Интервью с группой Scar Symmetry: слово о симметрии

Scar Symmetry

Рассказывает Йонас Кьеллгрен

Автор: Юра „Хирург“

"Симметрия устанавливает забавное и удивительное родство между предметами, явлениями и теориями, внешне, казалось бы, ничем не связанными: земным магнетизмом, женской вуалью, поляризованным светом, естественным отбором, теорией групп, инвариантами и преобразованиями, рабочими привычками пчел в улье, строением пространства, рисунками ваз, квантовой физикой, скарабеями, лепестками цветов, интерференционной картиной рентгеновских лучей, делением клеток морских ежей, равновесными конфигурациями кристаллов, романскими соборами, снежинками, музыкой...» - писал Джон фон Нейман, известный автор работ по теории игр. К его словам нечего добавить, разве что упомянуть ещё и шведскую группу Scar Symmetry, выпустившую в прошлом году идеальный альбом ‘Symmetric In Design’, а теперь повторившую и развившую свой творческий успех на новом витке спирали...

Jonas Kjellgren

Греческое слово "symmetria" означает "соразмерность". Лучший пример - обычный шарик, вращение коего на любой угол вокруг любой оси проходящей через центр не меняет его положения в пространстве. Полная вращательная симметрия, однако! Но кроме этой самой наглядной, геометрической симметрии, наука устанавливает все новые её виды: например, "динамическую симметрию" физических законов и даже математических формул.

Даже отличие молекул неорганических и органических веществ связано с симметрией. Первые могут быть зеркально симметричны и асимметричны, вторые всегда строго зеркально асимметричны. Когда-то Пастер, а потом и Вернадский предлагали, основываясь на этом, провести грань между живой и неживой природой. И основной признак жизни - способность живых организмов извлекать из окружающей среды симметричные молекулы, а продуцировать асимметричные. Например, кактус на вашем окне симметричные молекулы воды и углекислого газа с помощью фотосинтеза неустанно превращает в асимметричные крахмал и сахар. И в целом с усложнением жизни в ходе развития асимметрия все более вытесняет симметрию из биохимических и физиологических процессов.

И человек, венец творенья, внутри асимметричный до предела, а создан по образу и подобию явно чего-то неживого, зеркально симметричного. Может, эта неувязка и заставляет его творить вещи, как мы теперь уже понимаем, противоестественные - строить из живого асимметричного дерева мёртвые симметричные жилища; заниматься искусством, руководствуясь холодной эстетикой соразмерности и создавать культ идеального лица и тела, искусственно поддерживая его идеологически (институт "моделей" с идеальными лицами и фигурами) и экономически (пластическая хирургия, бодибилдинг).

То же и в музыке - выделение из хаоса природных звуков правильных тонов и построение из них основанной на симметрии гармонии... Есть ли это хорошо? Не убийство ли это живого звука? Не возврат ли к исходным мёртвым материям? Давайте спросим об этом у гитариста группы Scar Symmetry Йонаса Кьеллгрена...

"Честно говоря, такие странные мысли никогда меня не посещали. Ты уж извини... О наличии гармоний и прочего в моих песнях я просто не думаю, да и вряд ли они важны в такого рода музыке, как металл. Мой маленький композиторский секрет заключается в следующем - сочинять музыку прямо на ходу, как можно быстрее и не морочить голову. Если прёт, то прёт. А если себя насиловать - ничего и не выйдет. Музыкальное образование и знание теории, быть может, и не мешают. Но мне на них наплевать. Потому что я музыку не пишу, я просто сижу на своём удобном диване и воспроизвожу те аккорды, которые сами собой рождаются в моей голове".

- Дай слушателям хотя бы общие ориентиры - чего хорошего ждать от новой работы? Есть ли прогресс на альбоме 'Pitch Black Progress'?

"По сравнению с 'Symmetric In Design' он получился более мрачным по настроению, более профессиональным по исполнению и всё такое... Я удовлетворен каждой деталью записи и описал бы нашу музыку как смесь Nevermore, Fear Factory, Edge Of Sanity, King Diamond, Queensryche и... чего-нибудь ещё! Может, мы и не звучим точно так, как упомянутые группы, но именно их я лично люблю слушать. Это точно".

