Крис Эйльмер: 07.02.1957 - 09.01.2007

Samson

Мемориал.

Автор: Юра „Хирург“

Сказано было в 'Книге Судей Израилевых', что легендарный богатырь Самсон, умирая, многих забрал с собой на тот свет: "И было умерших, которых умертвил (Самсон) при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей". А при жизни он лишь в одном бою истребил тысячу врагов... Четыре года назад (в DC 12/2003) мы отдавали последние почести основателю группы Samson, вокалисту и гитаристу Полу Сэмсону. Созданный им музыкальный гигант Samson рухнул вскоре после его смерти, и она словно потянула за собой другие. И вот недавно, после тяжелой и продолжительной болезни скончался коллега и ближайший друг Пола - Крис Эйльмер. Сам Крис когда-то так сказал о своих отношениях с Полом: "Кроме совместного участия в тех или иных группах, наши жизни тоже тесно переплелись. И он, и я неизбежно следовали друг за другом..." Вот о том, как переплелись их судьбы и куда они их привели, мы и поговорим сегодня.

Christopher Robin Aylmer

Крис вспоминал, что впервые они с Полом встретились в 1976 году на прослушивании музыкантов для группы The Front Room. Эйльмер состоял членом этого коллектива уже год, они играли что-то, располагаясь едва ли не в дверях крохотного паба, откуда и взялось столь странное название. С вокалистами у них была проблема, периодически устраивались прослушивания новых кандидатов, и проходили они все в том же кабаке. Однажды туда заявился Пол и, едва втиснувшись внутрь, стал орать, что ему явно дали не тот адрес, а когда убедился, что всё верно, наотрез отказался петь и обсуждать дела, пока ему не нальют - для успокоения нервов... А выпив, он на пару недель стал участником вышеупомянутой группы и на всю жизнь - закадычным другом Криса.

Группа The Front Room вскоре распалась, музыканты разбрелись по разным другим составам, кто куда. Крис, например, оказался в Maya (где "стучал" тогда ещё никому не известный барабанщик Клайв Барр, позже "мотор" Iron Maiden). Пол стал фронтменом группы Джона МакКоя - McCoy. С Полом они по-прежнему частенько встречались на различных лондонских концертах, а потом как-то решили посидеть вместе в одном кабачке, ели пасту, запивали её красным вином, и разговор постепенно зашел о том, как бы объединить усилия. В итоге Крис сперва оказался за звукорежиссерским пультом McCoy, а когда Джон МакКой покинул группу имени самого себя, сделав первый шаг в сторону группы имени Яна Гиллана, то занял его место. "Пол позвонил мне, и сказал, что я их новый бас-гитарист", - вспоминает Крис о первых днях сентября 1977 года.

Джон МакКой оставил после себя странное наследство. С одной стороны, кучу написанных с Полом песен, которые почти все потом вошли в дебютный альбом Samson, а с другой - ужасающее количество запланированных концертов, отмена которых грозила неустойками. В испуге сбежал ещё и барабанщик, но тут Крис не растерялся и обеспечил новой работой своего бывшего коллегу по Maya Клайва Барра. На первом концерте, который состоялся 24 сентября 1977 года, на афишах они были заявлены как McCoy. Но называться в честь МакКоя в отсутствии оного было как-то нелепо, и Крис предложил назваться в честь Сэмсона. Пол вначале не хотел этого, считая такой поступок эгоистичным. Но долго думать было некогда, так что он смирился с мнением друга - и на сцену в тот вечер они вышли уже как Samson.

Все последующие годы Криса в Samson, с 1977 по 1984, пролетели для него быстро, как один час, и это был поистине звездный час. История успеха первых героев NWOBHM (новой волны британского хэви-метала) хорошо известна - вместе со своим тогдашним вокалистом Брюсом Дикинсоном (тогда ещё не имевшим отношения к Iron Maiden, а бедным студентом одного из местных университетов) они уже после первых альбомов 'Survivors' (1979) и 'Head On' (1980) получили великолепные рецензии, места в хит-парадах и ангажементы вместе с группами Яна Гиллана, Whitesnake и Rainbow. Неоспоримые свидетельства успеха Samson - это коротенький документальный фильм 'Biceps Of Steel', снятый в 1980 году в лондонском Rainbow Theater, и знаменитое выступление на Рэддинге в следующем, 1981 году, которое было показано по BBC и издано на диске 'Live At Reading '81' девять лет спустя.

Хотя после 'Shock Tactics' (1981) на фоне возникших проблем с лейблами их покидает Брюс, именно в этот период талант Криса раскрывается на все сто процентов. Он хоть и не был никогда основным композитором в группе, но его познания в области музыки и исключительный вкус как аранжировщика сделали тогдашний саунд Samson крайне экстраординарным. Это особенно заметно на альбомах с новым певцом, Ники Муром - 'Before The Storm' (1982) и 'Don't Get Mad, Get Even' (1984). К сожалению, ещё во время записи последнего диска началась очередная ужасная склока между лейблами, менеджментом и музыкантами Samson; не выдержав всего этого, Крис покинул группу. Ведь он был крайне скромным, ненавязчивым, очень миролюбивым человеком. Ему вполне хватало заработанного, он решил заниматься преподаванием и творчеством исключительно для собственного удовольствия, сосредоточившись при этом в основном на концертной деятельности.

