Интервью с группой Steel Attack: в бой идут одни старики

Steel Attack

Рассказывает Джон Аллан

Автор: Юра „Хирург“

Эта Стальная Атака началась в шведском городке Сала ещё в 1995 году и не "захлебнулась" до сих пор. Впрочем, тут можно говорить даже о хорошо продуманной тяжелой Чугунной Осаде. Бойцы Steel Attack планомерно выпускали альбом за альбомом и давали концерт за концертом, завоевывая сердца новых зрителей и покоряя новые города по обе стороны Атлантики. Были и потери личного состава. Но по-прежнему в бой идут одни... а вернее, один и тот же "старик" - гитарист Джон Аллан.

Джон Аллан

- За одно лето прошлого года у вас снова сменилась большая часть состава. Новички - люди не "последние", все из уважаемых (и не только у вас в Швеции!) групп, вроде Tad Morose и Abstrakt Algebra. Но идет ли это на пользу делу? Как группа сумела не просто столько продержаться на сцене, но и сохранить верность своему стилю, несмотря на то, что из её основателей в составе остался только один человек - ты? И кто сегодня играет роль лидера, дает тот самый "сигнал к атаке - три зеленых свистка"?

«Ну, если кто-то один остался со времени записи первого альбома, несмотря ни на что, это означает только одно - он правильный человек! В этом и заключается главная причина нашего стабильного присутствия на сцене. А когда разговор заходит о лидере, то лучше сказать, что у нас такого нет. Мы всегда прислушиваемся к мнениям друг друга, а если кто-то и уходит, то это только его выбор, мы никогда никого не увольняем. Это ещё одна причина нашей стойкости. Музыка всё же немного поменялась - с тех пор, как мы оставили в прошлом свои «драконовские» дни, а произошло это с выходом четвертого альбома 'Enslaved', к нам подтянулась более взрослая и серьезная аудитория».

- Да, верно - в общем ваш хэви/пауэр-метал приобрёл с годами больше "прогрессивных оттенков"... Изменился даже ваш логотип - старый, с мечом, куда-то пропал...

«Права на логотип с мечом остались у своего владельца – это наш прежний лейбл AFM Records. Хорошо, что я успел зарегистрировать на себя название группы несколько лет назад...».

- Теперь уже на лейбле Massacre у вас выходит новый альбом 'Carpe DiEnd'. Запись вы делали в студиях Solnasound и Sonic Train, первая принадлежит продюсеру Майку Уиду, известному работами с King Diamond, вторая музыканту King Diamond Энди ЛяРоку. Эта тема связи с King Diamond случайна или нет?

«Абсолютно случайна – мы просто решили опробовать новую для нас хорошую студию. А барабаны мы не могли записать там же потому, что она далеко расположена, нам нужна была студия поближе – куда бы мы могли доставить свою ударную установку без особых проблем».

- Зато, как я смотрю, у вас возникли проблемы иного рода - во время записи Саймон (это гитарист) провел пять дней в постели в "адском горячечном бреду", затем из строя вышли Йохан (бас) и ты сам...

«Это всё, знаешь ли, время года – декабрь, зима, и как раз сильно похолодало прямо накануне начала записи… Я слег с обычной простудой, как и Саймон, а Йохан - с ветрянкой. Но теперь у всех все в полном порядке».

Steel Attack- Ха, время года... Можно подумать, зимой вся Швеция лежит в горячке! Небось, ведёте нездоровый образ жизни и злоупотребляете алкоголем...

«А здоровый образ - что это? И есть хотя бы один человек на земле, который полностью его придерживается? Да и какой нормальный мужик откажется пропустить холодного пивка или виски, даже в декабре?»

- Нет, так не пойдет - тут, как говорится, я задаю вопросы. Не забывай! Вот ты пишешь в своей анкете - "Чтобы избавиться от плохих воспоминаний, я пью, пока память не перезагрузится". И на каком этапе она у тебя обычно перезагружается?

«А не помню – она же перезагружается! Вообще, я обычно начинаю с утра пораньше разминаться, если вечером предстоит пьянка, я не люблю такие попойки, когда все резко нажираются и "перезагружаются" за пару часов, я предпочитаю чувствовать процесс, если ты меня понимаешь».

