Susperia: смертный грех №9

Susperia

Статья.

Автор: Юра „Хирург“

Если раньше эта группа воспринималась не иначе, как незаконнорождённое дитя Тьодалва из Dimmu Borgir, то сегодня уже назрел сакраментальный вопрос: что было раньше - курица или яйцо? Теперь, летом 2002 года, после успеха дебютного альбома, проданного в количестве более чем 20.000 копий и появления норвежцев на обложке журнала Scream вместе с Manowar, присутствие в группе SUSPERIA экс-барабанщика Dimmu Borgir уже не вызывает болезненных ассоциаций.

Susperia

Часть IV
Курица или яйцо?

Как только вышел первый альбом ‘Predominance’ (см. №4 2001) и всё услышали их музыку, то стало понятно: Susperia - это вовсе не филиал Dimmu Borgir “без клавиш”. Это постоянный состав, где музыканты (Athera - вокал, Cyrus - гитара, Memnock - бас, Tjodalv - ударные, Elvorn –гитара) заняты “на полную ставку”. Почти никто в Susperia не имеет сайд-проектов, только Cyrus время от времени поигрывает со своей старой группой Sensa Anima.

Сегодня никто также не говорит об “увольнении” Тьодалва из Dimmu, речь идёт о его “уходе” в более соответствующую его представлениям о музыке Susperia. “Никаких личных разногласий, приведших к уходу Тьодалва из Dimmu три года назад, не было… Он просто хотел пойти другим путём, ему надоели всё эти симфонические штучки и захотелось поиграть иной металл. В то же самое время у него родилась дочь и планы Dimmu относительно турне… были для него неприемлимы”, - убеждает нас Атера. Первое время Атера при упоминании Тьодалва и Dimmu Borgir в интервью продолжал слегка нервничать и без конца твердить: “Да, он был связан с Dimmu Borgir, но больше он не с Dimmu Borgir. Мы просто пятеро друзей, начавших новую группу ‘с нуля’”.

Ну, теперь и он успокоился - особенно после совместного с Dimmu Borgir фестивального тура 2001 Metal Odyssey. И даже признаёт: “Это был хороший пинок под зад карьере нашей группы - поддержка Dimmu Borgir...”. Прошедший по нескольким европейским странам, тур был обречён на успех, особенно в Италии. Ведь название группы самым непосредственным образом связано с итальянским “ужастиком” ‘Suspiria’! Едва заслышав знакомую тему из фильма в концертном интро норвежцев, двухтысячный миланский зал буквально сошёл с ума…

“Это было убийственное турне, - вспоминает Атера. - Мы прекрасно провели время на трассе, это напоминало поездку компании хороших друзей по Европе. Никаких трений не наблюдалось, Ник Баркер (ex-Cradle of Filth, нынешний ударник Dimmu) и Тьодалв тоже дружат и уважительно относятся друг к другу. Susperia и Dimmu Borgir - прекрасные друзья и много времени проводят вместе даже за пределами сцены”. Однако без происшествий не обошлось. В конце выступления группы в Штутгарте Мемнок потерял сознание и рухнул прямо на сцене – говорят, от жары. Музыканты остановили выступление и бросились ему на помощь, подоспели четверо медиков – на сцене развернулась настоящая драма. 800 человек, затаив дыхание, 5 минут могли только гадать, чем всё закончится. Когда его уносили со сцены, он пришёл в себя и поднял руки, чем вызвал рёв толпы и всеобщие овации. В самом деле – убийственное турне... В общем, 5 недель весной 2001 года прошли так оживлённо, что после группе нужна была "кислородо - и витаминотерапия". Но вместо отдыха всё лето группа работала над материалом для нового альбома – ‘Vindication’.

Часть V
Vindication

О новом диске тот же журнал Scream написал примерно так: "если вы собрались в магазин покупать новую стереосистему, то этот альбом – лучший для проверки её возможностей". Подобные слова дорогого стоят - раньше, помню, так писали разве что про Pink Floyd. Стоит, поэтому, упомянуть и тех, кто сделал работу “за кадром”, в бездонных недрах Abyss Studio A. А это старые знакомые – продюсер Питер Тэгтрен и звукоинженер Ларс Соуке.

Хотя Питер недавно решил завязать со своей студийной деятельностью, его брат Томми продолжит семейное дело. В связи с этим в студию недавно были инвестированы солидные деньги, и процесс записи стал проходить более спокойно и качественно – это заметили Susperia, работавшие там уже второй раз. Замечательно и то, что Питер не просто смикшировал альбом, как это было год назад, а выступил как со-продюсер, причём совершенно добровольно!