В 1984 году его первым приютом стал лондонский коллектив Rogue Male, игравший нечто в стиле Motorhead, но лишь на несколько месяцев - обласканный критиками альбом 'First Visit' (1985) вышел уже без его участия... А он появился в проекте M80, где объединил усилия с чернокожим лос-анджелесским вокалистом / гитаристом Ники Баззом. Но, опять же, M80 записали и выпустил на лейбле Roadrunner пару дисков ещё до прихода Криса. Например, такую антикварную вещь, как 'Maniacs Revenge' (1985). Хотя его имя указано на обложке, все партии баса там исполнил ещё Дон Коста (который играл у Оззи Осборна до Боба Дейсли). Уже сделав ту запись, Базз переехал в Лондон, взял в качестве басиста Криса, они дали несколько местных концертов и выступили на европейских фестивалях. Часто им доводилось играть вместе с Metallica, Manowar, Mercyful Fate и даже... Samson! Но вскоре Базз распустил проект. Крис же продолжил свои эксперименты и вступил в "девичью" группу Head Over Heels (впоследствии известную вроде как Sleek): "Концерты их были далеко не блестящими, но переодеваться в одной гримёрке с кучей девок - сплошной кайф"! На фоне такого веселья им едва удалось успеть записать один трек для какой-то компиляции, и на этом все закончилось.

Не закончилась лишь дружба Криса и Пола, они так или иначе собирались вместе, поигрывали что-нибудь из своего старого репертуара, и к 1990 году даже сочинили и записали кое-какой новый материал с американским певцом Риком Энтони, а потом и целый "номерной" альбом Samson, '1993'. Весь 1993 год они провели вместе, давая концерты в его поддержку. В то же время Крис участвует и в других проектах; если The Floating Greyhounds и Stonewood были "чужими", то организованный им ещё в 1992 году Doctor Ice был детищем его собственным! И с этим детищем он довольно долго тешился. Названием для него он сделал название одной из песен альбома Samson 'Don't Get Mad, Get Even', вокалистку "увел" из Head Over Heels, а гитариста нашел в Stonewood. В концертный репертуар смело включил многие "боевики" из репертуара Samson - "Red Skies", "Earth Mother", "Stealing Away", "Front Page News" и "Don't Get Mad". Но своих студийных записей за тот период вновь так и не обнародовал...

Ну, а в 1999 году, после многочисленных спекуляций, Samson реформировались практически в оригинальном составе - в деле не смог принять участия лишь Дикинсон, который был занят хитрым лавированием между сольной карьерой и Iron Maiden. Так что на концертах, посвященных 20-летию движения NWOBHM в Токио, они появились втроем, а пел сам Пол, только по возвращении в Англию, уже зимой, их вокалистом вновь стал Ники Мур. Они выступали дома, что-то сочиняли, а летом 2000 года посетили немецкий Wacken Open Air. С 1999 года Крис и Пол жили в Норфолке, где Пол устроил собственную студию, там и был записан кое-какой материал под рабочим названием 'Brand New Day', работу планировали довести до конца, то есть выпустить новый альбом. Но, увы, 9 августа 2002 года рак, терзавший Пола Сэмсона последние годы, довершил своё дело. Крис был в шоке, и может быть, переживание смерти друга стало смертельным и для него - буквально через год у него был также обнаружен рак.

Рак гортани составляет лишь 4% всех злокачественных опухолей. Но в структуре онкологической заболеваемости у мужчин он занимает 5-ое место - так как основными факторами, провоцирующими его появление, являются постоянное раздражение гортани табачным дымом и алкоголем. Скудные симптомы в виде осиплости и ощущения чего-то постороннего в горле кажутся безобидными, и никто не обращает на них внимания, а когда дело доходит до явного затруднения глотания и кровохарканья, бывает уже поздно... Крису, однако, ещё успели сделать операцию - в итоге его гортань была удалена, и ему пришлось заново учиться говорить. Пару лет он чувствовал себя лучше, иногда репетировал с друзьями, играя что-нибудь из репертуара Samson или Doctor Ice, всерьез думал о концертах. Но опухоль продолжила свой рост, отравляя его организм токсинами. Что в итоге сделал рак с героем рока вам лучше не знать, об этом лучше даже не думать... Крис Эйльмер умер в начале января 2007 года.

О вкладе этого замечательного бас-гитариста в музыку Samson точнее всего сказал его коллега, барабанщик Барри Грэм (фигурировавший в составе под именем Thunderstick): "Как исполнитель он был явно недооценен при жизни, но тот мощный фундамент, который он заложил в здание Samson, дал мне лично бесконечный простор для развития. Определенно, он был главным связующим звеном в нашей музыке - без его баса все шло вразнос". При его участии было записано два десятка "регулярных" работ Samson (миньонов и альбомов), большинство из которых относится к "золотому веку" группы; это не считая всяких бутлегов, сборников и прочего. Последний прижизненный релиз, где стоит его имя - это ретроспективный сборник 2006 года 'P.S....' (был заявлен как 'Brand New Day'). Покойного нет в составе исполнителей, но так как он принимал участие в создании аранжировок, его имя указано на обложке. Его нельзя было не указывать - ведь Крис Эйльмер был одним из тех богатырей, которые, как и Пол Самсон, держали на своих плечах не только массивное здание своей группы, но и все движение NWOBHM в целом. И таких людей среди нас остается все меньше и меньше...