Therion 'Theli'

Therion

100 тяжелых дисков которые сделали жизнь легче!

Автор: Юра „Хирург“

Кто убил классическую музыку? В своей одноименной книге британский музыкальный критик Норман Лебрехт уже назвал виновного - Франц Ференц Лист. Венгерского композитора и исполнителя действительно принято считать первой поп-звездой. Он сделал из себя идола, а из своих выступлений - аншлаговые шоу. Впервые в истории музыки его, классического исполнителя, преследовали толпы фанаток, доходило до того, что дамы драли у него волосы и подбирали пепел от его сигары; а господа, в нарушение всяких приличий, вскакивали на концертах на стулья! Во времена "салонной музыки" это было неслыханно...

Кристофер Йонссон

Современник Листа, Генрих Гейне, назвал это явление «листоманией». В 1975 году британский режиссер Кен Рассел снял кино об этом - показательно, что роль Листа сыграл рок-музыкант, Роджер Доултри из легендарной группы The Who, а часть музыки для фильма написал клавишник группы Yes Рик Уэйкман. Хотя "листомания" была "искусственно созданным психозом, результатом демагогического манипулирования массами и средствами информации", заслуги Листа нельзя недооценить!

Он впервые в истории дал сольный концерт, без участия других музыкантов. В 1837 году он продемонстрировал убойные возможности фортепиано - до этого строго салонного инструмента - перед тремя тысячами слушателей в миланском зале «Ла Скала». Он доказал - на рояле можно сыграть все, даже сложнейшие симфонии. Он методично объехал полмира с гастролями, побывал в самых неслыханных дырах, но зато заработал кучу бабла и создал себе имя. А музыку Лист сделал действительно массовой, заложив основы функционирования нынешней поп-культуры. Эстетическое удовольствие, доступное немногим, стало развлечением для всех. Но классическая музыка не раз пыталась вернуть утраченные позиции. Например, 9 августа 1996 года, когда вышел пятый альбом шведской группы Therion под названием 'Theli'.

Конечно, руководитель Therion Кристофер Йонссон не был первым. Рок- и даже метал- группы разной степени старости и легендарности уже использовали и оперных певцов, и отдельные акустические инструменты, и целые оркестры, и хоры, и даже пытались просто играть классические произведения. Но это всегда была лишь "группа такая-то" с "чем-то там ещё" - в неразрывное, неотделимое целое соединить звук рок-коллектива, симфонического оркестра и хора, написав для этого музыку соответствующего формата, смог только Кристофер Йонссон. Итак - история появления 'Theli' - самого первого и самого лучшего альбома в стиле симфо-метал.

Кристофер Йонссон родился в 1972 году в пригороде Стокгольма, получил в детстве какое-то музыкальное образование (из-под палки, естественно), с удовольствием слушая при этом разную поп-музыку, как он говорит, "от The Beatles до Metallica". Со временем углубился в историю, откопав записи Pavlov`s Dog, Klaatus и ранних Queen, добрался до диска ‘Atom Heart Mother’ Pink Floyd , где услышал оперный хор. Но более всего его впечатлили Celtic Frost с "классическими" аранжировками и женским сопрано на трэшевом, по сути, альбоме 'Into The Pandemonium'.

И хотя поначалу его группа Therion была радикально-дэтовой, навязчивая идея "сделать чего-нибудь эдакое" впервые, "комом", прорвалась уже на альбоме 'Symphony Masses...'. Это были сомнительные эксперименты, диск продавался так себе, и немецкая фирма Nuclear Blast сильно рисковала, выдавая новый аванс в 10.000 долларов на то, чтобы для записи 'Lepaca Kliffoth' снять хорошую студию в Берлине и пригласить туда сопрано-певицу Клаудиу Марию Морки (ту самую, что пела у Celtic Frost). Немцы, однако, не просчитались - продажи Therion в 1995 году выросли на 150%!

