Overkill 'Taking Over'
100 тяжелых дисков которые сделали жизнь легче!
Автор: Юра „Хирург“
Лето 1987 года - хорошее было время! Изо всех щелей поддувал пока ещё не ветер, но уже сквозняк перемен; и хотя прилавки магазинов, не бывавшие полными в СССР никогда, продолжали неуклонно пустеть, музыкальный ассортимент московской виниловой "толпы" сказочно расширялся! Металлистов в городе стало пруд пруди, и теперь они перестали бегать от собаки с милицией: дожди ещё не смыли последний тополиный пух, а уже распахнул свои двери вполне легальный "клуб филофонистов" в ДК имени Горбунова, вошедший в историю как Горбушка.
Помнится, к этому времени мы уже перестали кидаться, как собаки на кость, на любую новую пластинку в стиле трэш и дэт - тогда уже пошли группы второго и даже третьего эшелона, и к любой новинке относились достаточно критически. Ко многим даже откровенно скептически!
Но новый альбом Overkill 'Taking Over' мы с приятелями разыскивали конкретно. Во-первых, знатоки их творчества говорили, что группа вышла с этим альбомом на совершенно иной уровень, по сравнению с предыдущим (а его мы тогда не слышали - и может это даже к лучшему). Во-вторых - у кого на стенке не болтался плакатик из журнала Metal Hammer с рекламой их европейского тура 1986 года US Speed Metal Attack (Anthrax + Overkill + Agent Steel)? У меня болтался - должно быть, до сих пор где-то валяется ещё... А реклама - двигатель торговли!
Anthrax тогда уже уверенно занимали одно из первых мест в табели о рангах заморских трэш-команд, так что подобная "связка" явно делала честь Overkill. Но кроме этого про последних тогда ничего толком известно не было, только самые банальные вещи. Возьмись я тогда написать историю появления альбома 'Taking Over' - уложился бы в один абзац!
Но спустя годы многое "тайное" стало явным, и начнем мы как раз с таинства рождения одного из основателей Overkill, Ли Кундрэта. Который появился на свет 17 мая 1961 года в городе Саммит, штат Нью-Джерси, США, а рос и крепчал в районе Нью-Провиденс того же штата; и то и другое, собственно, есть пригороды Нью-Йорка.
При слове Нью-Йорк представляются бесконечные пробки с нанизанными на них желтыми бусинами таксомоторов, устремленные в зенит небоскребы, озаренные неоном ночи, криминальные негры, обремененные золотыми веригами, и прочие радости огромного мегаполиса.
Но Нью-Джерси - это совсем другое дело! Та самая "одноэтажная Америка": ухоженные частные домики, много зелени, многочисленные, завидного качества автомобильные магистрали. У родителей Ли, представителей среднего класса, был даже не домик, а довольно большой дом с аккуратно подстриженным газончиком и обилием хорошо заасфальтированных дорог и площадок вокруг.
У Ли была возможность не только учиться, но и развиваться творчески. Он неплохо рисовал, но в мальчишеской среде трудно создать себе авторитет, демонстрируя такого рода навыки. Так что - да здравствует асфальт! - ещё подростком он принялся осваивать скейтборд. Да так рьяно, что стал, по собственному выражению, "полупрофессиональным" скейтбордистом. "Двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю я жил только этим", - признается он. Благодаря своим достижениям он не только с успехом участвовал в разных соревнованиях, занимая призовые места, но и бесплатно получал от окрестных магазинов оборудование, рекламируя его в "своих" кругах. А в тех кругах он к пятнадцати годам стал довольно известной и авторитетной фигурой. Чего не скажешь о школе: её в старших классах, пользуясь своим "иммунитетом местной спортивной звезды", он почти не посещал. Друзья вспоминают, что в старших классах уже едва ли раз в неделю на занятия приходил... Но!
На счастье (наше с вами) была у него в жизни ещё одна страсть - музыка. С десяти лет он слушал Битлов и Элтона Джона, впитывая всю красоту и величие гениев рок-н-ролльной гармонии, а лет через пять стал всё чаще и чаще вылавливать в эфире такие горячие штучки, как Kiss и Aerosmith. Это было мощно и, в какой-то степени, более доступно для подражания; кроме того, воображение подогревал тот факт, что эти ребята были фактически его соседями, такими же как он, уроженцами Нью-Йорка. "Чем я хуже?" - этот вопрос явно предполагал возможность ответного действия.
И параллельно со скейтбордом Ли попытался освоить гитару, но без особого успеха. Соскочив с бешено мчащейся доски, трудно ковыряться в струнах; не доставшийся горячему асфальту заряд энергии требовал иного выхода. И если перебрать все рок-инструменты, то легко догадаться, на чём он остановил свой выбор. Верно - грохочущие ударные стали его стихией! "Не то чтобы я выбрал барабаны, скорее, это барабаны выбрали меня", - сказал он, и подошел к вопросу неожиданно серьезно.
Знавал я много людей, которые, намереваясь освоить компьютер, какой-нибудь музыкальный инструмент или что-то ещё, покупают себе сразу этот самый дорогущий инструмент или мощнейший компьютер, а заодно и целую библиотеку учебной литературы. Само по себе это неплохо, но слишком часто этим всё и ограничивается. И результат бывает такой: тупая стрелялка на компе, "Чижик-пыжик" на клавишах и груда пыльных книг на антресолях.
У Ли не было своей ударной установки долгие годы - дома он практиковался на досках с наклеенными на них резинками. Зато он стал брать уроки у Джека Робертелло, преподавателя с огромным опытом работы в джазе, и тот часто говорил, что у него никогда не было такого талантливого ученика. Ли схватывал всё на лету. Ему было интересно осваивать инструмент, он понимал, зачем это делает. Росли его технические навыки, а одновременно множились и довольно талантливо сделанные изображения размалёванного Питера Крисса за барабанной установкой в учебных тетрадках. Вот на кого держал равнение наш юный барабанщик!
В 1976 году Ли ещё появлялся в местной средней школе (Нью-Провиденс Хай Скул), там он и свел дружбу с Карло Верни. Карло Верни - однокашник, земляк и ровесник Ли Кундрэта, родившийся 12 апреля 1961 года в Нью-Джерси. Он вырос в большой, шумной и дружной семье, его родители были выходцами из Италии. Родители с малых лет сумели внушить ему три истины: держать язык за зубами, быть предельно внимательным и много работать. "Никогда не болтайся без дела… Меня всегда так учили" - вспоминает он.
Верные родительским заветам, оба пацана усердно практиковались в игре на музыкальных инструментах (Верни взялся осваивать бас-гитару) и вместе слушали Kiss, Aerosmith, Black Sabbath и Rainbow. А потом их обоих настигла волна панка конца 70-х...
И в музыкальном смысле они устремились на гребне этой самой волны вдогонку за The Damned, The Ramones, The Dead Boys и Generation X. Это касаемо музыки. "Она была шокирующей и грязной, как плевок в лицо... Но главное - она была простой. Такой простой, что её ничего не стоило повторить" - признавался потом Ли. Желающих "повторить это дома" они с Карло Верни набрали из учеников своей же школы - гитаристом стал Кеннет Сибли, а вокалистом Фред Хенсли. Фред вспоминает, что они сошлись, скорее, не как группа музыкантов, а как компания пацанов со схожими музыкальными интересами. Он лично примкнул к ним, откликнувшись вовсе не пройти прослушивание, а получив приглашение от Верни съездить вместе в центр, в клуб CBGB на концерт The Ramones. Поодиночке в такие места соваться боялись...
