебютом для вокалиста состава, Сэмми Хэджера, который пришел в Montrose почти "стерильным" по части музыкального опыта. Хотя они с Ронни ровесники, Хэджеру тот казался опытным ветераном. Да, так и было - опыт у Ронни на тот момент имелся немалый.
Родился Ронни Монтроуз в Сан-Франциско, в два года его семья (у Ронни кстати, еще два брата - Рик и и Майк) переехала в Денвер (штат Колорадо). Хотя его отец играл в джазовых группах ещё в колледже, сам Ронни за инструмент не брался до 16 лет; зато уж как взялся, то и не выпускал до самой смерти! Его первой группой была Grim Reapers (не путать с Grim Reaper), но недолго; в 1968 году он покинул отчий дом и вернулся в родной Сан Франциско, где днём промышлял мелким ремонтом и плотницким работами, а по ночам терзал гитару. В конце 1969 года он организовал гру-пу Sawbuck. Их приметил крохотный лейбл Fillmore Records. Но вышло так, что во время записи дебютного альбома один из владельцев конторы был так впечатлен мастерством молодого гитариста, что подыскал ему достойную "халтуру" - сессионщиком на записях Pointer Sisters, Beaver & Krause и Херби Хэнкока. Появление дебюта, таким образом, откладывалось - а тут, в 1971 году, в городе нарисовался ещё и сам Ван Моррисон. И его классический альбом 'Tupelo Honey' был также записан при участии Ронни Монтроуза! Затем Ронни месяца три поиграл на концертах с Boz Scaggs и в 1972 году получил предложение от Эдгара Винтера. О Sawbuck он и думать забыл - в составе Edgar Winter Group им был создан альбом 'They Only Come Out At Night', и они начали давать концерты в его поддержку. Серьезная, комплексная работа в Edgar Winter Group, по его собственному признанию, "научила его жить и дышать музыкой". Говорят, в то же время он получил и лестное предложение от ещё одной великой команды тех времен, Mott The Hoople. Но отверг его - хотелось делать что-то своё...
Однако после знакомства с принесённым материалом скепсис Монтроуза поубавился, и было решено делать совместный проект. Басист у Ронни был, это Билл Чёрч из Sawbuck, а вот барабанщика "подогнал" Сэмми - им стал некто Дэнни Кармасси ("некто" - это тогда; а теперь - музыкант Heart, Whitesnake и Ковердейла с Пейджем). Вот так... Благодаря старым связям Монтроуза (в лице продюсера альбома Ван Моррисона Тэда Темпельмана) они подписали контракт с Warner Bros и тут же выпустили первый альбом. "Я был ничем, а стал всем - не успев и глазом моргнуть" - так вспоминает о последствиях своего знакомства с Монтроузом Хэджер. И он не лукавит. Альбом 'Montrose' стал платиновым и занял 43-е место в британских хитах, их сравнивали с Джеффом Бэком и Led Zeppelin, приглашали на Уэмбли разогревать The Who, и вообще - жизнь удалась...
Для нас же интересно другое. 'Montrose' - с его жесткой, прямолинейной и гипертрофированной формой хард-рока, с обложкой, где красовались полуголые волосатые парни в напульсниках, цепях и крестах, оказал невиданное влияние на следующее поколение музыкантов, тех, кто прославился уже в 80-е. Уже через десять-пятнадцать лет некоторые критики называли его "первым американским альбомом в стиле хэви метал", в 1989 году он оказался на 4 месте в списке журнала Kerrang! "лучших метал-альбомов всех времен". Такие звезды, как Van Halen, часто исполняли композицию с 'Montrose ' " Make It Last" на концертах в начале карьеры, а с "Rock Candy " начинались их первые репетиции! Недаром же они много лет спустя позвали к себе Хэджера петь... Или вот ещё одна песня с альбома, "Space Station #5 " - на неё в 1992 году сделали кавер сами Iron Maiden!
