Rammstein: нагнись-ка!

Rammstein

Статья.

Автор: Юра „Хирург“

Огнеопасное шоу гигантов немецкой индустриальной сцены Rammstein напоминает растянутый на пару часов взрыв сокрушительной силы. Не верится, что акустические и пиротехнические чудеса, которыми ошарашивают зрителя, дело рук всего лишь трёх десятков человек обслуживающего персонала. В ходе последнего американского турне, помимо пламени и взрывов, во время исполнения композиции "Buck dich" ("Нагнись-ка!") народ мог видеть и кое-что поинтереснее. В соответствии с протоколом сержанта полиции Томаса Радула вокалист Rammstein Тилл Линдерманн имитировал секс с клавишником, используя "искуственный членоподобный объект, который прыскал жидкостью в толпу".

Rammstein

Клавишник Кристиан Лоренц, он же Флэк, вспоминает: "После концерта в Ворчестере Николай (тур-менеджер) сказал, что меня и Тилла намерены арестовать. Вначале я подумал, что он шутит. А потом увидел восемь свирепого вида полицейских, пришедших за сцену... Мы были скованы, погружены в "воронок" и отвезены в каталажку. Как только мы приехали, нас засадили в клетку... После у нас отняли все личные вещи, включая очки и ботинки, и подвергли долгому процессу фотографирования и взятия отпечатков пальцев. А затем разместили в отдельные камеры с пустыми деревянными нарами. Вообще-то я хотел провести ночь после концерта несколько иначе. Другие заключенные... были пьяны или "под кайфом", дьявольски шумели, орали, колотили по стенам и стонали, заснуть было невозможно. Яркая неоновая лампа испускала слепящий свет, и никто не знал, сколько времени. Позже мы поняли, как нам повезло, что нам не выдали одеяла - те, кто получал одеяла, должны были дожидаться понедельника, т.е. непосредственно до суда, нам же было позволено на следующий день продолжить турне... Вернулись мы через три дня на предварительное слушание дела. Обвинитель требовал залог 10.000 долларов, если залог не будет внесен, то мы должны были оставаться под стражей до основных слушаний. Благодаря усилиям нашего адвоката мы смогли, наконец, покинуть Ворчестер." Вынесенный позже приговор Ворчестерского Федерального Окружного Суда гласил - 6 месяцев условно. И за что? А вот за что...

Флэк в маске, с кляпом в виде шарика во рту, в квази-футуристическом костюме и с цепью на шее мечется по сцене, пока Линдерманн, поймав свободный конец цепи, не ставит его на монитор. Флэк повинуется, нагибается вперед и затем - вжик! Линдерманн расстегивает две молнии на заднице у бедняги. Потом Тилл достаёт из широких штанин угрожающего вида резиновый пенис; он начинает шлёпать им Флэка, что сопровождаётся истечением белой жидкости. Линдерманн направляет струю вначале на Флэка, затем на себя и, наконец, на толпу - всеобщий апофеоз...

И это уже не первый раз, когда американские власти оказывают дурной приём милым и непосредственным немцам. Шоу Rammstein в Вашингтоне (предыдущий, 1998 года, Family Values Tour) было варварски остановлено, когда они, прикрытые только инструментами, предстали перед публикой в свете прожекторов... "Нам это трудно понять, потому что своим появлением на сцене в голом виде мы хотели оказать уважение американским традициям; ведь Хэлловин там такой большой праздник, мы хотели сделать что-нибудь особое по этому поводу... " Это же был просто ХХХэлловин, а их не поняли!

Барабанщик Кристоф Шнейдер недоумевает: "Соединенные Штаты абсолютно полицейское государство, вразрез со всеми их разглагольствованиями о свободе. Определенно что-то не то с американской моралью. Я мог бы пожить тут немного, но никогда не принял бы американского гражданства." Флэк высказался ещё более определенно: "Больная упадочная страна, у которой нет культуры".

