Интервью с группой Nachtmahr: Nachtmahr macht frei!

Nachtmahr

Рассказывает Томас Райнер

Автор: Юра „Хирург“

Берлин торжественно отмечал 75-летие Гитлера, завоевавшего всю Европу, только в кинематографической антиутопии ‘Фатерлянд’. Напротив, мир, где люди даже не слышали про Браунау, Аушвиц и Освенцим, описан в романе Стивена Фрая ‘Как Творить Историю’. Новую альтернативу, музыкальную, предлагает австриец Томас Райнер (также L’ame Immortelle) - и это воистину Nachtmahr!

Томас Райнер

«Вначале был материал для моих ди-джей сэтов, и я даже не предполагал создавать проект, но постепенно люди, услышав всё это, стали подзуживать – давай, давай… Я задумался, постепенно появилось название проекта Nachtmahr (кошмар), идея его подачи, оформления, имиджа…»

- Да, имидж… По одёжке встречают! Вот, смотрю я на твоих «униформисток», да так и мерещятся мне свастики, сдвоенные руны, «мертвая голова», хотя ничего этого нет. Неужели я один такой? Не казнят ли тебя власти и обыватели за приверженность эстетике Третьего Рейха?

«Да, у нас милитаристский имидж, но он не ограничен эстетическим рамками Третьего Рейха, он милитаристский в более широком смысле. И тут мы никому дорогу не перешли и действуем в рамках закона. Мы – солдаты звука, если проводить параллели между войной, жизнью и ролью в ней музыканта. Вот почему мы одеты как на сражение. Искусство – это бой!»

- И всё же, твои дедушка и бабушка, например, не спрашивают тебя – мол, что же это ты, внучок, творишь?

«Они просто доверяют мне, как человеку ответственному и интеллигентному, зная, что я не паду жертвой безумной пропаганды. И, подчеркиваю – я ни в какой форме не поддерживаю национал-социализм, идеи Третьего Рейха и не хочу, чтобы мою музыку использовали как политический инструмент. Я приветствую всех, кто приходит слушать меня и не стану говорить «я играю только для коммунистов» или наоборот «для нацистов». В зале могут быть и те, и другие - до тех пор, пока они уважают друг друга и мою музыку».

- А вообще, не кажется ли тебе что иногда эмоции, связанные с Рейхом, его эстетикой, конкретными людьми, мешают взглянуть на всё более трезво?

«Мешают не эмоции, а односторонний взгляд на вещи. Жестокость, военные преступления и злодеи были у всех сторон, вовлеченных в ту войну. Но мы – новое поколение, и мы должны учиться на ошибках наших отцов, но ни в коем случае не отвечать за них».

- Верно, сын за отца не отвечает, это даже Сталин признавал. Ну, а с отцами как быть? К примеру, история лейтенанта Курта Вальдхайма. Бывший офицер CC, участник штурма Брестской крепости, награжден железным крестом и крестом с мечами, он долгие годы занимал должность генерального секретаря ООН. И ушел с поста, когда стало известно о его причастии ещё и к репрессиям против партизан и мирных жителей Югославии и Греции. Несмотря на это австрийцы в 1986 году избрали его президентом своей страны! Ну а сегодня ты лично стал бы голосовать за такого человека?

«Ну, Вальдхайм не был в СС, он служил в регулярной армии, в Вермахте. Это – большая разница. Если внимательно изучить его послужной список, что и было сделано, то почему бы не дать ему шанс? Его преступление лишь в том, что он не дезертировал и подчинялся приказам, чтобы избежать смертной казни за это, но прежде чем осуждать его, признаемся – будь мы на его месте, то разве поступили бы иначе? В Библии написано: "Пусть бросит камень тот, кто сам без греха!". Подумайте над этим. Что до меня, то я проголосую за такого человека, если мне будет очевидно, что он порвал с прошлым и имеет сходные с моими политические взгляды».

Nachtmahr, 2008- Хочу заметить… Австрия (как и наша страна), пока ей правили гордые, благородные монархи, была великой империей. А с лейтенантами и капралами дело далеко не пошло: начиная с 1938 года вы - часть Германии, ныне – часть Евросоюза… Я вижу двухглавых орлов на твоём диске, читаю определение твоего стиля как «имперский австрийский индастриал»… Это что, тоска по славному прошлому?

