Гай Сперанза: 12.03.1956 - 08.11.2003

Riot

Мемориал.

Автор: Юра „Хирург“

Суббота, 8 ноября 2003 года. Взрыв в Багдаде, Пиночет госпитализирован, Робби Уильямс посетил несколько детских домов и бутик, а бдительная Московская милиция как всегда не дала отпраздновать день рождения батьки Махно... Всякому хламу нашлось в этот день место в сводках различных новостных агентств, но никто не сообщил нам, что утром в одной из больниц Флориды скончался 47-летний Гай Сперанза, первый вокалист группы Riot.

Гай Сперанза

Вероятно, кто-то из вас вспомнит 1994 год, когда 22 января в Атланте угонщиком автомобиля был застрелен второй вокалист Riot - Рэтт Форрестер. Впору подумать, что смерть преследует вокалистов этой команды по пятам! Но все можно объяснить и у всего есть своя история.

Создал эту группу приятель Сперанзы - гитарист Марк Риэл, летом 1976 года они начали репетировать в подвале дома Марка в Бруклине (Нью-Йорк). Он пригласил в состав гитариста Л.A. Коувариса, басиста Джимми Айомми и барабанщика Питера Бителли. А потом Марк нашёл и вокалиста: "В те старые дни у нас проходили по соседству такие вечеринки, где играло несколько групп. И я увидел его в деле, он тогда играл в другой группе и был настоящим местным героем. Я видел, как он пел, как девчонки тащились от него, у него был шарм - внешний вид, голос. Я сказал тогда - если мы заполучим его, то сможем двинуться вперёд". Начали они с выступлений в маленьких окрестных клубах, а спустя год выпустили и дебютный альбом ‘Rock City’. Продюсером стал Стив Лоеб, он же 20 лет потом занимался административными делами группы. Бюджет был смехотворным, но Риэлу и Сперанзе удалось создать очень качественный материал в стиле сурового хэви металла - такую классику, как "Warrior" и "Rock City". Альбом вышел на нью-йоркском лейбле Fire Sign Records, слухи о новой группе дошли до мейджора Capitol и ребята вскоре получили жирный контракт и аванс. После этого Коувариса сменил Рик Вентура, и в новом составе они записали вторую пластинку – ‘Narita’ (1979). Для группы настал короткий, но конкретный "золотой век". Дело в том, что музыкально они вписались в набиравшее силу течение новой волны британского тяжёлого металла и поэтому срочно были отправлены на гастроли в Европу и в Англию. В группе сменился состав - появился новый басист Кип Леминг и ударник Сэнди Славин. В таком виде они предстали перед аудиторией первого фестиваля Monster Of Rock в 1980 году, дали несколько концертов в знаменитом лондонском зале Hammersmith. Тур в поддержку диска состоялся и по США - в компании с Black Sambbath, AC/DC и Molly Hatchet. Видя несомненный успех и потенциал подопечных лейбл попытался наставить их на путь истинный и попросил написать более мягкий и коммерческий материал. Но люди с Capitol были грубо посланы на три буквы, группа приложила все усилия, чтобы получить качественный и профессиональный, но всё же жёсткий и бескомпромиссный альбом. Им стал ‘Fire Down Under’, считающийся вершиной творчества группы и одним из лучших метал-альбомов 80-х годов. По ходу дела стало понятно, что Capitol не будут выпускать этот "некоммерческий" материал, и группа подыскала себе другой лейбл, немногим, кстати, хуже - Elektra. Вначале они выпустили концертный EP ‘Riot Live’ (1980), а потом и ‘Fire Down Under’ (1981).

В этот момент, на пике славы, группу покидает Гай Сперанза. Это было неожиданным решением и шоком, от которого группа так никогда и не оправилась. Причина такого решения была одна - Гай был сильно зависим от своей жены (он же сестра Джимми Айомми, первого басиста), она всегда руководила им и настояла на том, чтобы он оставил не только группу, но и музыку вообще. Гай поддался уговорам, бросил всё и переехал к ней во Флориду. Так он в первый раз наступил на горло своей песне. Но из вредности всё-таки нашёл себе работу ещё менее симпатичную – стал заниматься дератизацией, профессиональным истреблением грызунов. Видимо, даже это его супруга сочла более достойным занятием, чем пение в металлической группе. Лучше крысы, чем визжащие поклонницы – для неё, конечно! И они зажили - вряд ли счастливо, но довольно долго и плодотворно. В первый раз они расплодились в 1983 году, потом - в 1986; оба раза девочками. С середины 80-х Гай не давал о себе знать своим бывшим коллегам, а история Riot, тем не менее, продолжилась...