Что поделаешь - не всем дано понять культурные новации Rammstein. То и дело им приходится отнекиваться да оправдываться. Rammstein уже обзывали нацистами, когда они использовали кадры из фильма Лени Рифеншталь 'Олимпия', посвященного берлинским олимпийским играм 1936 года в клипе 'Stripped'. Лени Рифеншталь немало делала как кинорежиссер для пропаганды достижений Третьего Рейха, и делала это весьма талантливо. Недаром, она была фавориткой Гитлера... Лейбл тогда сделал банальное заявление, начинавшееся довольно глупо: "Rammstein - гуманисты..."

При этом всякому ясно, что Rammstein это группа, весь имидж которой построен на эксплуатации самых антигуманных вещей - в этом и есть вся изюминка. Лирика группы, посвященная вопросам инцеста, садомазохизма и всех прочих прелестей половой жизни простого немецкого рабочего, исполняется строго на родном языке, фонетика которого "является важной частью образа". Или взять, например, название группы. Гитарист Пол Ландерс, бывший библиотекарь, человек грамотный, не даст соврать: "Название группы происходит от названия одного местечка - Ramstein, там погибло 76 человек во время падения самолёта. Нам также нравится звучание этого слова - с двумя 'm'. Когда меня спрашивали об этом в Америке, я говорил, что это такой сорт пива." Ramstein для Германии - символ национальной катастрофы, и если вы назовёте группу Чернобыль, а потом станете ещё рассказывать, что это такой сорт водки - будет примерно то же самое.

Надо сказать, у всех разное представление о гуманизме. Точку зрения на гуманизм Тилла Линдерманна, вокалиста группы, например, не разделила его подруга Аня Козелинг - она сбежала от него, потому что тот "жестоко с ней обращался и каждую неделю менял девок". Прочитав это, многие поклонницы группы покрутят у виска: "Ну и дура! Бьёт - значит любит". Ведь это же "горящий человек" Тилл! И с восторгом займут её место – хотя бы на неделю. На вкус и на цвет, как говорится... Но это - не про Rammstein! Со своим брутальным имиджем, резкой музыкой и отсутствием какой бы то ни было философии (белокурые бестии?) они безоговорочно нравятся почти всем.

Нашлось же свыше двух миллионов человек, купивших их второй, самый знаменитый на сегодняшний день альбом 'Sehnsucht' (1997)! Успех пришёл быстро. В 1994 году шестеро восточных немцев, в прошлом музыкантов малоизвестных групп формируют эту известную группу. Помимо умомянутых Пола Ландерса (9/12/66), Тила Линдерманна (4/01/63), Кристиана Лоренца (16/11/66) и Кристофа Шнейдера (11/05/66) в составе оказались ещё басист Оливер Ридль (11/04/71) и гитарист Ричард Красп (24/06/67), теперь, после женитьбы в прошлом году, уже Красп-Бернштейн. Тилл - бывший чемпион Европы по плаванию, ещё в группе есть повар, штукатур и даже слесарь-инструментальщик. Музыкального образования нет ни у кого. Это не помешало им уже в 1995 году подняться на первую ступеньку успеха с альбомом 'Herzeleid', ну а дальше пошло как по маслу - синглы, клипы, второй альбом, бесконечные турне и бесчисленные попадания в "хиты" и номинации на MTV European Music Award и Grammy...

А как ребятам работать в обстановке сплошных наездов на своё доброе имя и в отсутствии передышек между гастролями? Кристоф жалуется: "Последние два года прошли в сплошных турне, и нам было трудно писать новые песни - в автобусе это делать непросто. Единственное время, когда мы могли бы делать, это в турне - во время саундчеков, но чаще всего нам было просто лень."

