Марсель Якоб: 30.01.1964 – 21.07.2009

Talisman

Мемориал: Утраченный талисман.

Автор: Юра „Хирург“

"Пока жизнь не согнула в подкову, как не поверить в талисман счастья!" - Михаил Мамич.

Был день, когда он появился на свет; было время, когда он дал миллионам поклонников хард-рока обрести свой TALISMAN; настал и час, когда он был утрачен. Ибо он, Марсель Якоб, покинул этот мир…

Марсель Якоб

Он был скромным человеком, никогда не «лез в объектив». Но и не мог, в силу своих уникальных творческих способностей, терпеть того, чтобы им командовали – даже во имя денег или карьеры. А карьеру эту иначе как «бурной» не назовешь!

Этот бас-гитарист из Стокгольма впервые появился на сцене в 1978 году, когда с Ингви Мальмстином организовал состав Rising Force. Он провел там четыре года, и перед записью дебютного альбома покинул его, оказавшись в Force (позже Europe). Там он провел всего три месяца, но зато успел написать композицию «Black Journey For My Soul», позже вошедшую в альбом Europe 'Wings Of Tomorrow’ под названием «Scream Of Anger». Затем он снова вернулся к Мальмстину, для записи альбома ‘Marching Out’ (1985).

Через год Марсель Якоб принял участие в создании дебютного сольника Джона Норума (из Europe) ‘Total Control’ (1987), а также в концертах этого музыканта. По ходу дела он взялся сочинять песни и делать демо-записи для следующего диска Норума, но тот материал забраковал. Однако сделанными записями заинтересовались на некоторых лейблах, и Марсель решил сделать из них свой сольный альбом - 'Guitars On Fire'. Место вокалиста он предложил американцу Джеффу Скотт Сото, которого хорошо знал - тот пел на ‘Marching Out’, и вместе они не раз выходили на сцену во время турне в его поддержку.

Сото, связанный контрактом с группой Eyes, не мог принимать участие в сторонних проектах. С другой стороны, менеджмент Eyes не платил ему ни цента. И он стал убеждать «начальство», уверяя, что будущий диск выйдет на небольшом лейбле тиражом не более нескольких сотен копий. Баловство, да и только… Его отпустили. На самом деле у Марселя был контракт с Electra и наполеоновские планы. И 'Guitars On Fire' стал одним из лучших дебютов в истории хард-рока, сменив название на ‘Talisman’!

Но, как на грех, гигант звукозаписи Electra обанкротился – Сото накаркал всё-таки! И ‘Talisman’ (1990) выпустила небольшая фирма Vinyl Mania. О международной славе с таким лейблом можно было только мечтать, но в местных чартах сингл "I'll Be Waiting" достиг 2 места, и за 2 месяца в Швеции было продано 33.000 копии альбома! Летом 1990 года Talisman стали национальными героями.

После Марселю удалось всё же пристроиться на шведское подразделение мэйджора Warner, ну а Сото вернулся в лоно Eyes. Марселю казалось, что для него первый альбом был всего лишь разовым проектом, но Сото разубедил его в этом, когда они встретились в Лос-Анджелесе – туда Марсель прилетел записывать басовые партии для дебютного альбома Eyes. Выяснив отношения с вокалистом, он тут же принялся звонить в Швецию и через пару часов отрапортовал - аванс на запись второго альбома гарантирован!

Вот только подходящих музыкантов для работы он долго не мог подыскать. Но сам он без работы не сидел, и в 1991 году принял участие в записях альбомов групп Bai Bang и Lion Share. Да ещё на Warner сменились люди, и в итоге Talisman перестали уделять внимание. Марсель забрал оттуда свой проект и занялся поисками нового пристанища. К счастью, Кристер Ведин, занимавшийся делами группы ещё на Vinyl Mania, устроился тогда на лейбл Dino Music. Он согласен был вновь курировать Talisman, но только если споет снова Сото. Последний был свободен от обязательств перед Eyes и только «за». Альбом ‘Genesis’ был доведен до ума всего за три недели в декабре 1992 года и издан в начале следующего. Сингл ‘Mysterious’ попал в радио-ротацию и разошелся в Швеции тиражом 15.000 копий. После тура по Швеции, они покорили остальную Европу и Японию – там и был записан концертник ‘Five Out Of Five’.

