Интервью с группой Stuck Mojo: проповедники рок-н-ролла

Stuck Mojo

Рассказывает Рич Уорд

Автор: Юра „Хирург“

Если вы ходили на концерты, то знаете, что при большом скоплении публики задние ряды обыкновенно начинают подпирать стоящих впереди; вследствие этого у сцены создается адская плотность «населения», а «счастливчиков» и вовсе вдавливают в барьеры «отбойника», которые и называют на жаргоне «mojo». Прорваться к сцене и «приклеиться» (stuck) к «отбойнику» (mojo) – это святое дело. Так я, обыкновенно, и толковал суть названия группы Stuck Mojo. Но, оказалось, первоначально это слово обозначало какой-то магический ритуал, что-то из культа вуду, состояние транса… Но что толку гадать? Ведь мы же можем всё-всё преспокойно узнать у того, кто это название в 1989 году изобрел – гитариста Рича Уорда.

Рич Уорд

«Для нас "mojo" - это особое, высшее состояние ума. Действительно, сродни трансу. И оно позволяет ощутить полное единение с нашей музыкой. А Stuck Mojo – это когда ты в таком состоянии ума находишься постоянно, застреваешь…»

- Продолжая тему названий… По-английски название страны Грузия и название одного из ваших штатов пишутся и произносятся совершенно одинаково - Джорджия. А вы как раз оттуда! Скажи, как прошлым летом у вас народ воспринял новости о «нападении России на Джорджию» - ведь далеко не все у вас там знают про такую страну… Не было ли паники? И как ты лично отреагировал на это?

«Ну, не всё у нас так запущено! А идиотов везде хватает. Что касается моей реакции: война - это всегда плохо. Но от дальнейших комментариев воздержусь - ведь я знаю о конфликте только из наших новостей. Почти ничего об истории, тем более, о реальной ситуации. Так что лучше я промолчу!»

- А вообще, «стоять в стороне» – не в твоем духе. Я говорю о другом извечном конфликте, не политическом, а музыкальном – противостоянии метала и рэпа. Своим творчеством вы попытались разрешить его! И как оно - быть «миротворцем» в таком деле?

«Всегда были и будут люди, которым идея смешивать рэп и метал очень не нравилась, тут я бессилен. Да, порой любители хэви не терпят ню-метал, а трэшеры не переносят блэка, и так далее. Но как мне кажется, такие консерваторы всегда остаются в меньшинстве. Во всяком случае, мне приятнее думать, что большинство людей как я, любят всю хорошую музыку, вне зависимости от стиля. Реальность, в общем, подтверждает это – мы ездили в туры с группами, которые отличались от нас и друг от друга - Pantera, Testament, Machine Head, Type O Negative и многие другие. И их поклонники всегда отлично реагировали на нас, демонстрируя не только уважение, но и понимание нашего творчества!»

- И кроме того, вы делали попытки объединить музыку и спорт – когда-то сняли видеоклип "Rising" с участием известных рэстлеров, и один из них, Даймонд Даллас Пейдж, стал его режиссером! Потом поиск талантов среди бойцов ринга продолжился – и ты организовал группу Fozzy с рэстлером Крисом Джерико в качестве фронтмена. Почему же рэстлеры, а не бейсболисты или футболисты?

«Ну, рэстлинг занимал меня несколько больше прочего. А вообще, мы просто валяли дурака. Как-то в перерывах одного из состязаний я разговорился с Крисом, оказалось, что у нас общие музыкальные вкусы, нам нравился метал 80-х, а в те времена я иногда поигрывал в своей кавер-группе Fozzy Osbourne… Дали несколько концертов, что-то записали на пробу – и вдруг обнаружили, что нам уже предлагают контракты на запись.»

- Как теперь поживают Даллас и Джерико?

«Я не общался с Далласом год - с тех пор, как он переселился в Лос-Анджелес. Зато с Джерико я еженедельно встречаюсь – мы сейчас работаем над новой пластинкой Fozzy и надеемся выпустить её весной 2009 года.»

- Вот уже и рэстлеры запели… А музыканты на ринг не вышли ещё?

«Я, конечно, хожу в спортзал, но всё же не настолько здоров. Мне рэстлинг нравится, я его смотрю иногда, но лезть на ринг самому мне никогда в голову не приходило!»

Stuck Mojo- А как тебе пришло в голову в 2000 году, после шести отлично продававшихся альбомов, восьми аншлаговых туров, имея контракт с Century Media, вдруг распустить группу на целых пять лет?

«Да всё разладилось - и в работе, и в отношениях. Мы перестали быть единым целым. Как и в случае супружеских отношений, однажды люди могут вдруг проснуться вместе и осознать, что чувства куда-то улетучились. Так и мы – однажды наша совместная музыкальная жизнь перестала приносить нам радость и нам показалось, что расстаться будет правильнее всего – хотя бы на время.»