Но вернёмся в 70-е. Вышедший в 1974 году 'Paper Money' примерно в том же ключе, стал еще более успешным, но Ронни не хотел "зацикливаться". "Не-а, у нас могут быть песни и получше, надо поменять имидж, эта музыка ушла" - твердил он Сэмми. Тот не соглашался, в итоге они разругались, и Ронни выставил вокалиста за дверь, обозвав "слишком упёртым". Долгие годы потом эта ссора ими не забывалась... Увы, но нельзя сказать, что карьера Монтроуза после этого пошла в гору. Альбомы 'Warner Brothers Presents... Montrose !' (1975) и 'Jump On It' (1976) были встречены публикой сдержанно, да и критики, например, из Rolling Stone, обозвали результат деятельности Монтроуза "печальным". Хотя на каком-то этапе работу Ронни можно было скорее считать экспериментальной. Состав Montrose он распустил, и к 1978 году записал инструментальный сольник 'Open Fire', который вызвал откровенное раздражение у критиков и даже бывших поклонников.
Но, по крайней мере, мистер Джеймс Коттак вам известен точно - он же участник Kingdom Come, Warrant и Scorpions, наконец! Так вот, Джеймс бесконечно признателен Ронни за то, что он "создал условия для его профессионального прорыва, пригласив на запись альбома 'Mean '... и сделал частью своего музыкального наследия". Да, Ронни возродил группу Montrose в 1987 году в новом составе, пригласив туда Коттака, и они записали очередной студийный альбом. Правда, громкого успеха не было, а у Монтроза, как всегда бы-ли свои, весьма причудливые дела - например, он решил продюсировать работу трэш-группы Heathen 'Breaking The Silence', поучаствовал в гитарном сборнике 'Guitar Speak' (1988) и одновременно выпустил ещё один спорный сольный диск - 'The Speed Of Sound'. Пару лет перерыва он скомпенсировал в начале 90 -х, "выстреливая" сольными работами типа 'The Diva Station' (1990), 'Mutatis Mutandis' (1991) и 'Music From Here' (1994). Эпизодическое сотрудничество с калифорнийскими электронщиками Anti-M (они, кстати, иногда называли себя поп-готами) в 1995 году совпало с крайне трудным периодом в жизни Ронни Монтроуза - а именно, у него совсем кончились деньги. Приходилось, как пчелке от цветочка к цветочку, летать из студии в студию на сессионные записи, из клуба в клуб - на концерты. Ну, если вы помните, то "гранжевое" начало 90-х поставило крест на карьерах многих музыкантов прошлых лет...
Поло-жение спасло участие в создании саундтрека к видео-игре для Sega - 'Mr. Bones' в 1996 году. И игра, и диск со звуковой дорожкой к ней продавались хорошо. Монтроуз вздохнул с облегчением: "Мне стало понятно, что не придётся играть прохожим на тротуаре, чтобы платить за жилье". А жилье было нужно - он решил жениться. Его избранницей стала барабанщица с его же сольного альбома 'Music From Here' - Мишель Грэйбел. По совместительству она оказалась еще и талантливым художником-мультипликатором. Ей предложили хорошо оплачиваемую работу на студии Warner Bros, надо было рисовать всяких Бэтманов и Суперменов - но в Калифорнии, куда они и переехали. Через несколько лет супруги разошлись, и она вообще уехала в Канаду; а Ронни так и остался там, в городке Миллбреа, до конца дней своих. Не удивительно, Калифорния - много тепла, много рок музыки, да и студию он свою там начал оборудовать сразу после свадьбы, ещё в 1997 году! Кстати, сегодня мы можем подвести итог его семейной жизни - это сын Джесс, дочь Кайра и... уже пятеро внуков! Но это сегодня. А тогда у него были другие хлопоты. В 1998 году лейбл Phantom выпустил без ведома автора концертные записи Gamma, сделанные "по трансляции" пиратским способом ещё в 1979 году, и Монтроуз потратил немало нервов, чтобы заставить их изъять диски из продажи. С другой стороны, ему стало ясно, что интерес к его творчеству всё ещё жив.
Надо сказать, что группу Gamma он распустил еще в 80-е годы, когда лейбл начал давить на них, требуя хитов и дискотечного "угара". Теперь, получив "отступные" с Phantom и заработав еще немного на концертнике 'Roll Over And Play Live ' (1999) и акустическом сольнике 'Bearings ' (1999), он реанимировал Gamma. Так появился альбом 'Gamma 4'. В первой половине 2000-х годов он выступал с концертами активно и регулярно, во всяческих ипостасях. Не забывал о всяких трибьютах (группе Pink Floyd, Фрэнку Марино), работал как композитор и продюсер (например, для группы Y&T ).