После окончания туров они должны были лететь в Штаты на запись третьего альбома, но планы сорвались. Пару месяцев Марсель провел в одной студии под Стокгольмом, где «отшлифовывал» материал. В 1993 году он погостил на сольнике Томаса Викстрёма (Candlemass) и принял участие в записи альбома группы Billionaires Boys Club. Только в январе 1994 года, в Стокгольме, был записан новый альбом Talisman ‘Humanimal’. Всё шло как по маслу, за 22 дня записали 22 трэка - материала было на двойной диск. Но Марсель и Сото «профильтровали» его, отобрав половину. Однако затейники-японцы добились разрешения самостоятельно сформировать трэк-лист для своей аудитории. И пошло-поехало – «немецкая» версия, «шведская», ещё парочка «европейских». Настоящая путаница, кошмар для коллекционеров! Но в любых вариациях ‘Humanimal’ встречали «на ура», этот альбом – и самый нестандартный, и самый любимый, как у поклонников группы, так и у самих музыкантов. Продажи были очень хороши. А вот туров так и не последовало. И у Марселя выдалась минутка «погостить» на одноименных альбомах проектов The Johansson Brothers и Misery Loves Co.!

А в 1995 году он снова в гостях у Сото, в Лос-Анджелесе. Они сочиняют новые песни – для диска ‘Life’. Альбом был издан, но финансовые проблемы снова не позволили им поехать в тур. Хотя пара стокгольмских концертов все-таки была на разогреве у Мальмстина; в 1996 году Марсель также записался ещё и для его диска 'Inspiration’.

О Talisman мир потом не слышал ничего 3 года. Но не о Марселе и Сото! Они вместе записали два альбома проекта Human Clay – ‘Human Clay’ (1996) и ‘u4ia’ (1997). А в 1998 году на ребят «надавил» Ведин - и Марсель опять полетел к Сото сочинять! Вскоре появился альбом ‘Truth’: там была пара-тройка каверов, так вот, один из них - “Frozen” Мадонны - поставил на уши все немецкие клубы!

В 2001 году Talisman получили приглашение играть в Солвесборге на фестивале Sweden Rock. Но за пару дней до этого, выступая в Стокгольме, Марсель то ли забыл где-то свою бас-гитару, то ли в силу какой-то путаницы она не была погружена и отправлена со всем «аппаратом» в Солвесборг. Расстроенный, он хотел отменить шоу, но когда увидел толпу скандирующих «Ta-lis-man! Ta-lis-man!» поклонников, растрогался и решил одолжить инструмент. На помощь ему, кстати, пришел Магнус Розен из HammerFall!

Всё прошло великолепно, а Ведин подсуетился, чтобы записать выступление. Но Марсель не был доволен своим «экспромтом» на чужом инструменте, поэтому позже переписал свои партии в студии. Итоговый «концертный» альбом вышел в 2002 году и за неделю добрался до 18-й позиции в чартах! Записав кое-что для диска проекта Meldrum, в 2001 году Марсель подбил Джеффа приехать в Швецию и организовать группу Humanimal, которая развила бы традиции одноименного альбома Talisman. Дебютный диск вышел в 2002 году, состоялась и пара концертов. Но все настолько запутались в своих группах, проектах, названиях, брэндах и контрактных обязательствах, что дело решили свернуть.

К тому времени Джефф пристроился со своим сольником на итальянский лейбл Frontiers и подсуетился там насчет нового альбома Talisman. Диск 'Cats And Dogs’ (2003) был записан в Италии, а затем поддержан европейским туром и фестивальными выступлениями. Марсель в то время проявил чудовищную профессиональную активность – поучаствовал в 2003-2005 годах в записях таких артистов как Richard Andersson, Tommy Denander, Jim Jidhed, Deacon Street Project, Bai Bang, Sha Boom, Edge of Forever. Ну, а в 2005 году Talisman отметил своё 15-летие выпуском DVD ‘World’s Best Kept Secret’ и двойного CD ‘Five Men Live’. В том же году Марсель присоединился к шведско-германскому проекту Last Autumn's Dream и записал с ними альбомы ‘II’ (2005) и ‘Winter In Paradise’ (2006).

