Интервью с группой Sentenced: луч света в финском царстве

Sentenced

Рассказывает Вилле Лайхиала

Автор: Юра „Хирург“

"Собственно, ночным мотыльком становишься именно в тот момент, когда понимаешь, какая вокруг тьма... Мы делимся на ночных и дневных именно по тому, кто из нас летит к свету, а кто - к тьме. К какому, интересно, свету ты можешь лететь, если думаешь, что вокруг и так светло? ...получается, что все вроде бы летят к жизни, а находят смерть. То есть в каждый конкретный момент движутся к свету, а попадают во тьму". Пелевин В.О. “Жизнь насекомых”.

Sentenced

Несмотря на бесценные замечания Виктора Пелевина, разобраться, куда лететь, становится всё труднее - перед глазами замаячил ещё один источник света. Дело банальное - пятеро финнов выдали как по расписанию (раз в 2 года!) очередной альбом - 'The Cold White Light' ('Холодный белый свет')... Чтобы во всём разобраться, мы вызываем на разговор лично вокалиста Sentenced Вилле Лайхиала. Он заменил Танели Ярва на посту фронтмена в 1996 году, и группа выпускает с ним уже четвертый студийный альбом.

- Во-первых, Вилле, что за музыку вы играете?

"Наша музыка отражает наши личности, создавая её, мы приправляем результат черным юмором в соответствии с нашим финским менталитетом. Как определить, что это... хм-м, ну, я не знаю! Меланхоличный рок, может быть..."

- Я тут прочитал высказывание Сами Лопакки (гитара) о названии альбома: “...свет может быть символом многих вещей... Он может быть символом смерти. Полагаю, такой яркий свет видят люди умирая. Он может быть символом жизни. Нет жизни, где нет света. Он может быть символом надежды – как свет в конце туннеля..." Что же все-таки символизирует этот свет?

"Ну, полагаю, у каждого парня в этой группе своё собственное мнение о том, что значит выражение 'холодный белый свет'. Я лично думаю, что этот свет означает надежду или, по крайней мере, что-то хорошее, ради чего стоит жить".

- Ваш парень - ударник Веса Ранта – сам оформил этот альбом, причём целиком. Отчего вы не пригласили профессионала?

"А он, собственно, профессиональный художник. Кроме того, он ещё и профессиональный фотограф - учился несколько лет. Ну, кто ещё может создать лучший визуальный образ нашей музыки, как не он; ведь он живёт ей с нами каждый день и отлично понимает, что правильно и что надо сделать. Хотя, это его первый опыт".

- Ну, вышло неплохо. Вообще буклет - отдельная тема. Кое-что я знаю. Например, все фотографии были сделаны им самостоятельно в Лапландии (губерния на севере Финляндии, известна как родина Санта-Клауса). В буклете, кроме лирики и фотографий, ещё много интересных деталей. Скажем, латинская фраза - Nemo ante mortem beatus. Ну, её я вроде перевёл - что-то типа "смерти никто не рад". Но что означают слова в буклете: "Tule, Kuolema, kierra kairas syvalle sydameen" и кто такой их автор - I. Jylha?

"Он финский писатель, а выражение означает что-то вроде: "Приди, Смерть и похорони себя глубоко в моём сердце".

- А та философская телега на развороте буклета про приговорённых к смерти... Автором указан Sebastiaan F.W. Nijhof. Это кто, прости мою малограмотность?

"Наш гитарист, Сами Лопакка, читал множество самых диковинных книг, и этот вопрос должен быть адресован к нему, я лично тоже понятия не имею".

- А что за птицы кричат в конце и в начале альбома?

"Это гагары, и их крики были призваны придать альбому финский колорит".

- А кто лежит в том гробу, что на фото в буклете?

"Дедушка нашего ударника".

Несмотря на такой мрачный антураж, лирика стала менее эмоциональной и более философской: хороший пример тому - композиции “Brief Is The Light” и “Blood & Tears”. Конечно, осталось немало серьёзных, меланхоличных песен, как в прежние времена - это “Cross My Heart And Hope To Die”, “No One There” и “Aika Multaa Muistot”. “Aika Multaa Muistot”, одна из двух композиций, озаглавленных по-фински. Это переводится примерно как “со временем плохие воспоминания меркнут”, но у песни смысл совсем противоположный. Ещё есть типа интро - “Konevitsan Kirkonkellot”. Это народная финская мелодия “Колокола Коневца". Имеется в виду монастырь на острове Коневец (Ладога), который мы успешно приватизировали у финнов в 1944 году. Теперь они слушают эти колокола только издалека и им грустно... Прибавилось чёрного юмора и сарказма, особенно это заметно по “The Luxury Of A Grave” и “Excuse Me While I Kill Myself”. Появились откровенно радостные стихи - “You Are The One”.

- Вы явно поддались каким-то оптимистическим настроениям, или я ошибаюсь?