А что до названия, то они решили продолжить "генерацию" панк-групп, словно соскочивших с полок секс-шопов, - это Sex Pistols, Vibrators... Существовала тогда в Нью-Джерси, например, панк-группа Swingers - свингеры... Всей этой компании только смазки и не хватало. Не знаю, обсуждали ли они жесткий вариант - скажем, Вазелин. Но в итоге на свет родилось почти эстетичное название "Любриканты", Lubricants. Затем его замечательным образом форсировали - заменили в Lubricants букву, превратив в The Lubricunts, что придало откровенно порнографический оттенок. Кстати, придумал всё это их тогдашний вокалист - Фред Хенсли. А вот лого, буковки LC с крылышками, "разработал" Ли Кундрэт. А если честно, то просто "слизал" его у группы Van Halen!
Далее надо было обрести сценические псевдонимы. Панк-группа в составе Ли Кундрэта, Карло Верни, Фреда Хенсли и Кеннета Сибли явно не прокатила бы. Ли Кундрэту придумывать ничего не пришлось. Его уже к тому времени друзья и так звали Рэт Скейтс. Рэт ("крыса") его дразнили с пяти лет, просто потому что "рэт" это была последняя часть его фамилии "Кунд-рэт". Скейтсом он стал позже, когда прославился как скейтбордист. Это прозвище он себе и оставил - Рэт Скейтс звучало похоже на Рэт Скэбис, а это был барабанщик из группы The Damned. Карло Верни был поклонником The Ramones и метил в басисты, так что стал Ди Ди Блэйзом. В честь басиста Ди Ди Рамона. Позже, правда, он стал приводить другой пример: Кей Кей Даунинг из Judas Priest. Кеннет Сибли стал Ником Фузом. Фред Хенсли превратился в Билли, в Билли Вектора - тогда некий Билли Айдол как раз пел в группе Generation X, только что выпустившей первый альбом... Шел 1978 год.
Инструментов у них практически не было - их просто одалживали. "Что-то так до сих пор и не вернули" - посмеивается Билли Вектор. А Рэт свою ударную установку собирал буквально по помойкам и объявлениям о распродажах. Древний сломанный усилитель и микрофон принёс его папа (инженер-электронщик) с работы, он же их и починил. Сценические наряды тоже делали сами. Заказывали у слесарей в гаражах железные шипы, заклёпки, значки, логотипы, отрывали рукава у джинсовых курток и расписывали их чуть ли не шариковыми ручками - в общем, всё у них в 1978 году было как у нас в СССР десять лет спустя. Правда, в США всё это можно было купить в специальных магазинах. Но... Где четверым школьникам было денег взять?
Первый концерт они дали на фолк-шоу в одной из окрестных школ. Фолк-шоу! Тут звучал Боб Дилан, "Мамочки и папочки", "Птички" и прочие менестрели с тамбуринами. А их репертуаром были кавера таких оголтелых панков, как The Ramones и The Dead Boys. И это был шок для присутствующих. Кто-то из администрации даже пригрозил упрятать их за решетку, если они ещё раз потревожат "благородное собрание" такого рода "музыкальным мусором"...
Однако в собраниях не столь благородных их постепенно принимали с всё большим и большим энтузиазмом. Ещё не окончив школу, они уже выступали по нью-йоркским клубам - Great Gildersleeves, Max's Kansas City, Trudy Heller's, Bottany Talk House, The Mudd Club и The Showplace и даже CBGB. Их узнавали, и о них даже упоминала местная пресса. Во многом - благодаря развернутой ими активной кампании саморекламы.
Ещё в школе Рэт подрабатывал, доставляя в какой-то фудкорт всякие овощи (зачастую - на скейте). Затем он продолжил трудовую деятельность в маленькой типографии RC Graphics в родном Нью-Джерси. Работал он там дизайнером - ведь, помимо прочего, он отлично рисовал. Так у него появилась возможность изготовлять на льготных условиях (скажем так) флаеры, стикеры, постеры и прочее для рекламы своего коллектива. Дизайн он делал сам, а печатный станок был всегда под рукой. Буквально за стенкой...
Однако эта деятельность в каком-то смысле едва не прикончила новорожденный коллектив. Такой же рекламный материал у RC Graphics заказывал басист и основатель группы Misfits Джерри Онли. И однажды Рэт Скейтс был командирован к нему с очередной партией печатной продукции вместо заболевшего курьера. Заказ он повёз на фабрику металлоизделий Pro Edge, которая принадлежала отцу Джерри, и там они встретились. Джерри знал, кто такие The Lubricunts, и счёл за честь, воспользовавшись случаем, предложить Рэту записать ударные для очередной пластинки Misfits. Кто знает, чем бы тогда всё кончилось? Рэт вполне мог "застрять" в Misfits! Но когда настал "час Х", мама не дала Рэту свою машину. Её можно было понять - ведь она недавно одолжила сыну кучу денег на первую ударную установку Ludwig; и ему следовало в поте лица её отрабатывать, а не ездить на машине по каким-то там студиям...
Надо сказать, что в то время, ориентируясь на хорошо экипированный и довольно тяжело звучащий коллектив The Dead Boys, The Lubricunts принялись наращивать количество аппаратуры, инструментов и заклёпок, звук их крепчал день ото дня. К тому же они и сами всё больше слушали группы из "железной" когорты - Judas Priest, Iron Maiden, Motorhead, Riot, Accept, AC/DC, Scorpions, и постепенно набор исполняемых ими каверов стал крениться именно в эту сторону. Дошло до того, что промоутеры стали анонсировать их как хэви-метал группу. "Но дух панка нас так никогда и не покинул", - уверяет Рэт Скейтс. Возможно... Но панк и сам испускал дух у них на глазах. Чтобы продолжить жить, а не существовать, выступая на вечеринках и в барах, надо было что-то менять радикально. The Lubricunts были расформированы в 1980 году, а Верни и Скейтс опять остались вдвоем.
И немедленно разместили в местной газете The Aquarian Weekly, которая, как они выражаются теперь, "заменяла нам соцсети", такое объявление: "Басист и барабанщик хэви метал группы в стиле Judas Priest, Iron Maiden, AC/DC и The Dead Boys ищут профессионального, яркого, молодого гитариста". Как уверяет Рэт, немедленно поступила "куча звонков от круглых дураков", но один звонок оказался правильным и его сделал некто Роберт Писарек. И дураком он точно не был. Роберт посещал юридический факультет Юго-западного университета в Лос-Анджелесе, где его достижения позволили ему жить на академическую стипендию от декана, а также получить пару наград "Американская юриспруденция" (присуждается за получение высшей оценки по определенному предмету). Внешне, к счастью, он отличника не напоминал и вполне подходил для новой музыкальной затеи... Единственное - он жил далековато, более чем в ста километрах, в центре Нью-Йорка. Но это была чисто техническая проблема.
Что касется профессионализма, то до этого он уже "рулил" в панк-группе D.O.A., которая была сформирована из студентов колледжа Рокленд Коммьюнити (не путайте с другой группой D.O.A., канадской). По воспоминаниям Писарека, все тамошние музыканты тоже имели тайное намерение уйти от панка, но не в суровый метал, а в попсовую и более понятную массам "новую волну". Всё изменилось, когда на должность вокалиста в D.O.A. прослушивался некто Роберт Джозеф Эллсуорт. Он так спел "Victim Of Changes" из репертуара Judas Priest, что Писарек постановил - новичок принят, и они теперь станут исполнять хэви. "Волновая" часть группы немедленно покинула зал заседаний. Создалась уникальная ситуация - если в будущем Overkill (у Верни и Скейтса) не хватало гитариста и вокалиста, то в D.O.A. не было барабанщика и басиста. И Писарек, собственно, тоже поместил своё объявление в ту же газету. А когда просматривал вышедший номер, то рядом с ним обнаружил похожее - почти слово в слово его повторявшее! Это была судьба... О чём он и сообщил Эллсуорту.