Его место в составе занял Рэтт Форрестер, с вокалом более блюзовой интонаций, изменилась и музыка - чему свидетельство диск ‘Restless Breed’ (1982) - и коллеги по турам - теперь это были Scorpions и Whitesnake. Тот же отход от канонов истинного хэви показал ‘Born In America’ (1983), вышедший уже на лейбле Quality. И после турне с Kiss группа распадается - Риэл и Славин покидают состав. Рэтт Форрестер после этого работает с Джеком Старром (Jack Starr) и создаёт проект LJ Dog Bone с музыкантами Keel - до своей трагической гибели. Марк создаёт позже Mark Reale Project, но в конце 1986 года воссоздаёт Riot, но в Техассе.

Вокалистами недолго были Гарри Конклин (The Tyrant) и Рик Вентура, а уж потом Тони Мур - до этого он пел какой-то группе "новой волны". Басистом стал Дон Ван Ставерн из состава Slayer (это другой Slayer - из Сан-Антонио, позже он играл в Pitbull Daycare), барабанщиком - Бобби Джарзомбек (Juggernaut, позже Spastic Ink, Halford, он же брат Рона Джарзомбека из Watchtower), гитаристом Майк Флинтц. Этот состав записал ‘Thundersteel’(1988), а сотрудничество с "полуяпонским" лейблом CBS Records привело группу в страну Восходящего Солнца. С тех пор туры и альбомы группы пользуются там неизменным успехом, который превосходит все разумные пределы. С альбомом ‘Privilege of Power’ (1990) о них вспомнили и дома - состоялся даже тур по родным просторам. Перед очередной поездкой в Японию Дон Ван Ставерн покинул группу, и Бобби сосватал на это место своего знакомого из Сан-Антонио - Пита Переза (Spastic Ink). И они поехали, наконец, на Восток, где и записали грандиозный диск ‘Live - In Japan’ (1992). Тут уже стопроцентно японский лейбл Sony Music заинтересовался ими, они выпустили вначале упомянутый концертник, а потом и студийный альбом - ‘Nightbreaker’ (1993). До этого в их составе появился новый вокалист - Майк Димео из Нью-Йорка.

После этого Бобби Джарзомбек женился и временно "лёг на дно", дела приостановились, а 1994 году Марк Рэйл встречался с Гаем Сперанзой. Гай поссорился с женой, сам связался с ним и приехал в Нью-Йорк. Они начали работать вновь, было написано несколько песен и даже записано демо - но к досаде Риэла Гай снова помирился со своей женой и уехал добивать крыс. Так Сперанза наступил на горло своей песне второй раз. Оставшиеся записи, кстати, Марк одно время планировал издать вместе с демо, записанным до ‘Rock City’. Но так и не сделал этого - и пока голос Сперанзы можно услышать ещё только на сборнике ‘Greatest Hits '78-'90’ (1993).

Марк отыскал нового ударника - Джона Макалузо (Yngwie Malmsteen, Ark) и в 1995 году вышел ‘The Brethren Of The Long House’ - последний для Sony; Затем начался непродуктивный период - меняли менеджера со Стива Лоеба (через суд) на Джеффа Аллена. Стив не вкладывал денег в туры, ориентировался на мейджоры, сорвал контракт по которому альбомы 1993 и 1995 годов могли бы быть изданы в США – благодаря Metal Blade. Примерно тогда же Риэл участвует в проекте Westworld.