"Да, это так. Этот альбом более открытый, особенно в части текстов. Я хочу сказать, что мы выросли как личности, а не только как музыканты, и я полагаю, теперь мы просто не боимся взглянуть на жизнь без чувства отчаяния и отчуждённости. Совсем этих чувств нам не избежать, но, по крайней мере, теперь мы видим какой-то свет надежды".

- Меня заинтересовали две композиции. Во-первых, “Excuse Me While I Kill Myself”...

"Мы как бы выворачиваем наизнанку наш суицидальный имидж и всю свою так называемую депрессивность, но любому дураку должно быть ясно, что мы делаем это шутя. Мы насмехаемся над жизнью, смертью и над собой. Нас часто представляют как суицидально-параноидальную группу, но как мне видится, мы давно выросли из этого образа. Если вы вчитаетесь в нашу лирику повнимательнее, то убедитесь, что мы поём больше о жизни, чем о смерти".

- Ещё "No One There". Одноимённый сингл с ней добрался до 2 места в специализированных немецких "чартс", эта песня не только напомнила прошлый хит "Killing Me...", но и повторяет его успех. И видеоклипы чем-то похожи - старики, одиночество...

"На самом деле они не одинаковы. "Killing..." рассказывает о том, как два человека теряют чувство любви, которым дорожили, а "No One..." о том, как ты встречаешь смерть лицом к лицу, о последних моментах, часах, днях перед тем, как всё кончится... Одиночество и смерть - вот что их объединяет. И сейчас у нас была цель снять менее коммерческое и мэйнстримовое видео, чем первое".

- Видео к "Killing..." снимал Паси Пауни. Кто режиссёр теперь?

"Пит Вейялайнен".

- На пластинке опять стоит имя продюсера Хиили Хиилесмаа (HIM, Moonspell, Apocalyptica). С ним записали ударные - в студии Finnvox; затем подались в родной Оулу, в Neo Studio, и записали там вокал и всё остальное. Сводили материал опять с Хиилесмаа. Отчего же вы так дёргались?

"Это второй альбом, который мы делаем с Хиили, и работать с ним опять было вполне естественным шагом. Полагаю, он один из самых изобретательных продюсеров в наши дни в тяжёлой музыке. Он не боится пробовать в студии всё, умеет сконцентрироваться на своей работе. У него также своеобразное, похожее на наше чувство юмора и всё это заметно облегчает общение. А Neo Studio конечно, маленькая, но в ней почти такое же хорошее оборудование, как и в Finnvox. Мы её выбрали потому, что она в нашем городе... Самое лучшее в ней то, что в конце дня я просто прыгал в машину - и через пять минут дома. Последний раз, когда мы писали 'Crimson' в Tico-Tico (Кеми), мы жили прямо посреди леса - и у нас не было шанса вырваться оттуда, пока запись не будет закончена. Так можно с ума сойти..."

- В записи принял участие некто Марко Снек...

" У меня есть другая группа – Poisonblack. Мы даже выпускаем альбом в конце года, после того как отработаем все концерты с Sentenced. Я играю там на гитаре, а J.P.Leppaluoto из финской команды Charon поёт. Марко играет там на клавишных. Вот мы попросили его сыграть партии пианино. Хотя он исполнил их, писали их мы сами, а ему просто дали ноты".

- Вы довольны результатом записей в целом?

"Я бы не стал ничего менять, всё, что мы должны были сказать в тот момент, когда создавалась пластинка, было достоверно отражено в музыке. Не думаю, что эта наша лебединая песня, преждевременно так говорить. Для нас все эти переживания ещё свежи, мы ещё слишком хорошо помним все эти эмоции, которые испытывали при создании альбома, и они были сильнее, чем прежде. После каждого диска мы чувствуем некое облегчение и даже счастье, так что все они нам дороги; но след, который оставил в моём сердце этот диск, самый глубокий".

- Чего бы вы хотели добиться в дальнейшем?

"Наши цели и амбиции скорее чисто творческие, чем коммерческие - продать побольше альбомов и всё такое. Мы не для этого начинали играть. Наша цель, скорее, создать некий идеальный альбом в музыкальном отношении..."

- Может, тебе и всё равно, но ваши релизы доступны у нас только в пиратском виде...

"Пираты убивают музыку!"

- Ну, так и почему же тогда ваш лейбл отказывается давать лицензии российским компаниям?

"Понятия не имею, почему они не хотят делать этого... Но, однако, работать с Century Media для нас лично довольно приятно, и в настоящий момент я просто не могу ни на что пожаловаться. Во всяком случае, на нас не давят, у нас свободные руки".

- Чем будете заняты дальше?

"Вроде как мы будем в турах до конца 2003 года. Сыграем на европейских фестивалях летом - это будет Summer Breeze, Wacken и Dynamo, также много фестивалей в Финляндии, возможно и Roskilde. А потом, осенью, европейское турне..."

- А после, говорят, Sentenced берут "тайм аут" на неопределённый срок?

"Да. Что до меня, то я и моя жена намерены сосредоточиться на доме, что связано с прибавлением в семействе, ну и всё такое. Туры в поддержку 'Crimson' просто истощили нас... Мы устали, главным образом - психологически. В общем, надо подзарядиться".