Роберт Джозеф Эллсуорт родился 3 мая 1959 года в Нью-Джерси, его бабушка и дед приехали в Америку из Ирландии. Это тоже была большая семья, как и у Верни - только у мамы Роберта была дюжина братьев и сестер. Он вспоминает, как по праздникам все собирались вместе, рассаживались вокруг камина и распевали песни, при этом все имели слух и неплохие голоса. Особенно выделялось в семейном хоре хорошо поставленное сопрано его матери. Ещё бы - ведь она была профессиональной певицей и даже записывалась!
Эллсуорт шутит, что мощь его голоса проявилась не у камина, а на пляже, когда он уронил горящую сигарету себе на живот. Невероятный вопль изумил всех! Да, подростком он уже вовсю покуривал (и не только табак), выпивал и вёл достаточно "пацанский" образ жизни. Но при этом, надо заметить, окончил школу и поступил в университет!
Конечно, музыка занимала его больше учёбы. Олицетворявшие мечту стать гитаристом детские кривляния перед зеркалом с веником в руках под Элиса Купера и Black Sabbath закончились ничем. В пятнадцать лет его сразил вокал Меркюри и альбом Queen ‘Sheer Heart Attack’. Потом были AC/DC, Kiss и Aerosmith, но как только он добрался до Judas Priest, то немедленно стал поклонником голоса Роба Халфорда! И стал упорно тренироваться, поставив себе цель - точно скопировать вокальные партии с композиции "Green Manalishi". Это был настоящий вызов!
Не удивительно, что с "Victim Of Changes" он справился легко, и судьба привела его в состав D.O.A., и потом в Overkill. Который был ещё не Overkill - сначала у Верни и Скейтса вариантов названия взамен The Lubricunts не было. Некоторое время Писарек предлагал им оставить D.O.A., потом "перевернул" его - A.O.D. Затем какое-то время они назывались Virgin Killer (по альбому Scorpions), что было даже логично для кавер-группы. Но поиск продолжался.
И как-то Писарек в очередной раз вслух перебирал разного рода подходящие словечки после репетиции (а репетировали они тогда в его подвале): Overdose, Overdrive... Overkill! Тут он попал в точку и все с этим согласились: "На следующем концерте будем использовать это название!" Опять же, у Motorhead был такой альбом. Правда, в Лос-Анджелесе уже существовала и группа с таким названием, но они об этом просто не знали. Существовал также Dream Overkill - английская группа новой волны тяжелого метала, даже выступившая впоследствии в Рэддинге в 1982 году как просто Overkill. К счастью и это не вызвало никаких коллизий.
Опять взялись за псевдонимы. Верни придумал Элсуорту прозвище Блиц - из-за его резкости и скорости, с которой он опустошал пивные банки. Роберт Писарек тоже не мог оставаться таковым. В сочетании с Рэтом Скейтсом, Ди Ди Блэйзом и Блицем это не работало. И только что крещенный Блицем Бобби дал ему новое имя - Рифф, Рифф Тандер. На том и порешили.
Репертуар преобразился. Теперь это были уже тяжелые кавера, на композиции Motorhead, Judas Priest, Riot. Совсем от панка они не отказались - просто его стало меньше, и манера его исполнения напоминала скорее самый настоящий метал. У "отцов-основателей" в лице Верни и Скейтса родилась идея постановки на концертах масштабного шоу ужасов.
И тут у Писарека начали портиться отношения со своим "крестным" и протеже - Бобби Эллсуортом. Писарек так и не смог смириться с тем, что Блиц часто выходил на сцену пьяным в хлам, то и дело путал песни и пихался. Всё решил один концерт, после которого Писарек сказал Скейтсу и Верни - либо я, либо он...
Конечно, Писарек как гитарист устраивал всех. Однако его взгляд на музыку группы не был таким радикальным, как у прочих. И если говорить о концертах, то он предпочел бы видеть не шоу ужасов в духе Kiss, а некий глэмовый цирк в духе Twisted Sister. И даже стал носить белую кожаную куртку как у их лидера, Ди Снайдера. Белую! Его ряженные в черное товарищи пришли в ужас.
Вот от него и избавились. Вокалиста заменить куда сложнее, а белая ворона вместо гитариста им была не нужна. Хотя Писарек, в общем, сам поставил вопрос о своем участии в группе, но по итогам принятого решения всё равно явно напрягся. Особенно его задело за живое то, что новых кандидатов прослушивали на его же аппаратуре...
Кандидатов действительно хватало. Так что к концу 1980 года группа обзавелась аж двумя гитаристами. Одним был хорошо нам всем известный Дэн Спиц (он прославился впоследствии в рядах Anthrax), а вторым его дружок Энтони Амендола. Оба тоже были из Нью-Йорка. Но всё повторилось: оба очень хорошие музыканты и нормальные пацаны, они никак не желали участвовать в каком-то "дурацком театральном шоу", а Спиц и вовсе, по словам Скейтса, "на сцене стоял как истукан и... демонстрировал публике, как классно бегают по грифу его пальчики".
Так что этих двоих вскоре заменила парочка в лице Рича Конте и Майка Шерри. У них была куча своей аппаратуры, и даже кое-какие композиторские таланты. С их подачи, наконец-то, была сочинена первая собственная песня - "Grave Robbers" (в историю она вошла уже как "Raise The Dead"). Но это было всё, на что их хватило. Со сцены по-прежнему звучали кавера, в то время как концерты все чаще посещали и журналисты, и люди с лейблов. Предъявить же им было нечего. Группе срочно требовался композитор!
В конце 1982 года Майк Шерри по неизвестной причине покинул Overkill; и некий человек, которого Скейтс называет "общим другом", познакомил их с Бобби Густафсоном. Густафсон позже прояснил, что этот самый "друг" на самом деле "охотился за головой" Скейтса, безуспешно пытаясь переманить барабанщика Overkill в свою группу; а потому очень внимательно следил за всем происходящим в лагере Overkill, и немедленно указал Густафсону на открывшуюся вакансию.
Рожденный 15 июля 1965 года в районе Нью-Йорка Стейтен-Айленд Роберт Уэйн Густафсон имел, в целом, схожую с остальными участниками Overkill биографию. Он мало чем отличался от новых коллег, точно также пройдя через увлечение панком и участие в гаражной группе The Dropouts, с которой с пятнадцати лет начал давать концерты. Но главное - у Dropouts даже был собственный материал, который сочинял именно он! Затем он предсказуемо попал под влияние Black Sabbath, Judas Preist, Iron Maiden, AC/DC, Motorhead и пристроился в какую-то безвестную метал-кавер группу. Но не перестал подыскивать лучшего для себя применения, изучая, в том числе, уже известную нам газету The Aquarian.
Там он видел рекламу концертов Overkill, их фотографии и смутно понимал, что это то, что ему надо, хотя на самих концертах отродясь не бывал. Так что он бодро отреагировал на предложение друга и оказался в составе уже в ноябре 1982 года после одного-единственного прослушивания.