Большая часть 2006 года ушла на работу над альбомом Talisman '7’. Его первым, рабочим названием, была аббревиатура ‘BAR’ – ‘Bitter-Angry-Resentful’. 'Горечь, обида и злость' – эти слова, в общем, отражали жизненную ситуацию всех участников записи, включая Марселя. Вспоминает Джефф Скотт Сото: "У него давно были проблемы со здоровьем, которые оставались загадкой для врачей и тайной для окружающих... Все началось с диких болей в спине, которые не позволяли ему делать элементарные вещи, ходить и даже сидеть, не говоря уж об игре на гитаре или турах. Он научился с этим справляться мало-помалу, но тут появились другие симптомы - сильная сонливость, нарушения равновесия (иногда он не мог даже стоять прямо). Но он не привык стонать и жаловаться... так что большинство окружающих ничего не подозревало. Он стал затворником, ушел в себя, отдалился от друзей. Только его семья была для него опорой, других он просто не хотел в это впутывать. Я и сам заподозрил неладное только в конце 2005 года, когда люди стали спрашивать меня всё чаще - где он, давно ли я с ним говорил и так далее. Тогда мы впервые обсудили всё... Единственное, что питало его силу духа - идея оказаться снова в студии и записать ещё один альбом Talisman… И мы выдали один из лучших альбомов в нашей карьере... Я видел, как он словно ожил, хотя бы на какое-то время. Я знал, что логично было бы поддержать диск концертами, но… о турах пришлось позабыть, чтобы не рисковать его здоровьем".

Однако студийную работу - единственное, что ему оставалось - он не бросал. В 2006 году с его участием появились диски Locomotive Breath, Speedy Gonzales и The Poodles. Марсель и Сото много говорили и о будущем Talisman, но сошлись на том, что достойно продолжить им не удастся. Надо было хотя бы достойно уйти! Они запланировали на 2007 год прощальный 'Farewell Tour' с участием всех основных музыкантов состава. Но идея осталась неосуществленной.

Сото вскоре принял предложение стать постоянным вокалистом группы Journey, но после года тяжелых туров его выгнали вон; Марсель очень обиделся за друга, обрушившись с критикой на "дедов" рока, которые не раз указывали Сото на его место и заставляли чувствовать себя чужаком... "Арнелл Пинеда должен теперь стать их новым певцом... На его месте я бы крепко подумал над этим предложением. Что это за карьера такая - когда тебя каждый вечер заставляют корчить из себя второго Стива Перри?" – писал он.

Ему самому мифическая карьера суперзвезды была безразлична, он продемонстрировал это, оставив Europe и Мальмстина. Его волновало творчество и возможность сказать свое слово. И не одно! Сразу три альбома Last Autumn's Dream появились в 2007 году – ‘Saturn Skyline’, ‘Impressions’ и ‘Hunting Shadows’. С этой группой он даже нашел в себе силы выступить в Германии на одном из фестивалей, в результате появился ещё и диск 'Live In Germany 2007’, вышедший уже в 2008 году. Физически он стал чувствовать себя лучше, но начались неурядицы в личной жизни и финансовые проблемы. А последним альбомом с его участием стал диск Last Autumn's Dream 'Dreamcatcher’ (2009).

В 2009 году Марселю снова стало хуже, у него появились проблемы с подвижностью пальцев, и это был серьезный удар. Но Сото не сдавался: он пытался не дать другу снова уйти в себя, стал настаивать на записи нового диска Talisman, они даже договорились о том, что начнут записи в августе и издадут их в 2010 году. Ещё Джефф уговорил Марселя сняться в видео своего проекта W.E.T. - и это стало последней прижизненной съемкой музыканта... Вскоре его нашли мертвым в собственном доме в Кристинберге, недалеко от Стокгольма. Он покончил с собой. «Все чего он хотел - делать музыку, - говорит Сото. - Но его тело, даже его пальцы больше не повиновались ему. Он больше не мог быть таким же музыкантом как раньше. Реальность добила его».

«Я говорил с ним накануне вечером... Его голос не звучал подавленно, во всяком случае, не более обычного, привычно. Мы даже пошутили, что всё никак не угомонимся, а ведь возраст уже не тот... И вот, вместо того, чтобы приехать в Швецию и снова работать в студии с моим другом, я еду его хоронить... За сутки на нас обрушилась просто лавина писем и сообщений с соболезнованиями от его поклонников со всего мира. Если бы только Марсель мог знать, если бы мог предвидеть, сколько тех, кто восхищался его игрой, станут скорбеть по нему, я уверен, он сумел бы удержаться от этого шага, вернуться к тем, кому нужен». Вернуться, как тогда, на фестивале Sweden Rock, и снова предстать перед публикой с неизменной бас-гитарой в руках. И, быть может, Талисман не был бы утрачен…