Крис Вичхантер: 1966 – 08.09.2008

Sodom

Мемориал.

Автор: Юра „Хирург“

Sodom… Вместе с Kreator и Destruction в начале 80-х они закрыли своими телами амбразуры критики, а следом на трэш-сцену прорвалась победоносная армия подражателей, почитателей и учеников, неустанно поминающая их добрым словом и делом, создавая многочисленные кавера и альбомы-посвящения. Памятник нерукотворный им давно воздвигнут, а между тем они ещё живы. Правда, уже не все – в начале сентября скончался барабанщик Крис Вичхантер.

Крис Вичхантер

Кажется, это было вчера… Но прошло уже 26 лет с тех пор, как поющий басист Томас Зух (по кличке «Анджелриппер» - «Потрошитель Ангелов») и «Агрессор» (в миру Франк Тестеген), так и не добившись толка от своего первого барабанщика, явились домой к Кристиану Дудеку, чтобы уговорить его играть с ними. Тот уже имел опыт работы в разных любительских и школьных группах. Вступив в Sodom, он получил псевдоним Вичхантер, что значит «Охотник На Ведьм». Но их он и пальцем не тронул, а невзюбил отчего-то гитаристов!

И едва они записали пару отвратительных демо-лент, 'Witching Metal’ и 'Victims Of Death’, получив на них несколько терпимых рецензий и увидев свои фотки в журнальных рубриках типа «удивительное - рядом», как решили продолжать… и тут же разругались. Крис вспоминает: «Том сказал, что Франк хочет выгнать меня, потому что я не устраиваю его как барабанщик. Потом ситуация стала просто взрывоопасной. Мы уже орали друг на друга...». Том же утверждает, что это Крис предложил выгнать Франка, а он «в то время склонен был доверять Витчхантеру». Что касается «доверия», чтобы всем было понятно – Том и Крис были тогда друзьями и, что самое важное, собутыльниками. И в жертву был принесен первый гитарист! Милле Петрозза (позже Kreator) вежливо отказался занять эту вакансию, глядя на нетрезвых нанимателей, и коварно «сосватал» им своего друга Пеппи по кличке «Осквернитель Могил».

Дела пошли – 23 сентября 1984 года они разогрели Venom, подписали контракт с компанией SPV и поехали записываться в Берлин, в студию к Хорсту Мюллеру (Running Wild, Celtic Frost). Тот сразу понял - технический уровень музыкантов настолько низок, что его усилия будут бесполезны. Он просто поставил «бегунки» на пульте в среднее положение и пошел курить, пока трио бесновалось и лакало пиво за прозрачной перегородкой. А представитель лейбла SPV «чуть не упал в обморок», услышав «почти готовые» 5 песен. Он произнёс: «Запишите это и… капут!» А результат - революционный, новаторский и ныне культовый миньон ‘In The Sign Of Evil’ - хотя и получил в журнале Rock Hard 2 балла из 10, но расходился на ура!

К началу 1985 года «сгорел» Пеппи. Вичхантер сказал: «Он ушел, потому что… ненавидел меня». «Крис… был эгоистом и такого высокого мнения о себе, что… мне стало ясно: либо я ему начищу рыло и вылечу из группы, либо уйду сам», - огрызнулся изгнанник. Его заменил Михаэль Вульф, известный как «Разрушитель».

C альбомом 'Obsessed By Cruelty’ (1986) вышла та же история - руководители лейбла заставили Sodom переписать его дважды! «Работа над ошибками» не помогла - Том с Крисом по-прежнему «хотели только одного – играть свою музыку, немного заработать на этом, и бухать каждую ночь». Тихий, застенчивый «Разрушитель» не вынес такого подхода и сбежал, даже не успев по традиции поругаться с Вичхантером.