Когда он появился в Overkill, там еще доживал свой век второй гитарист, Рич Конте. Но их совместная жизнь продолжалась всего пару недель. Они не успели толком познакомиться - Густафсон до сих пор не уверен, был ли это именно Конте, и помнит только, что "все звали того парня Франкенштейном и он смахивал на Мика Марса". Так или иначе, Франкенштейн исчез, и Густафсон попытался пристроить на его место какого-то своего друга. Попробовали - но безуспешно, парень явно был не в масть. После этого Густафсон предложил играть вчетвером. Они ведь вполне справлялись, а время дальше терять не хотелось. Надо было двигаться вперёд. Так что на этом формирование состава, записавшего впоследствии альбом 'Taking Over', было завершено...
В то время квартет репетировал в доме родителей Бобби Густафсона на Стейтен-Айленде, и при этом всё ещё обходился единственной собственной песней. Честно говоря, до прихода Густафсона факт отсутствия своей музыки они не рассматривали как какую-то катастрофу. Верни и Скейтс были заняты рекламой и организацией концертов, но к какой-то определенной большей цели не двигались. Им просто нравилось заниматься музыкой, быть на сцене и всё такое. "Мы просто были одержимы", - признаёт Скейтс.
"Без своего материала нас никто не подпишет", - так просто и доходчиво объяснил им Густафсон необходимость сосредоточиться именно на сочинительстве, несколько снизив интенсивность клубных выступлений. Он упорно внушал всем мысль, что играть кавера дальше безнадежно, и как бы хорошо они это не делали, только за их замечательное театральное шоу никто им контракт на запись не предложит.
К тому времени у Скейтса и Верни окончательно оформилась концепция театра ужасов в духе Kiss и Элиса Купера... И группа предлагала публике полноценное шоу. Всё начиналось симфоническим вступлением. В дыму, озаряемом крашеными лампочками, отворялись кованые кладбищенские ворота, через них из-под барабанного подиума торжественно вылезал Блиц в вампирском одеянии и... погнали!
И всё было сделано своими руками. Если вам кто-то скажет, что боги трэша горшков не обжигают... Не верьте! Первые сценические задники Рэт Скейтс делал сам, в своей комнате, склеивая скотчем отдельные куски картона и разрисовывая их фломастерами. Комната его на долгие годы превратилась в мастерскую по изготовлению мерча и промо-материалов. Даже его подруга Лори ДеАнджелис изо всех сил помогала ему, выступая одновременно в роли водителя, фотографа и продавца на концертах. Впрочем, все участники группы вносили свой вклад, и даже их родители.
Подиум для ударника соорудили из украденных с магазинного склада пластиковых ящиков для перевозки бутилированного молока; "кованые" ворота и "каменные" стены были сделаны из крашеного пенопласта, позаимствованного на помойке. "Тяжелые" пластмассовые цепи, канделябры, черепа купили в лавке, предлагавшей народу товары на Хэллоуин. Там же брали основу для сценических костюмов, белую пудру для лиц и черную тушь для глаз. "Нам не требовались большие финансовые ресурсы, просто немного воображения и инициативы", - вспоминает Рэт.
Он же придумал лого. Для написания он позаимствовал шрифт у Iron Maiden и поначалу вставил между словами "over" и "kill" (которые не сразу слились воедино) перевернутый крест. Первый вариант был черно-белым. Верни, однако, остался недоволен и заставил всех думать над выбором цвета. Предлагались разные идеи: Густафсон, например, хотел видеть оранжевый логотип. Вариант отмели, как и красный - потому что у большинства групп тогда были красные логотипы! Затем вспомнили опыт Twisted Sister с их токсичным розовым цветом. Опыт ведь был удачным и явно выводил группу "из ряда вон", так что осталось просто найти другой "токсичный" цвет. Например, ядовито-зеленый!
Используя старые связи, Рэт изготовил кучу наклеек с логотипом, которые стали появляться повсюду, где можно и где нельзя - благодаря самим музыкантам. Скажем, пошёл в общественном месте по нужде - наклей стикер над писсуаром! Была ещё и резиновая печать "Оverkill", которую Скейтс "шлёпал" на все мыслимые и немыслимые поверхности и документы.
Вскоре Верни утвердил идею с маскотом, символическим персонажем группы. Его вы помните - это так называемый Чарли, череп с крыльями летучей мыши. Чарли никто не придумывал, окрыленный череп позаимствовали из арсенала байкерских символов. А имя Чарли за ним укрепилось с легкой руки одного из их тогдашних знакомых, Боба Оуджо.
В подвале у Густафсона постепенно рождались новые песни. К "Raise The Dead" добавились вскоре ставшие классикой "Overkill", "Unleash the Beast (Within)", "Death Rider" и "Rotten To The Core". Музыкальные идеи для программной композиции "Overkill" Густафсон частично позаимствовал у группы Angel, частично из саундтрека фильма ужасов 'Хэллоуин'. Как видите, все наши герои никогда не стеснялись активно использовать чужой опыт, впрочем ухитряясь делать это без ущерба для себя и для других. Так или иначе, Густафсон создал основы для всех упомянутых выше песен, а затем все вместе их аранжировали.
Презентовали новый материал в августе 1983 года. Первый концерт дали на площадке Стейт Театр в Порт-Джервисе. Это был сценический дебют состава Скейтс - Верни - Густафсон - Блиц. В то время саму площадку уже выкупила небольшая промоутерская компания Hardcore Happenings, она же создала тогда и лейбл Hardcore Metal Records. Они организовали там выступления Exciter, Anvil, Metallica, а Overkill "заряжали" всем на разогрев. Работавшему на Hardcore Happenings и Hardcore Metal Records Тому Манговену удалось организовать тогда для них массу выступлений. К сожалению, лейбл его так и не встал на ноги.
А вот география освоенных клубов ширилась - The Showplace и Union Jack в Нью-Джерси, Rock Palace на Стейтен-Айленде, дошёл черед и до легендарной бруклинской площадки L'Amours. Не сразу хозяева этого места пустили их на сцену. Они всё ещё никак не могли "отойти" от диско-нашествия и всякой "тяжелой чертовщине" не доверяли. Но на сей раз сработала именно зрелищная сторона дела!
С пакетом промо-материалов к хозяевам клуба послали Бобби Блица. "Послушай, у нас куча из сорока таких конвертов на столе… Не обижайся, ты хороший парень, но группа твоя - дерьмо", - с ходу ответили ему. Что могло подсказать им, что в ближайшие пару-тройку десятилетий эта группа продаст 16 миллионов своих альбомов по всему миру? Ничего. Хорошо, что Блиц хотя бы настоял на том, чтобы они при нём просмотрели фото, сделанные на прошедших концертах. И это их впечатлило!
Впоследствии наши герои стали выступать в L'Amours по выходным, да так успешно, что сделались чем-то вроде местной достопримечательности. Клуб мог вместить (по нормативам) 1200 человек, а они собирали в среднем 1750. Только Metallica собирала там больше народу - до 2200 человек.
Таким образом, в 1983 году у них было пять своих песен, частично "обкатанных" на концертах. На деньги, полученные в качестве гонораров и на личные сбережения, они решили записать демо. За два захода, в марте и в сентябре, в мелких студиях на Стейтен-Айленде и в Нью-Джерси всё и сделали. В первой записали "Overkill" и "There's No Tomorrow", во второй - "Death Rider", "The Beast Within" и "Raise The Dead". Они и вошли в демо 'Power In Black'.
"Что это была за дыра у нас на Стейтен-Айленде, я не помню", - морщит лоб Густафсон. "Но отлично помню студию Sterling по адресу 200 Мейн Авеню в Нью-Джерси, хотя помнить там и нечего. Это был уже сентябрь. Все прошло быстро. Задерживаться дольше мы не могли, у нас просто денег не было. Так что мы просто... зашли и вышли! Но то был наш первый серьезный студийный опыт, и это вдохновляло. Всё записали живьем, наложили только потом пару моих сольных партий и вокал".