«Было бы неплохо, если бы к Австрии вернулась её былая слава, и она пользовалась бы таким же влиянием в мире, как Россия или США, но с другой стороны, нам живется очень хорошо, экономика и социальная сфера в полном порядке. Я горд тем, что мы часть Евросоюза, который сблизил европейские государства, не разрушив их культурной индивидуальности. Участие в этом объединении совпало с периодом процветания в нашей стране, а что хорошо для Австрии, хорошо и для меня. Но с другой стороны определенная связь со старыми традициями и символами, конечно, есть».

- Стало быть, ты патриот?

«Моя душа здесь и я никогда не оставлю Фатерлянд».

- И всё же такое впечатление, что ты зовешь всех сражаться за что-то или против кого-то. Даже альбом свой назвал ‘Feuer Frei!’ – ‘Огонь!’

«Я счел эту военную команду самой подходящей, ведь это сигнал к началу битвы, причем первой битвы, раз это дебютный альбом, и это вызов всем остальным – я иду и готов пошатнуть занимаемые ими троны. Но это битва за умы! Мы приветствуем не войну и насилие, а свободомыслие и нонконформизм. Тексты повествуют об изнанке человеческого разума, о нелепом, извращенном социуме и некоторые из них можно считать сатирическими. А военные термины я использую как метафору, общаясь с нашими сторонниками. Музыка же ориентирована лишь на заполненный нормальными людьми танцпол. В общем, это исключительно танцевальный материал».

- Многие называют Nachtmahr «танцевальной версией Feindflug и Wumpscut»… Это их троны ты хочешь пошатнуть?

«Да, Wumpscut всегда поражали мое воображение, это повлияло даже на музыку L’ame Immortelle, это правда, но единственная связь с Feindflug - налёт милитаризма. В музыкальном смысле все они более традиционны. Nachtmahr же это злобное, ублюдочное дитя от связи стилей пауэр-нойз и техно, а не обычный электро/EBM проект».

- Nachtmahr – это только «твоя борьба»? Например, твоя партнерша по L`ame Immortelle Соня помогает тебе?

«Соня никаким образом тут участия не принимает. Вообще, свои сольные проекты мы стараемся держать подальше друг от друга. Единственный мой верный товарищ – Макс, он помогает мне с клавишными на концертах, ну и мои девочки-униформистки – так называемые Nachtmahr Madchen».

- В начале диска слышны сэмплы русской речи. Почему именно русской?

«Мне просто нравится, как звучат слова этого “приветственного обращения” - отличное вступление для альбома. Вообще звуки русского языка приятны мне, я бы его выучил, как только время появится. С L`ame Immortelle мы, кстати, уже бывали с концертами в России, мне всё понравилось, и я с нетерпением жду, когда вернусь к вам, а это будет в ближайшие дни! Россия и Москва действительно прекрасны и мне нравится ваш народ, дружелюбный и гостеприимный. У нас с вами очень много общего, гораздо больше, чем с американцами, например».

- Ты, я слышал, и в Америку с концертами собрался. Думаешь, им такое понравится?

«У них другое восприятие всего этого, они были меньше вовлечены в войну и для них это просто абстрактный «период» истории. А никак не абсолютное зло».

- Ну, когда надо они всё припомнят! Вот, пока твой земляк Шварценеггер играл там тихо всяких Терминаторов, молчали. А как в губернаторы полез – так и заверещали, что он сын члена СА, старшего сержанта Вермахта Густава Шварценеггера… Ну, да бог с ними. У них тоже рыльце в пуху – Вьетнам, Ирак, Косово… А как ты, кстати, относишься к российскому вмешательству в Грузии?

«Трудно высказаться определенно, ибо у меня не так много информации. Но мне кажется, почему бы России и не выполнять роль «полицейского», как это делают Америка или ООН, тем более, если беспорядки творятся прямо у неё на пороге? Я всегда симпатизировал политике русских, куда больше чем политике Евросоюза или, тем более, американского правительства. Мне кажется, что сильная Россия нужна, чтобы хоть кто-то мог противостоять распространению политической монополии США».

- Ясно! Ну, тогда, если вдруг захотите отвоевать у итальянцев обратно Южный Тироль – обращайтесь, поможем. Опыт имеется! Впрочем, пока такие кошмарные сценарии не стали явью… Расскажи нам какой-нибудь из своих кошмарных снов!

«Я никогда не помню своих снов, что очень хорошо - вдруг все они были кошмарами?».

- Да, неплохо, а то ведь теперь и явь твоя отчасти тоже… Nachtmahr! И напоследок – пару слов для наших читателей…

«Помните: Weltmacht oder Niedergang – доминирование или упадок… Третьего не дано!»