К тому же летом 1999 года Тилл попадает в серьёзную автокатастрофу - во время дождя машины столкнулись лоб в лоб, ехавшие получили лишь ушибы и ссадины, хотя Тилл мог пострадать и сильнее - он сидел на переднем сиденье. Так что пришлось им тогда обойтись концертным альбомом ‘Live aus Berlin’, который хоть и был великолепен, но ничего не значил без видеоряда, а потому был немедленно поддержан в форматах VHS и DVD. Видео версия вышла и в двух видах - "дети старше 18" могли лицезреть знаменитое исполнение "Buck dich"!

Уже с сентября по декабрь 1999 года Rammstein снимают виллу "Haus Weimar" в Хейлигендамме, Германия, и делают там пробные записи нового студийного альбома 'Mutter' (‘Мама’). В начале 2000 года они демонстрируют новый материал (композиции "Links 2 3 4" и "Sonne") на публике перед довольно небольшой аудиторией (человек 100 из фэн-клуба) в Берлине.

География сессий звукозаписи Rammstein поражает - первый альбом был записан в стокгольмской Polar-Studio, второй на Малье в Temple Studios. С мая по июнь 2000 года они наслаждаются жизнью на живописном юго-востоке Франции, в студии Miraval (Pink Floyd, The Cure, Sade), где и записывают "набело" новый альбом. С новой, надо сказать, для них музыкой.

"Вся штука в том, что мы сознательно не пытались сделать "коммерческие" песни или "хитовые" песни, мы не адресуем наше творчество конкретно к этому кругу людей, или к другому. Мы верим в то, что единственный путь правильно сделать это - заглянуть глубоко внутрь самого себя. И это означает, что песни с нашего альбома - а мы создали их 14 и отобрали потом только 11 - это отражение того, где мы находимся сегодня, и как люди, и как музыканты. Если, услышав эти песни, вы уловите что-то новое и необычное, это потому, что мы развиваемся как группа; мы работаем в более широком музыкальном спектре сегодня и наше композиторское мастерство не стоит на месте. Можно сказать, что это более песенно-ориентированный альбом..."

Продюсером, как и в первые два раза, стал Якоб Хеллнер (Clawfinger). "Ну, а зачем отказываться от беспроигрышного варианта? Якоб идеальный продюсер для Rammstein, он не лезет в процесс создания музыки, но когда мы приходим к нему уже с готовым материалом, то большое удовольствие видеть, как он делает его ещё сильнее... Он знает, как завоевать доверие музыкантов, как выжать из них максимум возможного в ходе записи. Он очень дисциплинирован и никогда не позволит делать то, что не идёт на пользу ему или группе. Он в такой степени сосредотачивается на том, что делает, что под конец дня в студии даже пошатывается, словно в стельку пьяный!"

В июне результат микшируют с Рональдом Прентом в студии Galaxy в Бельгии, затем, по осени, продолжают это дело в MVG Studio в Стокгольме со Стефаном Глауманном. В январе происходят съёмки видео для сингла ‘Sonne’ на киностудии Бабельсберг с режиссёром Йорном Хейтманном. Кстати "симфонические" партии на альбоме исполнены оркестром с той же самой киностудии, и записаны отдельно, в Берлине, в студии Saal 1. С 29 января видео к ‘Sonne’ вовсю крутят по VIVA I, VIVA II, MTV и прочим, менее значительным, каналам. В начале 2001 года впервые Rammstein играют на фестивале Big Day Out в Австралии, и дают несколько клубных концертов в Сиднее и Мельурне, второй раз посещают Японию (первый раз был в июле 2000 года на крупнейшем фестивале Fuji Rock Festival). Весной проходит германское турне... А осенью, возможно, они заглянут с концертами и в Москву!

Они, как и прежде, исполняют свою "Buck dich", и нигде их больше не арестовывают. Всюду им рады, всюду их ждут с нетерпением. Всюду их знают. Вспоминают, что даже во время визита Клинтона на ту самую авиабазу Ramstein во время косовских событий, все газеты упорно писали её название с двумя "m". Глядишь, ещё лет 20 - 25 такой успешной карьеры, и люди станут считать, что то самое местечко так назвали в честь великой немецкой группы - Rammstein.