Sirenia: сирены металла

Sirenia

Статья

Автор: Юра „Хирург“

"Много пришлось претерпеть хитроумному Одиссею, царю Итаки, во время своих долгих скитаний по морям после Троянской войны. Однажды его со спутниками занесло к острову, где жили сирены – полуженщины-полуптицы. Своим сладкоголосым пением они завлекали проплывающих мимо моряков и предавали их лютой смерти. Весь остров был усеян костями растерзанных людей". А теперь завыли сирены на норвежском побережье - должно быть, опять Одиссей проплывал - скажете вы... Нет, не угадали - это местная группа Sirenia шалит!

Sirenia

Одиссей залепил гребцам уши воском - чтобы они не слышали губительных песен. Он берёг своих ребят и знал, что сила звука в 130 децибел является "пороговой" для человека и вызывает, по крайней мере, боль. Для сравнения, шепот - это 20 децибел, реактивный самолет - от 120 до 140. Первым делом, конечно, самолёты. Ну, а музыка? Тоже не отстаёт! Даже ветхозаветная британская группа The Who легко достигала громкости 120 децибел. Этот рекорд был в 1981 году побит их земляками Motorhead, а в 1994 году точку в споре окончательно поставили американцы Manowar, продвинув абсолютный рекорд на отметку 129,5 децибел.

Sirenia, конечно, ещё пару лет назад не смогла бы произвести столько шума, но теперь - другое дело. Хозяин группы Мортен Веланд (ex-Tristania, Elusive) и его подручный, гитарист и чистоголосый вокалист Кристиан Гундерсен, набрали полноценный концертный состав. Туда вошла молодая норвежская "сирена" Генриетта Бордвик и барабанщик Trail Of Tears Джонатан Перез. Некоторое время с ними путешествовал и известный метал-скрипач Пит Йохансен (Tristania, The Sins Of Thy Beloved, The Scarr). "Одиссея" была долгой - 6 недель по Европе и Мексике, почти 30 выступлений в компании Trail Of Tears, Edenbridge, Battlelore...

Вернувшись, осенью прошлого года Веланд взялся за запись второго альбома. Если помните, то дебютный диск 'At Sixes And Sevens' (подробно о нём можно было прочесть в DarkCity #10) был всё-таки плодом коллективных усилий. Помимо упомянутых выше Гундерсена и Йохансена в студии тогда работали клавишник Ханс Хенрик Варланд, вокалист Ян Кеннет Барквед (Elusive, Tristania) и певица Фабьенн Гондамен.

А в этот раз Веланд превзошел себя - сыграл на записи 'An Elixir For Existence' практически всё сам. Единственным привлечённым инструменталистом стала скрипачка Анне Вердо. И ещё три вещи не смог Веланд - спеть чистым и женским голосом, а также хором - за него это сделали соответственно старина Гундерсен, Бордвик и "хор сирен" на пять персон. Зато Веланд сам написал всю музыку и все тексты...

Веланд лично отвечает не только за запись, но и за весь процесс создания альбома: "Важно контролировать всё, в том числе сведение - ведь оно влияет на окончательный звук. Надо использовать качественную студию, в том числе для мастеринга, а также уметь выбрать рисунок для обложки, что тоже важно". Сказано - сделано. Звукоинженер Терье Рефснес и его французская студия Sound Suite обеспечили, как обычно, должное качество записи, а рисунок сделал Йоаким Лютке (он оформлял диски Rage, The Kovenant, Dimmu Borgir, Destruction, Annihilator, Sopor Aeternus и многие другие).

Таким образом, было получено 54 минуты материала проверенного качества и в том же стилистическом направлении. "Брэнд Sirenia характеризует особого рода музыка, многомерная и объёмная смесь элементов звука, отдельных инструментов и музыкальных стилей. Причем смесь постоянно меняющаяся, динамичная, хотя и с единой атмосферой. Здесь можно обнаружить все жанры рока и метала, множество вокальных стилей, плюс к тому элементы классики и даже фолка. Но самое главное в наших песнях - эмоции... Сложно точно определить наш стиль, попробуйте сами" - предлагает Веланд. И это действительно трудно, хотя на первый взгляд все составляющие известны и "обкатаны" ещё во времена Tristania. Ну, по крайней мере, три слова - "симфо", "готик" и "метал" - должны присутствовать в определении.

Хотя автор этой музыки не так прост, как кажется. "Группа, которая сильно повлияла на меня в ходе записи 'An Elixir For Existence' - это The Cardigans. Их последний альбом 'Long Gone Before Daylight' часто звучал у нас в студии, хорошо прочищал мне мозги и помогал чётче выражать свои музыкальные идеи". Список остальных музыкальных фаворитов Веланда тоже весьма причудлив, хотя и не выглядит пугающе - это The Sisters Of Mercy, Tiamat, Leonard Cohen, The Fields Of The Nephilim, Samael, а также Black Sabbath, Alice Cooper, Motorhead и WASP...

Несмотря на кажущуюся эклектичность, Веланд знает, что делает. Залогом удачи он считает неукоснительное соблюдение трёх принципов в работе: сначала надо написать разнообразные, но "цепкие" и узнаваемые риффы, которые так или иначе составляют основу тяжёлой музыки, затем сочинить запоминающиеся и "подходящие" к данной композиции мелодии и вокальные линии, а затем - тексты, эмоциональная окраска которых соответствовала бы музыке.

"Дай мне что-то, чтоб не спятить, чтоб не маялась душа" - воет "хор сирен" уже на первой композиции, выпрашивая не то "эликсира бессмертия", не то "живой воды". Этот самый "эликсир" мы видим в руках девицы с обложки, и, приглядевшись, убеждаемся, что им является банальный абсент. Музыканты позируют перед объективом и вовсе с конкретным пойлом в бутылках, и это всемирно известное виски "Jack Daniel's". Вроде бы, всё понятно. Но смысл оказывается совсем иным. "То, что помещено на обложку, не надо спешить претворять в жизнь, - разъясняет Мортен. - На этом альбоме я рассказываю о средстве, которое помогает находить дорогу в лабиринте жизни и противостоять её проблемам. Имеется много таких средств - и простые, и не очень. Но самые лучшие решения всегда выстраданы и проверены временем. Название альбома предостерегает - легкие пути решения проблем в жизни не сегодня, так завтра приведут к тем же самым проблемам. Алкоголь и наркотики помогают многим, но только на определённый момент - проходит время, и жизнь снова начинает бить ключом по голове".

Так что, недаром Веланд так серьезно и системно подходит к записи альбомов. И делает это тщательно, продуманно и полностью самостоятельно. Не рассчитывая на помощь других, волшебные рецепты и призрачную удачу. "Я такой композитор, которому легче творить в одиночку. Я не могу сочинять на репетициях вместе с другими. Хорошо у меня получается, только если я один, и могу эмоционально сконцентрироваться. Это для меня единственный способ... Я вообще стараюсь решать все проблемы сам. А если я и имел когда-то ангела-хранителя, то он давно уже улетел... ". Впрочем, он трудяге Мортену и не нужен.

А знаменитые сирены... Ведь они и вправду существуют! Так называется отряд реальных водных млекопитающих, обитающих в тропических морях. Известно их четыре вида: дюгонь (прямо как библейский Дагон!), ламантин, обычный и амазонский манаты. Численность сокращается - сирены давно уже внесены в Красную книгу. А ещё они похожи на тюленей и едят водоросли, а не проезжих моряков. Так что слушайте пение их норвежских "родственников" спокойно, без опаски - и увидите, вам понравится!