Эта злокачественная опухоль часто развивается именно после шестидесяти лет. Исподволь, не слишком агрессивно и быстро, она всё-таки приканчивает свою жертву, даже если активно лечиться. Самые радикальные методы лечения - удаление простаты, облучение и последующая химическая или хирургическая кастрация - могут свести риск метастазов к минимуму. Но всё равно в США рак предстательной железы является третьей по частоте причиной смерти от злокачественных опухолей. Тем более что лечиться столь радикально соглашаются не все...
Известно, что с 2007 года и до конца 2009 года Ронни прервал музыкальную карьеру и пытался бороться с недугом. Остается только гадать, через что ему пришлось пройти, но в 2010 году он снова взялся за гитару. "Я просто решил забыть, что болен. И теперь я снова с нетерпением жду каждого дня, чтобы проснуться и поскорее взяться за инструмент". Для человека его возраста и с таким диагнозом нагрузка была чудовищная. К тому времени, кстати, он был уже женат на Лейзе Монтроуз (она довольно известна в Калифорнии как дизайнер-флорист). Так вот, Лейза, исполнявшая также обязанности его личного менеджера, вспоминает, что он дал свыше пятидесяти концертов в 2011 году: "Он был чрезвычайно требователен к себе. В новом году он хотел выступать еще больше. Год только начался, а у меня на столе уже лежало 25 контрактов, которые он хотел подписать..."
Таким образом, он не переставал удивлять более молодое поколение музыкантов! Например, о встрече с ним на концертах в ходе крупнейшей в мире выставки музыкальных инструментов NAMM Show рассказывает Лита Форд. "В тот день, когда он предложил мне участвовать в своём выступлении, исполнилась моя заветная мечта". Они вместе исполнили "Bad Motor Scooter". И теперь Лита со слезами вспоминает ещё и о делах закулисных, о моменте, когда "он назвал меня 'маленький лучик света', потому что в тот вечер было прохладно, и он пожаловался, что вот ему на сцену скоро, а руки просто ледяные - и тогда я сжала их между своих бёдер и согрела..."
Еще одно очень занятное "мероприятие", в котором он участвовал в последние пару лет - это "фестивальные сборы" Rock 'N' Roll Fantasy Camp. Сама по себе задумка интересная. За некую сумму участникам мероприятия - обычным людям - предлагается побыть среди своих кумиров, самых известных рок-звезд. При этом вас заселяют в один и тот же отель, дают возможность участвовать в мастер классах и репетициях "на равных", и даже если вы не владеете никаким инструментом, дают, в конце концов какой-нибудь тамбурин. Вы общаетесь, едите, репетируете и даже записываете снова старые хиты в настоящей студии вместе с легендарными рокерами; а они вас всему учат. Апофеозом является гала-концерт (с вашим, естественно участием), в присутствии ваших родных, друзей, врагов... кого хотите, который самым профессиональным образом снимается для истории на DVD ! О ценах... Ну, полная программа стоит 10.000 баксов. Да, не дешево! Самый дешевый вариант, когда вам дают лишь жить рядом с музыкантами, общаться с ними только в определенное время коллективно и так же массово посещать мастер-классы (называется эта программа "группи"), стоит 500 зеленых. Но, вы знаете - отбоя нет! Набирается по 4000 желающих...
Ещё бы, звезды-то реальные, не второсортные. В затее уже приняли участие Роджер Долтри (The Who), Стивен Тайлер (Aerosmith), Слэш (Guns n'Roses), Билл Уайман (Rolling Stones), Винс Нейл (Motley Crue), Эйс Фрили (Kiss)... В общем, о-го-го! Вот в такой компании оказался и Ронни Монтроуз. И вы знаете - он хотел вернуться к публике с оригинальным составом, с материалом дебютного альбома! Ведь со временем он и Сэмми Хэджер забыли прежние обиды. Примирение состоялось еще в 1997 году, когда все оригинальные участники Montrose записали пару вещей для сольного альбома Сэмми 'Marching To Mars', и потом даже выходили нас сцену "на бис". Пару раз на его же концертах в 2003 и в 2005 году. Но это было не то... И Хэджер часто доставал Монтроуза, доставал все эти годы, уговаривая на "полноформатный" реюнион: "Давай сделаем это, пока ещё можем, старина". Тот отнекивался - то у него туры, то записи, то другие дела. И вот, буквально за несколько дней до смерти согласился. Они запланировали концерт на 13 ноября 2012 года - должны были выйти на сцену в "золотом" составе и сыграть весь альбом 'Montrose' целиком. Но так и не успели. А после 3 марта это уже стало просто невозможно...