Scar Symmetry- Группа образовалась лишь пару лет назад, но с тех пор вы заключаете контракты один удачнее другого - Metal Blade, Nuclear Blast... Как вам это удается?

"На самом деле мы уже давно "топчем" сцену - все ребята ранее записывались и издавали пластинки с другими группами. 'Symmetric In Design' мы издали в 2005 году на Cold Records, они продали лицензию Metal Blade, и после того, как последние увидели, что диск продается очень хорошо, то решили взять нас к себе совсем. Но предложили почему-то Cold Records за нас слишком мало денег, а вот Nuclear Blast не пожадничали. Так нас и продали... По другому не скажешь".

- Первый альбом вы записывали целых три месяца. Сколько времени это заняло теперь? Насколько я знаю, ваша студия Black Lounge принадлежит тебе, и ты сам выступил в роли продюсера... Должно быть, так вы сэкономили большую часть аванса на запись и весело провели время в окрестных кабаках?

"Давай по порядку. В этот раз мы начали запись 5 августа и закончили 8 декабря. Так что получилось что-то около четырех месяцев. Сводил песни я сам сразу по ходу дела в свободное от записей время, чтобы сохранить нужное настроение. Действительно, студия - это мой бизнес, мой основной источник пропитания. Но если ты думаешь, что от аванса на запись осталось много денег, то сильно ошибаешься - ведь мне надо платить арендную плату за студию и дом, а также гасить кое-какие кредиты. Честно говоря, деньги, полученные от Nuclear Blast, даже не покрыли до конца всех расходов! Хожу пешком - моя машина разбита и денег, чтобы починить её, нет. А на еду и жизнь, представь себе, мне приходится брать у мамы... Денег совсем нет. Не буду же я у ней ещё и на кабаки стрелять?"

- А на что живут остальные "участники концессии"?

"Все пашут в поте лица своего: Пер Нильссон (гитарист) и Кеннет Сейл (бас) дают уроки игры на гитаре, Кристиан Альвестам (вокалист) - медбрат, только Хенрик Ольссон (ударник) у нас настоящий металлист - работает на сталелитейном заводе".

- Ну, а на видеоклип-то денег дали? Или тоже у мамы заняли?

"Дали! Видео уже снято - для первой композиции альбома, "The Illusionist". Снял его датчанин Морис Свинкельс, но до конца не смонтировал. Но как только всё будет готово, то вы сможете закачать его на нашем сайте www.scarsymmetry.com. Может, и по телевидению в каких-нибудь программах он промелькнет, но в целом здесь в Швеции получить возможность постоянной ротации такого рода продукции совершенно невозможно".

- Поделись своими планами на будущий год…

"Ну, в 2006 году мы намерены играть с концертами так много, как только возможно. Собираемся в европейский тур, выступим на фестивале Wacken Open Air. Но главная мечта - записать у вас в России концертное DVD! И если ваши организаторы готовы попробовать поработать с нами, то пусть пишут прямо мне по электронной почте (адрес есть на нашем сайте) и мы обещаем, что порвём вам уши в клочья!"

- Есть ли какие-то русские группы, с которыми тебе бы хотелось выступить на одной сцене?

"Записи каких-то ваших новых групп я слышал недавно, названий не помню, но уровень меня весьма впечатлил. И у меня есть старая виниловая пластинка группы Kruiz, и это действительно лучший саундтрек на все случаи жизни. А "Heaviest In Town" - моя любимая композиция! Правда, не знаю, живы ли они теперь..."

- Видел ли ты русское лицензионное издание вашего первого альбома? Получаете ли вы какие-нибудь деньги за проданные у нас копии?

"Русское издание нашего диска я в глаза не видел, денег за него мне тоже никто не платил, да и не заплатит, это не предусмотрено контрактом, то же самое касается и наших японских изданий. Дерьмо. А если вдруг в России продастся 100.000 копий? Похоже, кто-то кого-то поимеет..."

- Скажи что-нибудь для наших читателей напоследок…

"Надеюсь, встретимся в этом году на наших российских концертах! Spaziba!!!"