АтераАтера: “За прошедший год мы реально подружились с этими двумя ребятами… В этот раз Питер сам ждал нас. Мы послали ему нашу пре-продукцию прямо перед тем, как он решил прикрыть свою лавочку и он протащился, типа: "Я вас беру, я вас, туды её в качель, спродюсирую. Приезжайте немедленно, вы – то, что мне надо напоследок!". Нет, я не шучу, так он нам и сказал”. Всё это делает честь Susperia. Ведь и правда - это одна из последних работ Питера перед долгим (но надеемся, не вечным) перерывом…

Звук альбома разительно отличается как от ‘Predominance’, так и от саунда других “питомцев” Abyss Studio. “Нам нужен был уникальный звук... Питер знал это, и мы провели много дней, экспериментируя. Важным было и то, что многие группы, записывавшиеся в Abyss, используют ту же аппаратуру, что постоянно находится у Питера. А когда группы играют на одной аппаратуре, одинаковым образом микшируются и прочее, то в результате выходит одинаковый звук. А мы притащили свою собственную аппаратуру”.

Ещё одна важная деталь - вокальные партии Атера записал отдельно, в Осло, в студии BBM с “вокальным” продюсером Бьорном Боге (Da Vinci). “Иногда это угнетало - пробовать что-то и терпеть неудачу, временами я просто падал на пол и не то плакал, не то смеялся, а затем вставал и начинал снова. Таково это – работать с профессионалом с глазу на глаз… Но это - полезный опыт. Не то, чтобы мне надоели остальные ребята, но работать одному действительно здорово. Никаких споров, советов и частных мнений, хе-хе. У нас вообще-то одинаковые взгляды, но иногда какая-нибудь мелочь может вызвать целую дискуссию”! Короче, на первом альбоме мы не слышали, как поет Атера - мы слышали, как хотят остальные музыканты, чтобы пел Атера. Теперь – всё наоборот!

Тексты альбома повествуют в большей степени об острых углах человеческих отношений (“The Bitter Man”, “Bleed Yourself” и “Anguished Scream”), в меньшей степени затрагивают философские темы (“Completion” и “Dead Man`s world”). Есть, правда, композиции, представляющие собой реальный action – это “The Bounty Hunter” или “Warmaster”. Атера: “Warmaster – это моё посвящение одной из моих любимейших групп – Manowar. Песня о том, как Конан не хочет идти на войну, ха-ха, забавная штука, которая совершенно не вписывается в концепцию группы Susperia. Но почему бы и нет?”

Обложку снова сделал художник Руне Тивольд, который, как и коллектив студии Abyss, уже “стал частью нашей семьи”, как говорит Атера. Как вы уже поняли, требовалось также нечто уникальное. И работа Тивольда довольно нетипична – зловещий рогатый плод, созревший внутри матки. “Мы – это маленькое "металлическое дитя", готовое родиться и предстать миру. Это символ нашей группы, ведь мы ещё очень молоды, но у нас уже прорезались дьявольские рожки!"

Название же альбома ‘Vindication’ никак не связано содержанием песен или рисунком на обложке. Это просто ещё одно послание тем, кто не верит в искренность и реальность Susperia как группы, считая их чисто “коммерческим”, “продажным” временным проектом. Во всяком случае, именно такой смысл вкладывает в название Атера. Значение этого слова таково: "Опровержение критики, защита от нападок и оправдание". “Забавно, но нельзя не упомянуть – когда я стал проверять это в словаре, хотите верьте, хотите нет, я нашёл слово vindication на 666 странице! Представляете? Это был знак свыше”, - радуется Атера. Но оправдаться с помощью слов легко. А по местам всё расставляет только музыка.

Часть VI
Ab ovo usque ad mala

Напоследок стоит дать возможность Атере объяснить самому суть музыки, рождённой в мир его группой на последнем альбоме. “Люди, которые считают, что мы играли блэк, называют нашу музыку плохим дэтом; люди, принимавшие нас за трэшеров, теперь держат нас за блэкарей – и тому подобное… Суть в том, что мы – нечто вроде универсальной группы, апеллирующей к поклонникам всевозможных стилей и не исполняющей никакого определенного вида металла… Наша музыка не адресована только фэнам блэка или дэта, она адресована всем. Наша цель - не коммерческий успех, а признание у большинства поклонников металла. Конечно, какие-то элементы нашей музыки больше радуют одних людей, какие-то – других. Я могу даже представить себе среди наших слушателей поклонников Testament, Soilwork, Hypocrisy, Pantera и так далее… Таков металл, который мы играем и каким мы его желаем видеть. Это естественная эволюция группы после трёх лет её существования…”.

В связи с этими высказываниями интересно узнать мнение Атеры о работах его коллег; о том, что разочаровало или вдохновило его в последние годы. Итак, раcстроил его последний альбом Emperor – ‘Ptometheus…’. А безусловное уважение вызвал ‘Puritanical Euphoric Misanthropia’. Шедевр Dimmu Borgir, от призрачной тени которых так долго спасал свою группу Атера, всё же настиг его самого! Так мы и вернулись к исходной точке нашего рассказа. И можно начинать опять, как говорили древние римляне - ab ovo!