А пока Том искал нового постоянного гитариста, Крис поехал в Стокгольм, где две недели репетировал с Куортоном перед туром Bathory. Тур сорвался, и он вернулся домой. Но, как гласит легенда, всё же успел записать барабаны для диска Bathory ‘Under The Sign Of The Black Mark’! Затем с лета 1986 года он подменял рекрутированного в армию ударника Destruction в турне с Kreator и Rage. А к 1987 году в Sodom загорелся «Чёрный Огонь» в лице гитариста Франка Годжика. Он уговорил Тома изменить темы песен с сатанинских на социальные, а новый продюсер Харрис Джонс дал им пристойное звучание.

EP ‘Expurse Of Sodomy’ и альбом ‘Persecution Mania’ – уже образцовые трэш-релизы, классика. До них журналисты держали Sodom за «второсортный клон Venom». Но и теперь нашли к чему прицепиться – новый символ группы, украшавший отныне обложки, «универсального солдата» Кнарренхайнца они восприняли как «призрак реванша», да ещё и узнали, что хит "Bombenhagel" в рабочем варианте носил имя «Tuerken raus» («Турки - вон!»). Вичхантер сокрушался: «Многие называли нас потом фашистами. Том не нацист, я не нацист, Франк… мы не нацисты!» О том, кто же они, заставила ещё и поразмыслить обложка «живого» альбома 'Mortal Way Of Life’, на которой некие «патриции» весело предаются содомии и зоофилии. В Германии его разрешили продавать только в чёрном конверте…

1989 год принёс триумф на польском фестивале Metal Mania и самый продаваемый альбом немецкого трэш-метала (100.000 копий только на родине) – 'Agent Orange’. В национальном хит-параде он добрался до 36 места… и не получил по традиции ни одного балла в журнале Metal Hammer! И тут Том снова стал замечать, «что Франк все больше отстраняется от нас. Я думаю, что у него возникли проблемы либо со мной, либо с Крисом. Не знаю, почему». Ну, наверное, на троих неровно разливал! К тому времени, по слухам, у Криса дело уже и до наркотиков дошло. Так что пришлось Франку свалить по-хорошему. В Kreator.

Новичок Михаэль «Миха» Хоффман (из Assassin) записал с ними в 1990 году альбом 'Better Off Dead’. Веселье продолжалось – на запись сингла ‘The Saw Is The Law’ притащили в студию бензопилу, а потом иногда выволакивали её на сцену во время концертов. В Японию, правда, летали без неё, и в Софию тоже, но это не помешало им собрать на стадионе 22.000 обезумевших болгар! И тут Михаэлю предложили в Бразилии работу продюсера. Он согласился и объяснил Тому, почему: «Ты здесь не при чем. Я не сошелся характером с Крисом». И заменил его уже простой гитарный техник Энди Брингз. Витчхантер сделал хорошую мину – мол, Энди обновил нас как группу! Но альбом ‘Tapping The Vein’ был принят без восторга, а гастроль в Японии 1992 года изменила судьбы всех...

Как свидетельствует журналист Rock Hard, заночевавший с пьяным Томом в одном номере, однажды тот во сне произнёс: «Вышвырну я этого Витчхантера». А после постепенно стал пить все меньше, чем злил Криса, на трезвую голову начал сожалеть о том, что потерял Годжика, а после Хоффмана… Они уже даже не разговаривали друг с другом. Крис же пил ещё больше - теперь вместе с Энди Брингзом. «Иногда сессия в студии оборачивалась кошмаром, - вспоминает Харрис Джонс. - Когда у Криса возникала какая-то проблема, он очень нервничал. Бывало, что он просто выбегал из студии, потому что больше не мог играть. Он был в ужасной форме». И Том сделал это – выставил бывшего дружка вон!