Бобби Джарзомбек возвращается в состав перед записью ‘Inishmore’ (1998) и с этого альбома начинается сотрудничество с небольшим лейблом – тем самым Metal Blade. Следуют EP ‘Angel Eyes’, концертник ‘Shine On’ (Zero Corp.), а в 1999 году альбом ‘Sons Of Society’ (Metal Blade). После этого Джарзомбек услышал, что составу Halford нужен ударник и сбежал - из-за этого пришлось отказаться от турне с Dio. Марку вновь пришлось заняться кадровыми проблемами - барабанщиком стал Бобби Рондинелли (Blue Oyster Cult, Rainbow, Black Sabbath). Они написали много хорошего материала, сделали кавера UFO "Only You Can Rock Me" и The Beatles "Here Comes The Sun". Всё это вошло на диск ‘Through The Storm’, выпущенный в Японии на EMI Japan и на Metal Blade во всём остальном мире в 2002 году. Уже в начале 2003 года Riot начинают работу над сочинением нового материала и снова меняют барабанщика - им становится Фрэнк Джилкрист (Virgin Steel).

В апреле 2003 года Марку позвонила жена Сперанзы, она сообщила ему ужасную новость - у Гая неоперабельный рак поджелудочной железы. В США эта разновидность рака занимает четвертое место в структуре онкологической смертности, он уносит там ежегодно 25 тысяч человек. Среди причин называют курение, сахарный диабет и токсические воздействия. Лечащие врачи сообщили жене Сперанзы, что заболевание очевидно связано с хроническим воздействием ядохимикатов, которые Гай в течение 20 лет применял в своей профессиональной деятельности.

8 ноября Марк узнал о его кончине. Надо заметить, что средняя продолжительность жизни пациентов с неоперабельными опухолями составляет полгода - так что Гай боролся с недугом на 2-3 месяца больше отпущенного докторами срока. И тем не менее Марк был сражён: "Я в шоке. Хотя я и знал, что он болен, уже давно. Я периодически говорил с его женой. И с ним я много раз говорил по телефону. Многие "старички" появились из тени, люди, которых я не видел 20 лет, те что тусовались с нами, когда мы играли в бруклинском подвале. Последние две недели, как я знал, он был в больнице, и дела шли совсем плохо".

На момент когда был поставлен диагноз, опухоль проросла в окружающие органы, появились признаки желтухи и несоразмерное вздутие живота. Ни локализация рака, ни общее состояние не позволяли произвести операцию. При ней обычно удаляют часть поджелудочной железы, двенадцатиперстной кишки, желчного пузыря и часть желудка. После этого развивается тяжелая форма сахарного диабета. Если человек не входит в 15% умерших прямо на операционном столе, то остается инвалидом. Пятая часть выживших пройдёт через повторную операцию. В целом же пять лет после установления диагноза живёт только 5-10% больных, большинство умирает в течение года после операции. Всё это время они живут жизнью далёкой от полноценной и принимают горы таблеток - медицине известны единичные случаи излечения, и один из них - своего рода рекорд. Пациент из Зимбабве прожил после такой операции 20 лет, но принял за этот срок 528.064 таблеток. Посчитайте сами - если каждая весит, как обычно, полграмма то всего это четверть тонны химической заразы! Сомневаюсь, что такая перспектива подходила жизнерадостному Сперанзе...

"Как ни странно, когда я думал о нём, то представлял его таким, каким он был в 80-м году, молодым и в вихре событий" - вспоминает Риэл. "Мало того, что он пел в группе - всё, что сделано нами на сегодняшний день, основано на наших совместных достижениях, на том альбоме, что мы записали – ‘Fire Down Under’. Прежде всего, он был уникальным, думаю, даже великим певцом. Ничто не спасёт меня от чувства великой потери".

Сперанза погиб, предположительно, от желудочного или кишечного кровотечение. Эта смерть мучительна настолько, что на это трудно даже смотреть, уверяю вас. Но настоящая причина его гибели не в этом – он погиб потому, что дважды предал себя в 1981 и в 1994 годах. Не повторяйте его ошибок – слушайте только себя! Но, тем не менее, жизнь его не прошла напрасно. И наш долг за него помолиться... "Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего и всех усопших сродников и благодетелей его, и прости им все грехи, сделанные по собственной их воле и помимо их воли, и дай им Царствие Небесное".