- Если так пить, водки никогда хватать не будет. Впрочем, известно: водки сколько не бери - всё равно два раза бегать. Кстати, во многих армиях мира (думаю, и в шведской) практикуется раздача спиртного накануне атаки. Анекдот "в тему" есть. Командиру докладывают: "Водки хватит только на половину роты". И он отдает гениальный приказ: "Тогда раздать её после атаки!" Как насчет русской водки – понятное дело, после атаки?

«В виде 'Smirnoff Ice' - пожалуйста!»

- Ну, это не совсем то (кто не знает, поясню: 'Smirnoff Ice' - это готовый бутылочный коктейль на основе водки крепостью всего 5,6 градуса) - между ним и водкой разница, как между компакт-диском и живым концертом... А вы, судя по напряженному концертному графику, предпочитаете концерты?

«Точно!».

- Не так давно вы ездили по Европе вместе с канадцами Exciter. И как впечатления от настоящих "стариков" - ветеранов сцены?

«Да, они действительно гораздо старше нас, разве что я один более-менее приближаюсь к ним по возрасту. И опыт работы у них громадный. Но это не мешало полному взаимопониманию - время мы с ними провели просто потрясающее, очень приятные ребята, настоящие пацаны, и мы с ними зажигали на всю катушку. Я бы хоть сейчас снова с ними в тур поехал!»

- Ваш вокалист Ронни называет в качестве самых "памятных" поездку по США в поддержку альбома 'Diabolic Symphony' (2006). Это потому, что концерты проходили в таких местах, как клуб Whisky A Go Go (своего рода лос-анджелесская "горбушка", где выступали все, начиная от The Doors с Led Zeppelin и кончая Metallica) или публика там лучше европейской? Или её просто больше?

«Эта поездка запомнилась, на самом деле, постоянными многочасовыми ожиданиями в аэропортах - знаешь, меры безопасности там предпринимаются просто какие-то невообразимые. Они там боятся террористической атаки, а заодно и Стальной тоже. Но мы всё равно отыграли все концерты – это были и отдельные шоу и выступления на фестивалях в самых разных местах. А большой разницы между публикой здесь и там нет, если получается добиться реакции от аудитории, то и концерт удается на славу. Мы, например, никогда особенно не беспокоимся о том, сколько человек придёт нас слушать, нас больше заботит то, как они это будут делать. Знаешь, иногда немногочисленная публика может так «рубиться» - мало не покажется, а иногда народу туча, а чувство такое, будто пришло только несколько человек. Обратная связь с публикой – вот что важно».

- А какого демона вы все так плохо вспоминаете о поездке под названием Demon Tour?

«В ходе того тура мы должны были сделать один ночной переезд сразу после прибытия в аэропорт, но у автобуса что-то сломалось, и его не удалось починить до утра. Нам пришлось спать в нём, а он стоял под наклоном, и это было крайне неудобно - в качестве снотворного пришлось принять определенное количество хорошего пива. Водила был просто адский, кажется, он даже менял номера время от времени, и так пролетал с дикой скоростью все участки трассы, контролируемые полицейскими камерами, и похоже, что он вообще не спит уже лет восемь - мы засыпали, просыпались, опять засыпали, а он все крутил свою баранку».

- Да, с таким ассом можно однажды и не проснуться... Кажется, я понимаю, почему последний альбом вы озаглавили, переделав латинское выражение "Carpe Diem" (лови счастливый миг) в мрачный каламбур 'Carpe DiEnd' (лови последний миг)... Хотя, с другой стороны, в 2008 году группе снова предстоят гастроли по Европе и США, запланированы всякие фестивальные "моменты" и так далее. Для тебя всё это уже в сотый раз... Скажи, ты не устал 13 лет находиться "на острие атаки"?

«Нет. Пока "ловлю момент", раз нам по-прежнему весело вместе и всё такое!»

- А как бы ты хотел встретить свой "последний миг"?

«Безусловно, стоя на сцене!»