Надо понимать, что не было не только денег, но и опыта. Даже интеллигентного вида парень в очках, работавший с ними в студии, не имел точного понятия, что за хрень он записывает, и как это правильно должно звучать... Рэт Скейтс уверяет, что никому в группе не понравился конечный результат. "Мы звучали как AC/DC образца 1976 года, потому что чудик, записывавший нас, кроме AC/DC ничего тяжелого просто никогда не слышал".
Ну, а куда было деваться? Использовали что есть. Рэт Скейтс сам сделал дизайн вкладышей в аудиокассеты, размножил на черно-белом "ксероксе", сам дома "тиражировал" записи и даже запаивал кассеты в пищевую плёнку (он брал ее в супермаркете, где тогда работал) при помощи обычного фена. Контракта у них не было, и Скейтс писал на кассете вместо названия настоящего лейбла некий придуманный - Blood Metal Music... Для солидности.
Результат выглядел не так уж плохо, и распространялся общими усилиями вместе с тщательно подобранными промо-материалами (куда входила биография группы, отличного качества фото с концертов, сведения о выпущенном ими мерчандайзе и отыгранных концертах). Этими промо-пакетами "бомбили" весь мир, не делая разницы между андеграундными лейблами и мейджорами - рассылали во все журналы и на все радиостанции подряд. Работа была проделана колоссальная! Также демо разложили во все местные музыкальные магазины, не забыв одновременно дать в известной вам газете рекламу, где его можно купить.
Результат не заставил себя ждать. Вначале им удалось продвинуть кое-что на локальные виниловые сборники - песня "Feel The Fire" появилась на диске 'New York Metal ’84', а "Death Rider" - на 'Metal Massacre V'. А в 1984 году Рэт смог уж гордо заявить в ходе одного из интервью: "Наконец-то нам повезло! Мы только что подписали контракт с лейблом Metalstorm Records из Калифорнии (подразделение Azra Records) на выпуск мини-альбома". Дистрибюцией его должна была заниматься третья компания, Important, притом по всей стране, а выход планировался на конец ноября - начало декабря.
Технически за сделку отвечал - точнее, впоследствии ответил - Рэт Скейтс. Хотя это не он отыскал лейбл, а наоборот, это сам Дейв Ричардс с лейбла Azra позвонил им. Рэт был уверен в том, что грядущий миньон поможет раскрутиться группе, и торопил остальных: "Демо может записать кто угодно, с виниловым диском ничто не может сравниться. Нельзя упускать свой шанс. Нужно записать пластинку немедленно". Тогда всё выглядело именно так. Они спешили, с юристами не посоветовались, и на условия контракта внимание не обратили. А они были ужасны. Но Дейв Ричардс не имел в виду ничего личного, это был просто бизнес: согласно условиям сделки он просто переложил все возможные риски на группу... Вот и всё.
Теперь все почему-то считают этот контракт промахом Рэта Скейтса. Словно он с Ричардсом в доле был! Но ведь бумагу-то все подписали, и где у остальных глаза были? Скажем, Бобби Блиц - вполне мог показать текст отцу, адвокату! Но он не сделал этого, вместо этого просто заявил родителям, что его группа вот-вот подпишет контракт, и
ему теперь можно смело завязывать с занятиями в университете. В общем, понятно - все заторопились в новую жизнь, в голубые дали...
26 ноября все дружно и ничтоже сумняшеся подписали контракт с Azra / Metalstorm и отдали им уже готовый материал. А записали его, заключив предварительное устное соглашение с лейблом, на свои деньги в Venture Sound Studio в октябре-ноябре 1984 года. Это были четыре композиции - "Rotten To The Core", "Fatal If Swallowed", "The Answer" и "Overkill". Все они и вошли на EP 'Overkill', который официально появился в продаже 15 января 1985 года.
При этом Metalstorm не воспользовались никакими идеями по части оформления, выдвинутыми группой, диск был оформлен крайне просто - лого на черном фоне. А ведь Рэт Скейтс тщательно подобрал не только иллюстративный и текстовый материал, он даже предоставил готовый макет оформления конверта!
Тем не менее, весь тираж был быстро распродан, предположительно больше 4000 экземпляров (Бобби Густафсон утверждает, что никто до сих пор не знает, сколько же экземпляров на самом деле было продано, но изначально вроде была договоренность о тираже в четыре тысячи). По версии лейбла оговоренный тираж так и не был распродан в оговоренный срок, что давало ему формальное право не рассчитываться с группой. Но ребятам, правда, отгрузили полторы сотни бесплатных копий, которыми они могли торговать на концертах.
Про Ивана Зазулю (более известного как Джон Зазула), его "Рок-н-ролльный рай" (то бишь магазинчик Rock ‘n Roll Heaven) и лейбл Megaforce я уже рассказывал в номере 105 нашего журнала, в статье про Anthrax. Наши герои, равно как Metallica и Anthrax, к 1984 году тоже знали Зазулю уже очень хорошо. И он их. Ещё в 1982 году Рэт Скейтс свёл дружбу с Иваном и женой его Машей; частенько они вместе сидели, как говорят, у самовара, обсуждая как выступления группы, так и продажи мерча и демо 'Power In Black' в магазине Rock ‘n Roll Heaven. Скейтс утверждает, что только там было продано более полутора тысяч копий той записи чуть менее чем за год; таким образом, она продавалась гораздо лучше, чем многие полноформатные альбомы.
Но Иван всё равно как-то не очень торопился предлагать им контракт. Музыка ему нравилась, коммерческая сторона тоже не вызывала сомнений, но факт есть факт. Он уже подписал Metallica, Raven, Anthrax, Exciter, а вот с Overkill не спешил. Что его останавливало? Возможно, просто финансовая сторона вопроса - он и так уже к тому времени вложил в дело всё, что было нажито непосильным трудом! Так что, возможно, Скейтс не так уж и ошибся, не став ждать у моря Зазули, и инициировав срочный выпуск EP у Azra / Metalstorm на столь неудачных условиях.
Ведь только после этого Зазуля "прозрел": увидел, что процесс пошел, и без его участия! Кроме того, группе стали поступать предложения от других лейблов, в том числе от Metal Blade. Таким образом, Зазуля понял - надо решаться. Или поезд уйдёт! И после того, как он и его Маша побывали на одном из выступлений Overkill (совместно с Anvil) в бруклинском клубе L'amour, предложил им довольно серьезный контракт. Таким образом, в ноябре 1984 года они ударили по рукам, хотя юридически контракт с Megaforce Records был оформлен только 10 апреля 1985 года. Также им удалось заключить сделки с менеджментом Loud & Proud и компанией Nice Man Merchandising, которой было начато производство профессионального мерча. "Моя комната перестала быть складом и мастерской одновременно... Я снова мог там просто спать", - радовался Скейтс.
Но спать было некогда. Надо было отправляться в студию Pyramid Sound в Итаке, в руки к верным Зазулиным товарищам, звукоинженеру Алексу Периаласу и продюсеру Карлу Кенеди, о которых тоже уже шла речь в статье про Anthrax.