- И отдых пошел на пользу – вы выпускаете уже второй альбом после возращения на сцену три года назад. 'The Great Revival', ‘Великое Возрождение’ – это вы о чем? Да ещё все эти церковные интерьеры и мантии священников…

«В наших краях церковники каждую весну устраивают что-то вроде больших религиозных фестивалей, для того чтобы освежить веру, дух. В то время, когда мы делали этот альбом, мы тоже чувствовали обновление духа. Нас охватил тот искренний юношеский задор, который нельзя подделать. И названием мы выразили общий оптимизм, новые братские чувства, охватившие нас – от возможности снова записывать альбомы, нести свою музыку слушателям всего света, проповедовать рок-н-ролл.»

- О чем же тогда все эти песни - "Поклоняясь фальшивому богу", "Чудо грядёт"?

«Любая песня отражает то наше состояние, в котором мы находились, создавая её. Может, потому что в мире и так много непредсказуемого и удручающего, мы и решили продемонстрировать оптимизм и какую-то веру в чудо, во что-то светлое. Конечно, есть на альбоме и не слишком веселые места, но в целом он рисует жизнь… немного в розовом свете. Ей это не повредит. Особенно теперь».

- Да, теперь такие дела… Не ударил ли по тебе экономический кризис?

«У меня лично дела идут прекрасно. Тем не менее, очень прискорбно наблюдать, как многие люди теряют работу, ведь все мы через это проходили. Есть и плюсы в таких испытаниях – ведь человек открывает своё истинное лицо, когда оказывается в трудной ситуации.»

- Ну, вроде бы вас «проносит» - альбом выпустили, концерты пока не срываются... Кстати, я тут прочел, что у вас было 250 выступлений за один только 1997 год. Как же такое возможно, это же почти каждый день… а переезды? Не говоря уж об отдыхе…

«Точнее, не 250, а 300. Сперва на нас свалилась лавина предложений поработать на разогреве у многих артистов, а потом мы начали и сами устраивать туры в качестве хэдлайнеров. Штаты – страна большая, так что можно ездить по ней полгода и ни разу дважды в одном городе не сыграть, кроме того, нам ещё и в Европу приходилось выбираться. Короче, родные не видели нас эдак года два.»

- Ты недавно побывал с концертами и у нас – скажи, что тебе у нас НЕ понравилось?

«Да всё понравилось! Потом, мы же всего два дня были у вас, и они пролетели как один миг. Время провели потрясающе. Организация шоу была такой, какая бывает редко – всё как надо. Площадка отличная, аппаратура тоже, прекрасная гостиница, питание, все как положено – мы были окружены теплом и заботой, как младенцы. Но главное – это ваши слушатели, они просто супер!»

- Ладно, у нас тебе всё понравилось. А в Америке тебе всё по душе? Там-то ты не два дня живешь…

«Свою страну я тоже люблю, но не люблю её правительство. Все эти государственные учреждения – они раздуты и бесполезны. Если бы я мог что-то изменить, то существенно сократил бы их и вернулся к тем простым формам правления, которые и задумывали отцы-основатели Штатов».

- Тебе не кажется, что ситуация в вашей стране и в вашей группе теперь схожа – и там, и там чернокожие фронтмены!

«Да уж! И чтобы она была совсем схожей, в следующий раз надо будет выдвигать в президенты нашего Лорда Нельсона.»

- А то, что вы постоянно работаете с «черными» вокалистами (вначале был Бонз, а пару лет назад его сменил Нельсон), когда-нибудь приводило к инцидентам на почве расизма?

«Только в редких случаях бывает, что кто-то из публики неуважительно высказывается по этому поводу. Да это и не было нашей целью – найти непременно чернокожего фронтмена. Просто вышло так - когда мы встретили Бонза, то сразу почуяли – то, что надо! Когда же он ушел, и мы начали искать замену, то опять же, честное слово, вовсе не стремились найти чернокожего, просто подошёл снова именно такой парень!»

- И последний вопрос – "Country Road", как я понимаю, это кавер композиции Джона Денвера, и он, вроде как, посвящен твоей матери?

«Уточню кое-что. Моя мама, конечно, знает, что я музыкант, но никак не может понять моего творчества. И как-то обмолвилась – сыграл бы ты, сынок, мне что-нибудь приличное, типа Джона Денвера. Так я и сделал! Но это не кавер, а что-то вроде трибьюта – и моей матери, и Денверу одновременно.»

- Ну, а ты чего попросишь в старости своё чадо сыграть в качестве трибьюта?

«Ну, у меня детей нет пока. Но если когда-нибудь будет сын, то я вряд ли попрошу его о таком, и вообще, если он станет приставать ко мне с какой-то музыкой, то я просто растопчу свой слуховой аппарат у него на глазах!»

- Понял… Отстал.