Эрл Рут: 29.03.1962 – 23.05.2008
Root Of All Evil
Мемориал.
Автор: Юра „Хирург“
Однажды, в самом конце 90-х годов, в нашу редакцию пришла увесистая бандероль из-за океана. Внутри были записи нескольких неизвестных, но весьма впечатляющих групп, а отправителем значился некто Эрл Рут, владелец независимого музыкального лейбла Root Of All Evil...
С тех пор мы регулярно получали такие промо-подарки, а в ответ посылали номера журнала с рецензиями, обменивались письмами, и именно благодаря Эрлу наш слушатель узнал такую американскую группу как Aesma Daeva и получил возможность покупать её лицензионные записи. И могли ли мы предполагать, что 23 мая 2008 года всё это закончится так печально? В этот день Эрл Рут покинул наш мир. Он не стяжал себе славы и денег (его месячный доход не превышал 2000 долларов), но жизнь его - превосходный пример беззаветной преданности и самоотверженного служения рок-музыке всеми мыслимыми способами...
Родился он весной 1962 года в Миннеаполисе (St.Paul), в тех же краях и рос - в обычной рабочей семье. За его плечами лишь неоконченное высшее образование и огромный жизненный опыт, который он получал самостоятельно зарабатывая себе на жизнь -трудился на устричных плантациях, работал в казино и во многих других интересных местах. Но, добывая хлеб насущный, он никогда не забывал о важности зрелищ. Его главным увлечением стала, по его словам, "музыка во всех её видах".
Как и многие он мечтал стать рок-гитаристом. Но в отличие от большинства, он сумел воплотить мечту в жизнь. Вскоре его имя уже значилось в списках личных составов групп God-Awful, Morticia; а в середине 80-х он сформировал банду под названием Disturbed (не путать с современным одноименным коллективом). Его Disturbed выступали и ездили в туры ещё с Sepultura и Death, им он посвятил 8 лет своей жизни. Но просто исполнять музыку ему казалось мало - он хотел донести её до других, поделиться своей любовью со всем миром. Неудивительно, что Эрл занялся организацией гастролей других исполнителей и оказался в рядах «зачинщиков» первого фестиваля Milwaukee Metal Fest. В течение пяти лет он вел тематическое шоу на одной из кабельных телевизионных сетей. Одновременно стал делать карьеру как радио-ведущий. И с тех пор более двадцати лет, каждую ночь с субботы на воскресенье, на коротких волнах радио KFAI, звучало четырехчасовое авторское шоу The Root Of All Evil, "родной приют для всего настоящего и тяжелого", передача, благодаря которой многие американцы узнали героев собственного тяжелого андеграунда и познакомились с лучшими образцами мировой контркультуры...
Сегодня один из его слушателей вспоминает: "когда мне было десять, он поразил меня… записями Carcass и Emperor… открыл для меня и для многих кучу классных банд". Музыкальные вкусы Эрла не ограничивались какими-то рамками - хорошая музыка была для него хорошей музыкой, в каком бы стиле она не была сделана. "Вы можете «застукать» меня слушающим Эллу Фицджеральд или Louvin Brothers... буквально вчера я слушал Mogwai... сегодня - Стива Вэя... а завтра это может быть Брайан Эно или Яша Хейфиц... а может Immortal или Satyricon".
Ещё мотаясь в туры с Disturbed, он начал регулярно скупать весь «винил», который только мог обнаружить. Уже к 1990 году пластинок стало столько (по подсчетам Эрла – около 80.000!!!), что их негде было хранить. И он открыл тематический магазин Root Cellar Records, где продавал излишки и общался с себе подобными. Тогда же он встретил любовь своей жизни, Нэнси, которая не только разделяла его взгляды, но и решила стать его женой, оставаясь с ним до конца и в радости, и в горе. А всего этого в жизни Эрла хватало. "Он был для нас, для Миннеаполиса и всей округи, эдаким метал-папой, – вспоминает Тим Хоненбринк, старый друг Эрла. - Он мог с успехом делать несколько дел одновременно — радио-шоу, личная жизнь, друзья, магазин, его группы. Он был каким-то неугомонным".
Но ангелом он не был – «тема» такая: и курил, и выпивал, хоть и немного. Бессонные ночи - регулярно, богатая витаминами диета - какая там! Ему некогда было остановиться, посмотреть в зеркало. Поэтому он слишком поздно увидел какую-то припухлость на шее, а странное образование под мышкой уже просто начало мешать. Его уговорили сходить к специалистам. Диагноз гласил – агрессивная форма злокачественной лимфомы. Менее половины больных с таким диагнозом живут пять лет, за десять умирают все. Это смертный приговор с отсрочкой исполнения, и Эрлу было тогда 38 лет. Начались бесконечные курсы химиотерапии...
И что же, жизнь кончена? Нет, Эрл решил - за эти 10 лет он должен успеть сделать столько, сколько другие за 40. А о болезни своей никому не рассказывал. И в январе 2002 года стал полноправным участником группы Aesma Daeva. Надо сказать, что именно он «сделал им имя». Их записи он часто ставил в эфире своей программы, прислал в наш журнал и даже рекомендовал их второй альбом 'The Eros Of Frigid Beauty' для выпуска на территории России. В США эта работа вышла на его собственном лейбле Root Of All Evil, вскоре он переиздал там и первый альбом 'Here Lies One Whose Name Was Written In Water’, а потом выпустил несколько ещё весьма интересных, достойных групп. Присутствие Эрла в Aesma Daeva отражалось не только на её звучании, но и на её карьере. В 2002 году благодаря ему у группы был изданный не только в США, но и за рубежом диск, статьи и реклама в различных СМИ (включая Terrorizer и Metal Maniacs); они стали реально концертирующей группой и от маленьких клубов Миннеаполиса за полгода "доросли" до участия в отечественном Milwaukee Metal Fest и мексиканском Obscuro IV Fest (с Tristania и HIM).