Overkill были готовы, но вот в Итаке их не ждали. Двери там для них открылись только летом, в августе 1985 года. Это был, повторяю, сложный финансовый период для Зазули. Он вынужден был в 1984 - 1985 годах вкладывать довольно большие деньги в запись череды альбомов своих групп: Metallica, Anthrax, Raven, S.O.D... Из-за нехватки средств возникали проблемы, как это было с производством 'Spreading The Disease' Anthrax. "Верные товарищи", Алекс и Карл, даром работать не хотели, подтверждая своим поведением известный тезис о том, что дружба - дружбой, а табачок врозь. Со временем всё разрешилось, но группы "выстроились в очередь" в Pyramid Sound, а Overkill оказались в её хвосте.
Оказался ли Карл Кенеди, бывший барабанщик панк-группы The Rods, "правильным" продюсером для Overkill? Не совсем, и постепенно это стало очевидно всем. Он исповедовал "олдскульный" подход: минимум наложений и эффектов и максимум живого звука, извлекаемого из целой горы аппаратуры. Таким образом, не слишком искушенной в студийной работе группе новичков надо было сходу сыграть всё безукоризненно, и право на ошибку практически отсутствовало. К тому же они и сами на тот момент всё ещё плохо представляли себе свой звук, чего уж говорить о Кенеди и Периаласе.
"Это был хаос", - так характеризует процесс записи Бобби Блиц. Он лично был лишен возможности думать и экспериментировать. Ему пришлось просто встать за микрофонную стойку и орать, что есть мочи, под уже записанную фонограмму. Он признается, что лучше будет просто попытаться "заглушить" работу своих товарищей - в итоге сорвал голос! Бобби Густафсон, послушав результат, просто не узнал своей гитары - "она звучала как дерьмо". Мало того, что накануне записи у него сгорел аппарат, и пришлось использовать арендованный, так еще и Кенеди кардинально вмешался и на стадии сведения буквально убил все его партии. Густафсон пытался заставить его вернуть прежний вариант, но Кенеди отказался, мотивируя тем, что время работы над записью истекло...
Действительно, альбом вышел уже 15 октября. Изначально он должен был носить название 'First Blood', в честь фан-клуба группы Overkill Blood Donors. Но вышел он как 'Feel The Fire' ('Почувствуй Огонь') - но не потому, что во время его записи торопились как на пожар, а потому что там была одноименная песня. Она же, в свою очередь, основана на реальных событиях!
Как-то раз Бобби Блиц вместе с Бобби Густафсоном отправились в один нью-йорский клуб на концерт, и там Блиц стал приставать к чужой даме, чего не потерпел её кавалер. Он в расстроенных чувствах просто поднес зажигалку к волосам Блица со спины; они вспыхнули - хорошо, что Густафсон вовремя сбил пламя курткой. Текст песни "Feel The Fire" был написан Блицем на следующий день, а упоминающийся там поджигатель Джей Джей ("Джей Джей доигрался с огнём - теперь он горит в Аду") на самом деле нигде не горел, а чрезвычайно гордился содеянным и неожиданной славой, как и его подружка.
Так вот, имея в виду всю эту историю и название, кто-то подал идею оформления обложки - группа на фоне горящей сцены! Это был не какой-то там коллаж-монтаж, а реальное фото, как и история названия. Правда, фото было постановочное - музыкантов вывезли на пустырь, выстроили трехметровую сцену и подожгли её. Для хорошего кадра требовалось поставить их почти вплотную к огню, жар был невыносимый, кожа и металл накалились, запахло шашлыком... Все торопились, дёргались, и полученные фото в итоге забраковали. Решили в другой раз построить сцену вдвое больше, чтобы не ставить музыкантов так близко. Но сцена в два раза больше и горела в два раза жарче, так что под весь метал-прикид пришлось надеть кучу рубашек, а оголенные руки обмотать изолентой...
А после выхода альбома у них появился реальный шанс почувствовать огонь - в апреле 1986 года они оказались в Европе как раз тогда, когда ее накрыло чернобыльским радиоактивным облаком. Вообще большую часть 1985 года и первую половину 1986 года группа провела в турне в поддержку альбома 'Feel The Fire', давая разнокалиберные концерты с Carnivore, S.O.D., Blessed Death, Nuclear Assault, Liege Lord, Black Flag, Venom, D.R.I. Но к весне им удалось вписаться в знаменитое разъездное шоу Metal Hammer Roadshow (US Speed Metal Attack) с Agent Steel и Anthrax. Это были настолько хорошо разрекламированные европейские гастроли американских групп, что усилия пиарщиков пробили "железный занавес", о мероприятиях под этим флагом хорошо знали даже металлисты в СССР.
Зазуля, конечно, обеспечил им участие, но в дорогу денег дать уже не смог. Густафсон вспоминает, что они не смогли взять ни собственного оборудования, ни вещей. В Европу поехали налегке. Однако не все! Говорят, Чарли Бенанте из Anthrax так опасался радиоактивного заражения, что захватил из дома консервов, не доверяя европейским производителям... А вот бедных музыкантов Overkill беспокоила не зараженная еда, а ее отсутствие. "Несколько недель мы учились постоянно находиться вместе с малознакомыми людьми, питаться плохой пищей и жить в поганых условиях", - вспоминают они. Да, надо сказать, что даже с большинством музыкантов из обеих групп на тот момент они не были лично знакомы. Верни уверяет, что они увидели и услышали Anthrax уже в Европе. С ними сложились достаточно хорошие отношения. Хуже всего, на самом деле, удавалось ладить с вокалистом из Agent Steel. Но в итоге всё обошлось без крови и лучевой болезни, они и сегодня с восторгом вспоминают те гастроли. А Европа - их выступления!
В ноябре 1986 года последовали вторые гастроли, уже по США и на разогреве у Slayer. Ходят слухи, будто они тогда повздорили с уже известными земляками, но это не так. Им действительно немного попортил кровь кое-кто из сопровождающего персонала Slayer, но не более того. Густафсон поясняет: "Тогда мы были далеко не великими профессионалами, не всё понимали с полуслова, а у Slayer имелась своя дорожная команда, которая, скажем так, была не особо общительна и снисходительна к нам".
И еще поклонники Slayer - те принимали Overkill крайне прохладно. "Фанаты Slayer - серьезные пацаны, никакого юмора не понимали... Каким говном в нас только не кидались: бутылки, сигары... Мы стали замечать, что раз от разу играем свои песни всё быстрее, чтобы скорее свалить со сцены и уехать. Эти обстоятельства сделали нас ещё лучшими исполнителями, воистину так...". В общем, дома тоже проблемы были, просто не такие, как в Европе. В довершение всего, они разбили фургон, на котором тогда передвигались. А его они арендовали на свои деньги, по объявлению в газете. Никто, слава богу, не пострадал. За рулем тогда, к слову, сидел не профессиональный водитель, а парень, который ставил им звук на концертах...
Заметим, что ко времени туров 1985-1986 годов весь их сатанинский театр с вампирами остался в прошлом. Объемный реквизит таскать с собой на другое побережье или за океан было просто не по карману. В то время они выглядели как и прочие коллеги по трэшевому цеху: джинсовые безрукавки, черные футболки, предельно зауженные штаны и непременно белые "тапочки". Иными словами, они путешествовали без гардероба, могли прямо с улицы зайти на сцену и начать выступление. Возили с собой только разборный подиум для барабанов с зелёным светящимся логотипом, и ещё на сцене непременно где-нибудь пристраивали Чарли. А свет, дым - всё стандартное, как у всех. В общем, выглядели они весьма демократично. И им всё ещё приходилось подрабатывать, чтобы прожить...