Но стоило ли заходить ещё дальше? Ответа на этот вопрос не знал никто. У Кристофера был припасен ещё более радикальный материал, отчасти созданный ещё в 1993 году для побочного проекта Theli (от него и прошло название диска). Когда все это услышал барабанщик Therion Пётр Ваврженюк, он сказал: "Если мы это запишем, группе конец. На концерте этого не сыграть. А нас и так уже боятся ангажировать..."

Действительно, группе тогда не удавалось пристроиться в какой-нибудь менеджмент, концерты организовывать было некому, не говоря уж о турах, их знали плохо и плохо покупали диски. Но ведь подскочили же продажи с выходом 'Lepaca Kliffoth'? И Кристофер принял решение идти ва-банк - он позвонил шефу Nuclear Blast Маркусу Штайгеру и сказал абсолютно банальную вещь, которую говорят абсолютно все музыканты шефам абсолютно всех лейблов. А именно: "В прошлый раз мы не сделали шедевра потому, что было мало денег. Дайте нам больше - и тогда будет шедевр". Штайгер, к счастью, не отказал...

Бюджет альбома в 56.000 немецких марок (непосредственно на запись ушло 2/3 этих денег) был астрономическим даже для Nuclear Blast. Музыканты пошутили, конечно, написав в буклете, что Штайгеру, для того чтобы найти всю сумму, пришлось заложить свой автомобиль. Но Крис был недалек от истины, когда сказал, что в случае провала должен будет «до конца своей жизни мыть «Порше» нашего шефа и варить кофе в офисе Nuclear Blast».

Почти год Кристофер готовился к записи - бронировал студию в Германии, вел переговоры с тамошними певцами и музыкантами, аранжировал на компьютере композиции и создавал партитуры, по которым должны был работать хор и прочие люди со стороны. Сам процесс записи длился с января по март 1996 года в Гамбургской студии Impuls. Со стороны Therion в них приняли участие: сам Кристофер - гитара, вокал, клавиши; Петр Ваврженюк (Carbonized, The Robots) - ударные, вокал; Ларс Розенберг (Carbonized, The Robots, Entombed) - бас и Ионас Меллберг (Unanimated) - гитара, клавиши.

Therion
Theli, 1996 (Nuclear Blast)

Preludium
To Mega Therion
Cults of the Shadow
In the Desert of Set
Interludium
Nightside of Eden
Opus Eclipse
Invocation of Naamah
The Siren of the Woods
Grand Finale (Postludium)

Кристофер Йонссон - гитара, вокал, клавиши
Петр Ваврженюк - ударные, вокал
Ларс Розенберг - бас
Ионас Меллберг - гитара, клавиши
Одним из самых сложных моментов сессии стала запись вокальных партий. Ведь даже регулярных, «неклассических» вокалистов было трое - Кристофер Йонссон, Петр Ваврженюк и приглашенный Дэн Свано (Edge Of Sanity, Nightingale). Чего уж говорить о необходимости "свести" ещё и два хора - "Северогерманского Радио" и "Хор Сирен", это ещё 11 человек, поющих сопрано, альтом, тенором, басом и бас-баритоном. Они никогда ранее не работали с "такой музыкой", но... профессионалы есть профессионалы. "Эти люди... работают как машины. Они просто превосходны и для нас, пожалуй, слишком хороши" - восхищался ими Кристофер.

Большую помощь в работе с хором оказал Готтфрид Кох, у которого был такой опыт. Их вместе с другим "студийным зубром", Яном-Питером Генкелем, наняли в качестве со-продюсеров и, что самое важное, клавишных аранжировщиков. Запись настоящего оркестра всё ещё была недоступной при таком бюджете. Поэтому этим ребятам и двум "штатным" клавишникам с помощью множества сэмплов и их сложных наложений предстояло полностью возместить эту потерю. Они сделали это так, что до сих пор многие не верят, что оркестра-то и не было, и даже матёрые профессионалы звука "путаются в показаниях"... Тем более что в "кредитах" альбома заявлен некий Бармбекский Симфонический Оркестр. Но это лишь очередная шутка, как и с машиной Штайгера. Студия действительно располагалась в районе Гамбурга под названием Бармбек, и в нём даже родился когда-то Берт Кемпферт, который руководил оркестром, который работал с Элвисом Пресли, Фрэнком Синатрой, Эллой Фицджеральд... Тем не менее, все что вы слышите на 'Theli' - только сэмплы.

