Nile: мумия возвращается!

Nile

Статья

Автор: Юра „Хирург“

Очень верно заметил в своё время Гоголь - "Редкая птица долетит до середины Нила". Или там была какая-то другая река? Впрочем, неважно, речь сегодня не о реке, а о группе NILE, ширь и глубь музыки которой нам предстоит измерить...

Nile

Если история Египта полна загадок и тайн, то биография Nile выглядит более чем спокойно. Истоки следует искать в американском штате Южная Каролина, в 1993 году. Стояли у этих истоков гитарист / вокалист Карл Сандерс, басист / вокалист Чиф Спайрс и барабанщик Пит Хаммура. Позже к ним присоединился гитарист, и конечно, тоже вокалист Даллас Толер-Уэйд. При этом уже дебют 'Amongst The Catacombs Of Nephren-Ka' (1998) получил нереальное количество хвалебных отзывов и менее чем за год его тираж превысил 11.000; второй диск 'Black Seeds Of Vengeance' (2000) был торжественно провозглашён альбомом года журналом Terrorizer. Третий диск 'In Their Darkened Shrines' (2002) открыл дорогу на мировую сцену - они побывали с концертами не только в континентальной Европе и Англии, но и в Японии. Их встречали в одном ряду с Obituary, Deicide, Six Feet Under, Morbid Angel, Napalm Death, а теперь уже их название можно видеть на афишах рядом с Danzig и King Diamond.

И при этом - никаких скандалов, никаких происшествий. Разве что маленькая неприятность с Питом Хаммурой, который "не долетел" и до середины нильской карьеры - повредил во время первого турне в 1999 году руку и выбыл из состава; и с тех пор на этом месте никто долго не приживался, а сейчас его заменяет Джордж Коллиас (Nightfall / Sickening Horror). Такая же ерунда творилась с басистами после ухода в 2000 году Чифа Спайреса. На его место даже едва не взяли старика Стива Такера из Morbid Angel, но в последний момент передумали и наняли мальчика помоложе - 19-летнего Джо Пейна. А более ничего за истекшие годы нильскую водную гладь не потревожило...

Зато музыкой своей Nile потревожили души не одной тысячи слушателей по всему свету. Если на демо 1994 года и первых двух миньонах они оставались в рамках флоридского дэта, то дебютный альбом перевернул все. Уже само название было весьма нетипичным для дэт-группы. Сандерс вспоминает: "просто мы не могли представить себе, что группа будет называться, например Cadaverous Anal Mutilated Evil Thingies, так что мы пришли к следующему заключению - ладно, Nile это, по крайней мере, звучит не так глупо. После... мы вдруг осознали весь потенциал египетской концепции... Тогда никто ничего даже близкого к этому не делал, это была просто непаханая пустыня. Древние битвы, Книга Мертвых, мумии, древние боги, магия, язычество, фаллические культы, каннибализм, порабощение евреев, гробницы, некрополи, каменные изваяния и фараоны-мегаломаньяки, древние знания, искусства, медицина, архитектура… да я могу писать песни и не задумываться о темах ещё лет десять!" Но Карл немного бравирует - он очень даже думает, что делает. К примеру, уже более 15 лет он изучает древние египетские тексты, историю, даже читает научную периодику. Он старается не использовать банальных тем, а исследует "более мрачные и менее известные аспекты жизни Древнего Египта".

Кроме того, Сандерс (потомок немецких переселенцев) признается, что ему нравится выразительная, брутальная фонетика таких языков, как русский и, конечно, немецкий. А по некоторым популярным ныне гипотезам древнеиндийский язык был прародителем не только почти всех европейских языков, но и более древних — хеттского, шумерского... Не от этого ли на столе у Сандерса всегда лежит англо-шумерский словарь? А что касается своих корней... То Карл сам как-то признался, что иногда использовал при записи голоса технику, позаимствованную у весьма выдающегося оратора прошлого века - Адольфа Гитлера. Но, конечно, лирика Nile не имеет отношения к нацизму и политике вообще, как не является и чем-то антихристианским или же основанным на каких-то определенных религиозных взглядах. "Я говорю о том, что было задолго до всего этого, до Христа... таким образом, я просто пытаюсь найти своё место в нашем политеистическом обществе".