Но продажи первого альбома и успех выпустившего его лейбла, связанный с реализацией проекта Metallica, позволили Зазуле претендовать на некое сотрудничество с мейджорами. Он получил предложения от Atlantic и Polydor, юристы решили судьбу в пользу первых. Да, выбор пал на Atlantic Records, которые выпускали альбомы десятков мировых звезд, и немало тяжелых - ну взять хотя бы AC/DC и Элиса Купера... В общем, масштаб понятен! Именно этой компании Зазуля в 1986 году передал часть прав на издание следующего альбома Overkill. Рэт Скейтс, как и остальные, был не против: "Я понимал, что... у самих Megaforce не было большой инфраструктуры и достаточных ресурсов. Да и откуда? Вся трэш-метал сцена находилась тогда в зачаточном состоянии". Это был исторический момент. "Наконец-то сможем без проблем жить за счет музыки", - радовался тогда Блиц. "Сейчас я пока ещё хожу на работу, чтобы иметь пару лишних долларов хотя бы на бензин, но это уже не обязательно. А вот Бобби, Рэт и Ди Ди уже уволились".
Taking Over, 1987 (Megaforce/Atlantic)
Deny The Cross
Wrecking Crew
Fear His Name
Use Your Head
Fatal If Swallowed
Powersurge
In Union We Stand
Electro-Violence
Overkill II (The Nightmare Continues)
Бобби "Блиц" Эллсуорт - вокал
Ди Ди Верни - бас-гитара, бэк-вокал
Бобби Густафсон - гитара
Рэт Скейтс - ударные
Уже тогда было понятно, что новый альбом будет называться 'Taking Over', записи его стартуют в сентябре 1986 года, а поступит он в продажу в следующем году, в феврале. Ну, такой был план. И всё шло по плану, как уверяет Блиц: "Если период создания 'Feel The Fire' был просто хаосом, то теперь... мы обрели чувство реальности, почву под ногами... Теперь мы стали взрослее, мы выросли. И у нас был чёткий план". Добавим: и поддержка крупного лейбла.
К тому моменту, когда они ударили по рукам с Atlantic, у них уже было готово три или четыре песни; точнее, они были сочинены давно, вместе с песнями для 'Feel The Fire', но припасены на будущее. А ещё из сундука истории (точнее - из первого EP) вытащили композицию "Fatal If Swallowed", которую решили перезаписать "в нормальных условиях". Остальные треки родились в ходе подготовки к записи. В том числе и продолжение "концептуального" номера "Overkill" с 'Feel The Fire'. Это, упаси боже, не ремикс и не перезапись - основной рифф здесь другой, и "Overkill II" вообще значительно отличается от варианта 1985 года. Ди Ди Верни припоминает, что в итоге набралось два десятка песен для этого диска, и они могли выбирать лучшие. Что касается сочинения музыки, то большую часть идей подавал Бобби Густафсон. Однако в развитии и адаптации этих идей принимали участие все. А большую часть лирики сочинил по ходу репетиций не особо озабоченный "высоким штилем" Бобби Блиц...
Как видим, на пластинке было достаточно, скажем мягко, не слишком нового материала. Но, полностью переработанный и иначе записанный, он преобразился. Мощь и уверенность в своих силах, которые источает этот альбом, просто поражают. А несколько новых композиций вообще стали знаковыми для всего их творчества. Скажем, "свежеиспеченная" "Deny The Cross" демонстрировала то направление, в котором Overkill двинется в более поздних работах. Иные навсегда определили лицо группы. Например, "Wrecking Crew" считается одной из ключевых в творчестве американцев, в честь неё был впоследствии назван и официальный сайт коллектива - wreckingcrew.com.
Нетипичная песня "In Union We Stand", сочиненная в "пристовском" духе и посвященная верным поклонникам, звучит как торжественный боевой гимн, и если говорить о стиле, то это не трэш и не спид, это классический хэви! В общем, материал набрался достаточно пёстрый по всем параметрам. И тем не менее, из этих девяти различных композиций и сложился навсегда образ группы Overkill. И вообще эти ребята решили архисложную задачу! По сути, не делая ничего оригинального, просто применяя (во всех аспектах) обкатанные приемы, они сумели выйти на качественно новый уровень. Первым быть нелегко. Но быть вторым и сделать так, чтобы сравнивали не тебя, а с тобой - ещё труднее!
Новый материал был куда более техничен и точен по избранной стилистике, чем 'Feel The Fire'. Скейтс тогда легко произносил правдивые, но "крамольные" для трэшера вещи: "Мы пауэр-метал группа... Мы не трэшевая команда, мы не исполняем всё на ультразвуковой скорости лишь ради самой скорости... Какие-то песни могут быть немного медленнее, но зато эти медленные вещи могут звучать даже тяжелее Black Sabbath... Многие вокруг увлечены скоростью, но платят за это тем, что звучат одинаково".
С тщательно отобранным материалом и чётким пониманием задачи можно было отправляться в студию. Они не хотели повторять неудачный (с точки зрения всех участников) звук 'Feel The Fire', поэтому хотя и пригласили в студию старого знакомого Алекса Периалеса, использовали его в основном как звукоинженера, тщательно следя за постановкой звука самостоятельно. Рэт Скейт опасался того, что каждая группа на трэш-сцене в те времена "хотела звучать как Metallica... и все инженеры и продюсеры были заняты тем, что пытались воспроизвести такой же звук, и не старались найти в очередной новой группе какую-то изюминку". Так что задача была такой: не дать Периалесу сделать из Overkill "очередную копию" Metallica или, тем более, тех групп, с которыми он уже успешно поработал, скажем, Anthrax, S.O.D. или Nuclear Assault.
Это получилось. Алекс на сей раз "здорово врубился" в музыку Overkill и обеспечил достаточное качество записи. Даже слишком. Ди Ди уверяет, что они хотели записать очень честный альбом, так чтобы все песни звучали так, словно их "сыграли сходу живьем". Однако Скейтс вспоминает, что они потратили на эту пластинку гораздо больше времени, чем планировали. И это обошлось совсем не дешево по тем временам. Бобби Блиц в одном из интервью говорил о бюджете порядка 35.000 долларов.
Начали они запись с барабанов - и слишком уж зациклились на них. Во всяком случае Густафсон сетовал на то, что несмотря на чёткий план и выделенные лейблом средства, в очередной раз у них не хватило студийного времени. "Мы провели большую часть первых недель, пытаясь правильно настроить звук барабанов, - вспоминает он. - А в итоге барабаны всё равно не получилось записать безукоризненно, пришлось маскировать их потом гитарными партиями, то есть при сведении пришлось повозиться... Получился такой... заполированный звук. Может быть, даже слишком. Запись моей гитары и вокала, как всегда, пришлись на последние дни и сопровождались спешкой, потому что у нас уже не осталось ни времени, ни денег". Но, как он признает, всё равно этот альбом стал шагом в нужном направлении!
Блиц жаловался не столько на время, сколько на здоровье. Если регулярно принимать холодное пиво, то и время всегда течёт примерно одинаково. А вот голос... Его беречь надо! Ещё во время тура в поддержку 'Feel The Fire' он заработал себе полипы на голосовых связках. Справившись с проблемой медицинским путем, он стал брать уроки вокала, чтобы освоить технику, научиться правильно петь и избежать подобных бед в будущем. Казалось, всё должно было идти по плану, о котором он так много говорил.
Но вот беда - как только он пришёл в студию, то снова потерял голос! Он простудился и неважно себя чувствовал. Надо сказать, что группу на время записи поселили в неплохом отеле, со всеми удобствами, и он решил принять горячую ванну, сделав себе гигантскую порцию "любительского" коктейля "найквил" с кубиками льда. Это такой народный американский способ борьбы с простудой. А заодно и со скукой!