Теперь у него была активно гастролирующая группа, ещё кавер-группа, On The Rocks (чтоб не скучно было), программа на радио, лейбл, магазин и... бесконечные изнуряющие курсы химиотерапии. Эрл не любил сдаваться, но силы явно стали покидать его... В конце 2004 года он закрыл двери Cellar Records и выставил всю свою коллекцию винила на интернет-аукцион E-Bay. 2005 год он посвятил Aesma Daeva, выпустив на своем лейбле сборник ‘Ex Libris’, и принял участие в организации и съемках специального концерта группы для будущего DVD ‘Last Rites’. Он все ещё старался удержать свою болезнь в секрете, потому как постоянные участливые расспросы "напоминали бы мне о близком конце, а кто хочет постоянно думать об этом?"
Но настал день, когда его состояние стало просто отчаянным - и в физическом, и в материальном плане. В результате интоксикации противораковыми препаратами его иммунитет оказалась полностью разрушен. В ноябре 2006 года для него Эрлу уже требовалась пересадка костного мозга. Но подобные процедуры уже никак невозможно покрыть банальной медицинской страховкой. И факты были обнародованы. Эрл напрасно опасался - бестолкового сочувствия не было. Немедленно был организован специальный именной фонд. Слушателям его программы, например, предлагалось посылать туда чеки на «символическую» сумму $6.66. Его друзья и коллеги провели ряд благотворительных концертов с участием нескольких групп (среди них были Usurper и Agent Steel), посильную спонсорскую помощь оказали лейблы - Napalm, The End, Relapse, Nuclear Blast, а также представители медицинского фонда Lymphoma Research Foundation. Это дело было продолжено и превратилось в целое народное движение под лозунгом «Root for Earl: Metal for a Cure». Так было набрано свыше $15,000!
В марте 2007 года пересадка была сделана, и это ещё немного продлило его активную жизнь. Как раз тогда у Aesma Daeva вышел четвертый альбом ‘Dawn Of The New Athens’ и в его поддержку они отправились в тур с Therion по США и Канаде. Как перенес эти гастроли Эрл можно только догадываться. Но сам он в одном из отчетов лишь шутливо написал, что все было хорошо, только "каждый час приходилось останавливаться, чтобы помочиться"... мол, и все проблемы! Знаете ли вы, что скрывается за этими словами? Новые осложнения - рак мочевого пузыря и почечная недостаточность.
Он с трудом завершил тур в ноябре 2007 года. Состояние ухудшалось стремительно и необратимо. Он уже не появлялся на концертах своей группы и даже не выходил в ночной эфир. По поводу рака мочевого пузыря ему предстояло перенести тяжелую паллиативную операцию – полное удаление пораженного органа и формирование нового (обычно это делают из стенки кишечника). Но однажды ночью, уже в феврале 2008 года, он проснулся от нестерпимой боли в ногах. От кончиков пальцев до поясницы они были словно охвачены огнем. Эту пытку не могли остановить никакие анальгетики, приступ следовал за приступом. Его вновь обследовали и обнаружили нечто страшное - опухоль мочевого пузыря дала метастазы в спинной мозг, был поражен крупный нерв, иннервирующий обе ноги. Следовало подвергнуться радиотерапии и увеличить дозы химиопрепаратов, об операции надо было забыть, он не перенес бы её с ослабленным этими процедурами иммунитетом, его убила бы любая банальная инфекция. Облученный, отравленный, ослабевший, облысевший, на огромных дозах анальгетиков, он спал урывками по 20 часов в сутки, постепенно утрачивая связь со временем и реальностью. И ещё находил в себе силы подшучивать - мол, какие у меня отрастут заново после всей этой «терапии» волосы, если жив буду - «Кучерявые? Типа ирокеза? Или афрокосички?». Вот так, в неописуемых муках и с улыбкой на руках он и умер у себя дома, на руках у жены. У него остался сын, Аарон, так и нераспроданная коллекция винила, открытые и «раскрученные» им группы, благодарные слушатели… Не так уж и мало!
Его радио-шоу временно перестало выходить в эфир, но уже этим летом его коллеги намерены возобновить его своими силами. А нам он оставил такое своего рода завещание: "Жизнь - борьба, и счастье труднодостижимо, бывают моменты славы и моменты отчаяния... Не сдавайтесь, говоря 'Я так устал' или 'Мне скучно'... не сидите тупо перед ящиком (любым). Делайте что-то сами для себя... для вашего брата, для любимой, для своей группы. Делайте это не в погоне за славой, модой или выпендрежа ради, а от чистого сердца, искренне, оставаясь честным с самим собой. Если вам не нравится то, чем вы занимаетесь - бросьте это. Никто за вас этого не сделает, но у вас достанет сил на то, что может сделать вас счастливым. Это реально. Я знаю. Ведь у меня почти получилось!"