Интервью с группой Saltatio Mortis: отречение от престола
Рассказывает Алеа
Автор: Юра „Хирург“
Инцест, содомия, педофилия, гомосексуализм, садизм, свальной грех, пьянство, детоубийство – вот далеко не полный перечень грешков, водившихся за императором Нероном. А ведь человек, уничтоживший собственную мать и брата, спаливший дотла Рим и скормивший сотни христиан собакам… очень любил музыку. И пел! Правда, отвратительно, но все равно стал своего рода первой поп-звездой в истории. Он неизменно собирал аншлаги – послушать его являлись все, кто не хотел лишиться на следующий день головы. Таких людей собирались, на удивление, целые толпы, и они проявляли на его многочасовых шоу чудеса фанатской преданности: не только по нужде не выходили, но даже рожали прямо в зале. А ещё он позволял себе музицировать, и любимым его инструментом была, говорят, волынка!
Вот обо всём этом – волынках, императорах и кое-чём другом – мы и решили поговорить с Алеа, главным вокалистом и волынщиком группы Saltatio Mortis. Группа эта стала известна в течение последних пяти лет, но уже прочно встала в ряд таких составов, как Subway To Sally, Schandmaul и In Extremo. При этом они работают на два фронта – дают концерты и выпускают диски «средневековой» музыки, а затем делают то же для любителей довольно тяжелого, гитарного фолк-рока. Однако всяческие дудки, лютни и, конечно же, волынки – их главное оружие в борьбе с тишиной.
- Итак, расскажи нам, где и почём можно купить классную волынку и как научиться играть?
«В мире полно разных волынок, с разными мелодическими трубками и количеством дырочек на них. Те, что используем мы, выдают ля-минор и ре-минор. Количество дырочек – такое же, как на классической флейте. Удобно - на флейте можно практиковаться дома ночами, без страха перебудить гудением волынки соседей. А купить волынку, как у нас, довольно трудно. Наши вообще самодельные. Ну, если где-то и найдёте, правда, не знаю где, то предполагаю, что и настоящая шотландская волынка, и самодельная будут стоить одинаково - в районе полутора штук евро. Меньше чем за тысячу можно купить лишь инструмент для домашних упражнений, на сцену с таким выходить позорно. Для игры надо сперва тренировать легкие. А лучший способ для этого – надувать всякие резиновые матрасы, диваны, кровати, кресла… Целые гарнитуры! Чем больше, тем лучше. Что же касается техники, то никаких специальных занятий я не посещал. Просто дудел и дудел, как придётся, года два подряд, а потом из этого начало что-то выходить».
- В списке надуваемых предметов нет резиновых женщин… Видно, потому, что ваша музыка становится всё более мужественной! Гитары теснят народные инструменты, электронных сэмплов нет практически вообще…
«Да, и для меня лично нынешний диск ‘Des Konigs Henker’ стал своего рода возвращением в дом родной, ведь я долго играл во всяких рок- и даже метал- группах до того, как попал в Saltatio Mortis. Так что мне это было особенно интересно. Мы немного перетасовали состав – я имею в виду, что те же люди взяли дополнительные инструменты. А когда у нас есть два мощных электрогитариста и всё такое, то зачем какая-то электроника?»
- Но вы вовсе не отказались от народных мелодий, одна из таких тем звучит, например, в композиции «Ecce Gratum»…
«Эта мелодия позаимствована из кантаты ‘Кармина Бурана’ в изложении Томаса Бинкли. Надо же было хоть как-то отдать дань уважения средневековой музыке на этом альбоме!».
Один небольшой комментарий: ‘Кармина Бурана’ ("баварские песни") это манускрипт ХIII века, включавший стихи и песни студентов, монахов, всяких трубадуров и прочее. На этом материале композитор Карл Орф создал свою знаменитую кантату. Но не менее интересны последующие интерпретации Томаса Бинкли, талантливого музыковеда, музыканта, композитора и дирижера, который был нашим современником и скончался от рака десять лет назад. В его обработках и исполнении средневековая музыка продавалась «мажорными» лейблами как горячие пирожки. Он снова сделал её популярной!
- Можно ли сказать, что вы в какой-то мере продолжаете дело Бинкли?
«Пожалуй! Его музыка стала для нас одним из главных источников вдохновения. Он проделал большую работу в области изучения и популяризации средневековой музыки, был невероятным знатоком и оригинальным исполнителем кантаты ‘Кармина Бурана’. Томас сумел заставить современников по-новому взглянуть на музыку прошлого. Если бы меня спросили, чей бюст будет стоять на моём пианино, я сказал бы – Бинкли, а не Орф или даже Бах».
- Обложка (орущий король в надвинутой на глаза короне) и название альбома весьма загадочны для меня…
- Ну, а что ещё порекомендуешь почитать, пускай и не бесплатно?
«Смотря какие цели преследовать. Чтобы расслабиться, можно ‘Властелина Колец’ или фантастику Лема. А потрепать нервы хорошо рассказами Бориса Акунина. И в любом случае всем рекомендую почитать книги Майкла Мура».
Здесь я сделаю небольшие комментарии. Если Бориса Акунина, особенно после ‘Турецкого Гамбита’, представлять никому не надо, то о существовании революционера и анархиста Михаила Бакунина стали как-то забывать. А зря – ведь именно он, можно сказать, построил идеологическую платформу панк-движения. Ещё за сто лет до появления первых панков… Ну, а Майкл Мур, автор скандальных антиамериканских работ - документального фильма ‘Фаренгейт 9/11’ и книги-бестселлера ‘Глупые белые люди’ - также снимал в свое время клип “Sleep Now In Fire” для «металлистов-марксистов» Rage Against The Machine. Съемки перед Нью-Йоркской биржей переросли в настоящий бунт, биржу закрыли, а Мура арестовали. Вот так!
- А почему среди любимых авторов нет Германа Гессе? Ведь на стихи этого классика немецкой литературы ХХ столетия и нобелевского лауреата вы сделали целую песню - "Verfuhrer"?
«Конечно, просто это же так естественно… Как и все немцы, мы знаем книги и стихи этого автора. Лучшая, конечно, ‘Степной волк’. И ещё ‘Игра в бисер’, и ‘Нарцисс и Златоуст’, и так далее… У меня полное собрание его сочинений. А стихи "Verfuhrer" повествуют о поисках идеала красоты, совершенной женщины, в ходе которых мы понимаем, что просто гоняемся за мечтой. Мораль сей басни такова: главное не результат, а процесс. Полагаю, мужчины должны понимать, о чём я».
- Кстати, отец Германа Гессе был подданным российской короны… А каково ваше мнение о русских?
«Не думаю, что вы из другого теста. Так же любите, ненавидите и веселитесь, только пьёте при этом водку, а мы - другие напитки. Вообще, с Россией у нас многое связано. Кое-кто из нас учился в вашей стране, кое-кто даже научился говорить по-русски. И мы, как вы поняли, большие поклонники русской литературы».
- А музыка?
«Честно говоря, кроме хора донских казаков и каких-то балалаечников я толком ничего не слышал. Вообще, пускай русские рок-музыканты смелее «обнажают» свои культурные корни и экспериментируют с народной музыкой. Как это делают финны Leningrad Cowboys – эти ребята мне очень нравятся!»
- И ещё – скажи, кто фотографировался в роли короля для обложки?
«Ты будешь смеяться, дружище, но это – я!»
- Прошу прощения - не узнал Вас в гриме! А корону-то для съёмок, небось, из папье-маше соорудили?
“Ничего подобного! Один из музыкантов группы, Фальк – профессиональный кузнец, и выковал её из реального металла!»