В США и ныне продается запатентованное лекарственное средство - NyQuil. И его принимают при первых признаках простуды. Видимо, в честь него и назвали "народный" напиток фиолетового или пурпурного цвета (отсюда его другое название - "пёрп"), который готовят из сиропа или микстуры от кашля (в крайнем случае туда крошат широкий спектр таблеток от кашля), газировки или минералки и растворённого цветного леденца, типа чупа-чупса. Смысл в том, что препараты от кашля зачастую (а в те времена - почти стопроцентно) содержат кодеин и производные фенотиазина. Первое вещество подавляет кашель, второе - обладает противоотёчным эффектом, и одновременно усиливает действие первого. Кодеин, однако, воздействует и на мозг, так что ныне записан в наркотики.
Опасность такого напитка заключается в непредсказуемом эффекте от сочетания различных химических веществ, а также в невозможности определения их безопасной дозировки. Совсем плохо, если в смесь был добавлен какой-то алкоголь. Расслабляющий эффект незаметно переходит в угнетающий. Затрудняется дыхание, становится реже пульс. Приняв такой коктейль в горячей ванне, легко там если банально не утонуть, то заснуть и не заметить, когда вода остынет, заполучив мощное переохлаждение.
В общем, Блица потом лихорадило четверо суток. Работать он никак не мог. Несколько дней, пока он болел, были потеряны, так что во время записи вокала был уже полный цейтнот... В целом у Блица не возникло претензий к результату, ничего критически непоправимого не случилось, но спешки и неразберихи прибавилось. Может, эти несколько дней задержки и привели к тому, что альбом не вышел в феврале, как планировали. А появился на полках магазинов уже 2 марта 1987 года!
Такое "преступление века", как обложка альбома 'Taking Over', опять целиком повесили на Рэта Скейтса. И по сей день не упускают случая упрекнуть его за результат! Скейтс почему-то был убеждён, что если нет других вариантов, размещение фото группы на обложке является отличным ходом. Так было на 'Feel The Fire', и так должно было быть на первом EP (Скейтс тогда передал на лейбл Azra / Metalstorm макет обложки с логотипом вверху и фото группы внизу)... и вот опять!
Даже ближайший соратник Скейтса Ди Ди Верни не стесняется в выражениях, описывая, как он ненавидит эту обложку. "Твою мать! Зелёный свет, розовые взрывы... Нас всех обсыпали листьями, измазали грязью, обваляли в траве. Ко всему прочему, карабины были чертовски тяжелыми. При съемке использовали специальные объективы, и у меня получились огромные руки и ноги". Худосочный от рождения, он рассказывал, что те люди, что встречали его "живьем" впервые в жизни только после выхода альбома, часто интересовались сочувственно: что произошло, чего он так взбледнул и всхуднул, не заболел ли часом?
Однако, в метал-сообществе (во всяком случае, в наших кругах) обложка не воспринималась драматически, просто несколько запутывала следы. Она не была характерной для групп того направления и напоминала скорее рекламу какого-нибудь кассового голливудского боевика, вроде 'Рэмбо' или 'Кобры'... Быть может, самим Overkill такое слияние с массовой культурой казалось не очень удачной идеей, но людей с лейбла такая аналогия явно должна было успокаивать.
Для первого видеоклипа была также выбрана самая нетипичная песня с альбома - "In Union We Stand". Кто подал идею использовать именно этот трек, непонятно. Но выбор оказался верным, и представители лейбла точно не возражали. Это видео потом восемнадцать недель не исчезало из ротации канала MTV, это была песня, которая "привела Оverkill в гостиные всей Америки", по словам Густафсона, и "открыла группе путь в большие американские СМИ", по мнению Скейтса. В результате Оverkill вошел не только в гостиные, но и в чарты Billboard 200. И помог во всем этом не клип, то есть не сам видеоряд, а именно музыка!
Потому как клип-то, на самом деле, зауряднейший. Обычная нарезка концертных кадров. При этом музыканты приложили руку к тому, чтобы сделать съемку ещё более обыденной. Ди Ди Верни вспоминает, что режиссер клипа постоянно пытался сделать так, чтобы они выглядели "больше, чем есть на самом деле", принимали всякие героические позы и всячески демонстрировали "звездный" отрыв от аудитории. Не тут-то было! Музыканты настояли на обратном: чтобы близость с аудиторией была максимальной, и возникло впечатление "одного шага", словно простые ребята из зала только что сделали шаг на сцену, подобрали гитары, запели, прославились, но... не забыли, что "в единстве наша сила", "In Union We Stand"!
"Я считаю 'Taking Over' нашей лучшей пластинкой. И мы с удовольствием будем играть новые песни на концертах, потому что у нас всё получилось так естественно" - удовлетворенно сказал тогда журналистам Рэт Скейтс. Сказал - и ушёл... Да, 'Taking Over' стал последним альбомом с его участием.
Overkill отправилась в тур в поддержку диска сразу после его выхода. В марте - апреле 1987 года они открывали концерты Helloween. В рамках этого турне они выступали во Франции, Германии, Бельгии, Австрии, Дании, Голландии, в знаменитом английском концертном зале Hammersmith Odeon и в Польше, в Катовицах, на революционном для Восточной Европы фестивале Metalmania. В мае - июне ещё поработали "открывашкой" для Megadeth, но в июле уже стали хедлайнерами, теперь уже их шоу открывала группа Testament. Всё шло по нарастающей, вперёд и выше, но...
Уже во время турне по Европе с Helloween родные Рэта Скейтса получили вот такую открытку: "Привет, мама, папа, Рик и Брю... Мы только что прибыли в Вену и завтра отправляемся в Цюрих. Мы выступаем каждый день, так что я даже толком ничего здесь не могу посмотреть. Да и в любом случае, я бы лучше увидел сейчас родной Джерси... И ещё - я не слишком счастлив, в моей жизни явно наступил трудный период, настало время решать, как жить дальше..."
А жил тогда Рэт, как и все остальные, по схеме: концерты - репетиции - записи, концерты - репетиции - записи... Всё время либо в дороге, либо на сцене, либо в студии. Короче, как говорил Доцент из 'Джентльменов Удачи': "Украл, выпил - в тюрьму! Украл, выпил - в тюрьму! Романтика!" Вот только Скейтса такая романтика больше не устраивала. До конца лета он намеревался сыграть свадьбу, и у него уже не оставалось сил переносить "гастрольные стрессы".
Ди Ди Верни понимал своего старого приятеля. "Я и Рэт были неразлучны с пятнадцатилетнего возраста. За десять лет в моей жизни не прошло ни дня без него. Мы вместе ходили в начальную школу, наши подружки были закадычными приятельницами, мы вместе гуляли, сидели в подвале, рисовали логотипы Overkill и черепа с крыльями летучих мышей. А после выхода альбома 'Taking Over' он просто честно признался: мне это не нравится, меня не прикалывает сидеть на чемоданах... Ему не по душе пришёлся такой стиль жизни. Все считают, что это именно то, чего они хотят, но когда сталкиваются с реальностью, то возникает неизбежный выбор - ты либо живешь всем этим, либо нет, а третьего не дано". И тогда, вероятно, каждый участник группы делал для себя подобный выбор.
Скейтса "проводили на покой" в ходе концертов 10 и 11 июля в клубе L’Amour, том самом, где всего пять лет назад было фактически положено начало большого пути. Все были уверены в необходимости двигаться дальше, к каким-то неведомым, но несомненно прекрасным целям, - и усталый барабанщик, и его товарищи, и мы, грешные...
А прекрасное лето 1987 года входило в свой апогей, лукаво подогревая наши юношеские иллюзии.