Не будем слишком заострять внимание на лирической концепции альбома. Все наслышаны, вероятно, что в те времена Кристофер уже несколько лет как состоял членом эзотерической Ложи Красного Дракона, которой руководил его друг Томас Карлссон - вместе они и написали эти тексты, основанные на мифах народов мира и мистических учениях древности. Тут вам и «великий зверь» из христианской Книги Откровений, и Сет из египетской мифолгии, и ветхозаетные Адам с Евой, и бог Нергал, и Вавилонская блудница... Да и само слово "theli" на иврите означает «дракон», и взято из Каббалы, книги Сефер Йецира. А одна из песен написана на древнем аккадском языке. Это «Siren of the Woods». Вместе с композицией "To Mega Therion" они стали "объективными" хитами альбома. Первая была выпущена отдельным синглом, а на вторую сняли видеоклип.

Что касается обложки альбома, то многие считают, что там изображен бог Сет. Но неизвестно точно, что имел в виду художник Питер Грон, делая этот фотоколлаж. Известно только, что Кристофер Йонссон увидел в нём "отличное произведение искусства, которое подходило для оформления". Вот и всё.

Вот так и появился на свет 'Theli'. На нем была совершенно разрушена присущая для рок-музыки концепция лидер-вокалиста, здесь нет ведущего певца. Здесь нет и умопомрачительно долгих гитарных соло или явно выделяющихся партий иных инструментов. Все музыканты и все певцы абсолютно равноправны. А сама музыка структурно обличена в классическую форму - оратории.

И когда результат, еще до сведения, услышал Пётр Ваврженюк, то он пришел в полное отчаяние - это, по его мнению, была музыка не для концертов. Он ушел первым. Остальные музыканты подержались несколько дольше, но в основном за счет того, что сильно пили и не слишком ясно представляли себе реальное положение вещей. Сомневался, чего тут говорить, и сам Кристофер Йоханссен.

Пока ему не позвонили из Германии и не сказали - продажи альбома вдвое превысили продажи ‘Lepaca Kliffoth’ уже за первый месяц (сейчас говорят о продажах 70.000 копий диска только в Европе), рецензии были сугубо положительными. Nuclear Blast организовали тур с Amorphis в сентябре 1996 года, а деньги позволили Крису решить все проблемы с воспроизведением 'Theli' живьем - наняв приглашенных музыкантов и частично использовав фонограммы. Всего в поддержку 'Theli' прошло целых 3 тура, успех предприятия обеспечил достаточный бюджет для записи следующего альбома (там уже был и настоящий оркестр). Группа заняла в каталоге Nuclear Blast главную позицию, да и вообще имя Therion стало известно всем любителям тяжелой музыки. И не только!

'Theli' стал с одной стороны альбомом, открывшим глаза многим металлистам на иные грани музыки, а с другой дал возможность "широким массам" расслышать, наконец-то, метал. "Многие люди, считающие ‘нормальные’ группы вроде Iron Maiden или Judas Priest ‘звуковым мусором’ с удовольствием слушают 'Theli'!" - заметил как-то Йоханссон. И это так! Многие люди, принадлежащие миру классики, конечно, считают эту работу профанацией и брезгливо воротят нос - но участники записи из числа тех хористов-профессионалов действительно гордятся ей и без стеснения демонстрируют своим коллегам. А вот многие ярые фанаты истинного метала считают 'Theli' чуть ли не актом предательства. Нет только равнодушных...

Поэтому есть все шансы, что благодаря этой работе Кристофера Йоханссена и его Therion не забудут. И лет через двести, а может и раньше, кто-нибудь напишет обо всех этих событиях целую книгу и назовет её как-нибудь так - "Кто убил метал?" Или, может быть - "Кто спас классическую музыку?"