Крису осталось лишь вопрошать: «Почему Том выгнал меня? Я ему этого никогда не прощу!». Почему, почему… Потому что веселье рано или поздно кончается! И группа продолжила свой путь, а он – свой. Впрочем, жизнь любого – один и тот же путь из колыбели в могилу. Только Том и его товарищи пошли окольными тропами, а он выбрал дорогу прямее. Единственное, что он сделал после – это какие-то записи для своего проекта Witchhunter, которые так и не увидели свет. А потом просто утонул в море обывательщины и алкоголя…

Том с новыми товарищами выпустил без него пять студийных альбомов. «После... мы не слишком часто встречались, - говорит он. - Если вы посмотрите DVD 'Lords Of Depravity’ (2005) то убедитесь, что Крис уже тогда был болен и морально сломлен. Надеюсь также всем понятно, почему мы почти не общались друг с другом последние несколько лет. Его болезнь прогрессировала… Но Крис всегда отталкивал протянутую ему руку помощи. Все, кто знал его, скажут вам об этом. Хуже всего, что он сам не понимал серьезность ситуации». Не удивительно, что он вёл себя так - человек гордый, самолюбивый, ранимый и одновременно талантливый!

В 2007 году было нечто вроде примирения. Лейбл SPV подал Тому идею перезаписать EP 'In The Sign Of Evil'с дополнительными, доселе не издававшимися песнями, как это и должно было быть в 1984 году - при участии Вичхантера и Пеппи, в оригинальном составе. И выпустить под названием 'The Final Sign Of Evil’. Сделать запись хуже, чем четверть века назад, нынче уже просто невозможно. Поэтому в качестве продюсера решили обойтись услугами собственного веб-мастера по имени Тото, который от скуки ещё и записывал иногда что-то. «Oни решили не работать с Джонсом или Снипом, а поэкспериментировать со мной. Весной 2006 года мы занялись двухнедельной подготовкой к записи. Ребятам понравился звук и через 4 недели они позвонили и сказали: "Ты тот, кто нам нужен!". Со следующего месяца я стал наблюдать за их репетициями, разучивал песни с Крисом... Некоторые старые песни будут звучать по-другому, потому что Крис решил изменить барабанные партии. Но не беспокойтесь, классика есть классика... Мы с Пеппи много работали над гитарами... Последний раз он был в студии в 1984 году... Немногим лучше выглядел и Крис. Им обоим было тяжело».

Чуть позже Том признался: «Мы записали все в репетиционном помещении при маленькой студии из-за того, что у Вичхантера… запои. При таком раскладе мы просто не могли снять роскошную студию, выкидывая по 300 евро в день. А Тото сказал – ладно, я запишу всё у себя, мне всё равно, сколько вы с этим провозитесь. Кроме того, надо понимать и такую вещь – Вичхантер не в форме, он ушел с музыкальной сцены, он не стучал черт знает сколько… Почти 18 месяцев ушло у нас, чтобы всё закончить". С технической частью справились: барабанные партии упростили максимально. Но как же старая вражда – «эгоист» Крис с «ненавистным» Пеппе в одной студии? А всё осталось в прошлом, Крис ведь и раньше говорил: «Ужасно, что все так получилось… Это было глупо. Сегодня я жалею обо всех этих интригах. Всё псу под хвост...»

И больше всего пострадал он сам, карьера была разрушена, здоровье – тоже. А 8 сентября 2008 года Том написал на официальном сайте группы: «Мама Вичхантера сообщила нам, что Крис мёртв. Поначалу, мы отказывались поверить… но слёзы его матери убедили нас лучше слов! Мы в шоке… но должны информировать всех фэнов Sodom, что один из основателей коллектива ушел от нас навсегда». Печеночная недостаточность и сердечный приступ… Удивительно, что и после этого некоторые продолжали утверждать, что видели Криса живым в разных местах! Может поэтому многие его бывшие товарищи не торопились с соболезнованиями. Впрочем, и теперь почему-то отмалчиваются…

И только бедный Том убивается: «Ещё во время записи ‘The Final Sign Of Evil’ я заметил, что ему очень плохо. Господи, я просто не знаю, что сказать… это такая трагедия… я сражён наповал. Как бы то ни было, Крис, ты творил историю музыки – и мир праху твоему!»