Но почему? Миллионы людей смотрели "Страну Фараонов" и "Клеопатру", читали всякую публицистику и фантастику, основанную на египетских мистериях, но не все же заходят так далеко, что сооружают дома алтарь Анубису и организуют группы типа Nile! Тут, надо сказать, Сандерсу просто помогла встреча с нужным человеком. А им стал тот самый Пит Хаммура. До Nile он оттачивал мастерство во всяких джазовых коллективах, а поскольку по происхождению он вообще ливанец, то вырос на восточной музыке и "втянул" в это дело Сандерса. Так и родился их стиль - симбиоз дэта с египетской экзотикой, то, что сами они обозвали "lthyphallic Metal" ("lthyphallic" означает “стоячий член”). В общем, американцы воспели "Великий Фаллос в гимнах" вслед за Птолемеем и Фейхтвангером...

Десятки акустических инструментов, несколько разновидностей вокала, включая "загробное" бормотание и даже шепот, полный набор рок-инструментов. Такого рода записи принято называть амбициозными, они представляются довольно хлопотными и дорогими, и тут вспоминается известная шутка Задорнова, который слышал, как один американский турист в Египте спрашивал: "Фараон Хуфу, когда строил пирамиду, считал, сколько в долларах ему это вышло?" Вероятно, наш сатирик общался с представителем лейбла Relapse, на который с 1998 года работают Nile. Карл Сандерс уверяет: «Это миф, что как только вы заключите контракт, к крыльцу вашего дома тут же подгоняют колонну комфортабельных туровых автобусов и лимузинов, битком набитых кокаином и девками. Правда в том, что мы даже не можем бросить работу, зубами вырываем у промоутеров деньги на бензин и останавливаемся в самых дешёвых мотелях». То есть, денег-то дают, но пирамиду на них явно не построишь. И Nile берут не числом, а уменьем... Загробный голос получается, если долгий низкий крик украсить эффектом реверберации, затем "опустить" на пару октав, а потом снова добавить реверберации. Многолетних упражнений в игре на экзотических инструментах можно избежать, наняв за ящик пива бескорыстных буддистских монахов, "вооруженных" барабанами и флейтами из человеческих черепов и костей... А дальше - все зависит от упорной работы в студии, где сведение одной песни происходит из "ста мультимедийных треков и семи различных синтезированных модулей".

Но Nile не просто соединили американское "мясо" с восточными мелодиями и наложили звуки древних инструментов, а потом украсили все стильными картинками и загадочными текстами; они создают свою музыку так, словно являются прямыми наследниками искусства древних египтян. "Я был поражен, обнаружив сходство однотонных модальностей и пятизвучий, используемых в металле и восточной музыке. Использование техники бендинга, которая позволяет изменять высоту ноты – также прямая связь с восточной музыкой" - признается Карл Сандерс. Действительно, рок, как и восточная музыка, основан на пятизвучии, в отличие от "семизвучной" классики, на свободной, нечетной ритмике. Для музыкальных культур Востока характерна модальность, принцип "лада", где каждая звуковая ступень может играть роль главной, что отражает, как считают, созерцательность местного мировоззрения. Другое дело - насильно упорядоченная классическая европейская тональность с центральным тоном. Зная эти особенности, можно создавать потрясающие по силе воздействия на слушателя музыкальные произведения. Кроме того, Сандерс прилежно изучил и технику игры. "Американские гитаристы обычно используют 6 техник звукоизвлечения. В Индии знают 50 таких способов... 10-летний африканский сопляк более "продвинуто" владеет своим сделанным на коленке инструментом, чем большинство американцев, называющих себя профессионалами".

Вот с таким тонким, восточным подходом к делу, но всё же не без помощи матёрого американского профессионала Нила Кернона (он ставил звук на альбомах Queensryche, Nevermore и Judas Priest), фараоны Южной Каролины принялись в этом году за запись альбома 'Annihilation Of The Wicked'. "Это были чрезвычайно изнурительные дни, когда на протяжении двух с половиной недель мы работали как бешеные по 14-16 часов кряду".

И пока, вроде, их труды не напрасны. "Nile сегодня возвышается подобно железному монументу" - пишет авторитетный английский журнал Terrorizer. Но это сегодня... "Музыкальная культура Востока и Африки развивается, по крайней мере, 5000 лет. А что нам может предложить Америка? Я очень сомневаюсь, что через 5000 лет кто-нибудь вспомнит Metallica" - говорит Карл Сандерс. Ну, так может быть, вспомнят Nile?

Во всяком случае, выпуск лицензионных пластинок этой группы у нас кажется весьма целесообразным делом. Болезненная тяга русских к стране, откуда народ Моисея едва унёс ноги, известна - по оценкам тур-операторов, уже в 2006 году Египет посетит целый миллион наших туристов. А тут и ездить никуда не надо - купил диск за 150 рублей, вставил в плеер, дошел до мумии в мавзолее и слушай. В общем, Египет стучится в твой дом – all included!