Timo Tolkki: не в этой жизни...

Timo Tolkki

Статья.

Автор: Юра „Хирург“

Пройдёт еще лет эдак 30-40, и вы найдёте себя сидящим в кресле (хорошо, если не в инвалидном), в окружении некоторого количества детей и внуков, шустрых и любознательных. Дородный детина грубовато ткнет вас в бок, вырвав из объятий сладкой дрёмы: “Слышь, отец, ты же всю жизнь эту хренотень слушал… гитарист финской группы Сра… Стра-ди-вариус, шесть букв… Это кто?”. “Толкки, Тимо Толкки, остолоп! И правильно надо говорить - Stratovarius”. В ваш милый семейный базар непременно встрянет представитель следующего поколения, который, наивно глядя в ваши полуслепые очи, спросит: “Деда… А почему про этого Тиму в кроссвордах пишут?” Вот тут вам и пригодится история, которую я сегодня поведаю без всяких претензий на высокий штиль и глубокий анализ – просто и по-семейному.

Timo Tolkki

Хотя, вы в курсе, конечно... Тимо Толкки - главарь, композитор и гитарист одной из самых успешных металлических банд. Чего ему только не приходилось делать там, в Stratovarius! Видимо, все началось в 1985 году с того, что оригинальный гитарист группы Стэффан Стральман не захотел больше участвовать в таком хлопотном деле и покинул коллег ровно за неделю до назначенного в Дании концерта. Хлопцы призадумались... Помог появившийся недавно в группе бас-гитарист Юрки Лентонен, неожиданно вспомнивший своего коллегу по прежней группе Road Block. Звали его Тимо Толкки. Основатель Stratovarius, барабанщик Туомо Лассила прислушался к совету товарища и, позвонив Толкки, сделал ему соответствующее предложение. О чём, вероятно, ни тот, ни другой теперь не жалеют. Тимо быстро разучил все песни по присланной кассете, и после нескольких репетиций они поехали в Данию...

Постепенно его роль в группе становится всё более значительной. Именно он привнёс в их музыку влияния от классики до Rainbow. Вскоре Туомо предпочитает свалить на новичка также и обязанности вокалиста... Мало того, из-за перестановок в составе, Толкки приходилось в студии записывать партии бас-гитары - для второго альбома ‘Twilight Time’ (он же ‘Stratovarius II’). А потом, в 1993 году, лететь в Японию на встречу с прессой и фэнами, раскручивая вышедший там только что альбом. Осенью 1994 года Толкки выбирает немного времени, чтобы исполнить свою давнюю мечту - записать первый сольный альбом ‘Classical Variations and Themes’. Ко всему я забыл упомянуть, что Тимо почти постоянно работает как продюсер и звукоинженер - почти на всех альбомах Stratovarius, и не только - например, он помог Amorphis делать альбом ‘Privilege Of Evil’...

В общем, в конце 1994 года Тимо осознаёт, что так дальше нельзя. Надо избавляться хотя бы от части обязанностей - и он находит для группы нового вокалиста - Тимо Котипелто. И продолжает трудиться во благо Stratovarius как гитарист, продюсер и автор. Все эти титанические труды не пропали даром, и в 1999 году настал день, когда по данным опросов одного солидного финского журнала его называют номером один в категории "лучший музыкант"... На родине он и его коллеги по группе – почти национальные герои. И за всей той суетой мы иногда забываем о том, что Тимо Толкки – такой же человек, как и мы с вами... Он родился 3 марта 1966 года, недалеко от Хельсинки, где и поныне спокойно живет со своей семьей: жена Анна-Мария - 1 шт., дочь Нина - 1 шт., собаки - 2 шт., лошадь - 1 шт., попугаи - 2 шт.,, мышки - неизвестное количество... То, что окружает его, вдохновляет на создание музыки - природа, голубые небеса и чистые воды... Он любит читать, смотреть видео, лазить по Интернету и слушать классику, в основном Баха.

Последнюю пару лет написал целую кучу весьма интимных, можно сказать, композиций. Они не совсем вписывались в лирическую и музыкальную концепцию Stratovarius. После того, как группа решила сделать небольшой перекурчик до 2003 года, Тимо остался в строю и воплотил все свои задумки на втором сольном альбоме. Напомним, что его первый сольник более являл собой музыкальный полигон, на котором он продемонстрировал свои способности, сыграв ряд собственных и классических композиций.

Другое дело, вышедший в январе этого года второй альбом. “Это не металл, это что-то ещё,” – сказал сам Толкки. То, что получилось, наверное, является неким металлизированным видом AOR, с влияниями от современных работ Элтона Джона до широко практикуемых нынче “штучек” в стиле Pink Floyd. Например, для титульной композиции "Hymn To Life" была произведена запись пения птиц - Тимо просто взял и высунул для этого микрофоны в окошко. Проблем с натурой не было - записи диска были начаты 16 апреля там же, где Stratovarius репетировали материал и писали демо для знаменитого альбома 'Infinite'. Красивое и тихое место на лоне природы.

Тимо вспоминает: "Всё это было записано в месте под названием Хастхолмен, это не студия, просто дом у моря под Хельсинки, куда я перетащил всё своё звукозаписывающее оборудование. И песни я там написал. Было всё это, в основном, с февраля по июнь 2001 года, затем продолжилось с августа по сентябрь, затем я микшировал альбом в студии Finnvox. Мне помогали: Ансси Никанен, самый крутой финский сессионный барабанщик, Мика Эрваскари (первый клавишник Stratovarius с 1985-1987), Мишель Киске (ex-Helloween, Gamma Ray, спел на композиции “Key To The Universe”), а Шарон Ден Адель (Within Temptation) спела на “Are You The One?”. Ну, а я доделал всё остальное - допел остатки партий, сыграл партии бас-гитары, немного клавишных, спродюсировал и записал всё и смикшировал запись!"

Если появление Киске и неких финских персонажей не вызывает особого удивления, то возникает вопрос, откуда тут взялась Шарон? Она в Финляндии не живёт и музыку исполняет несколько иного свойства... Оказывается, они встретились с Тимо во время записей сольного альбома проекта эдгайца Тобиаса Саммета Avantasia. Толкки так запал на её голос, что вначале купил последний альбом Within Temptation ‘Mother Earth’, а потом пригласил Шарон исполнить композицию “Are You the One?” - кстати, одну из лучших на альбоме.

Тимо написал там, на берегу морском, всего 17 композиций, но только 12 вошли в альбом. "Этот альбом - путешествие в моё детство, вообще в мой внутренний мир, и моё представление о мире окружающем. Я поведал о болезненных уроках детства, о любви, о жизни, о мире, о вселенной, о Боге, религиях и войнах... Музыка и лирика отражают мои глубоко личные чувства, как никогда ранее. Мне представился великолепный шанс забыть о тесных рамках, которые имеет металлическая группа... Я перестал чувствовать, что меня что-то сдерживает, и я полагаю, это успешно сработало! В итоге, весьма трудно определить, в каком стиле сделана та или иная песня".

В музыкальном смысле созданное действительно трудно засунуть в рамки одного стиля. Это, пожалуй, музыка для людей, мыслящих свободно и чувствующих глубоко. Тем более, что многие композиции касаются Тимо Толкки персонально. Например, слушая "Now I Understand", мы имеем возможность побывать в шкуре личного психотерапевта знаменитого музыканта, вникнуть в его комплексы и разобраться в эмоциональных проблемах. Которых за последние три года, по словам самого Толкки, была “целая куча”. И решение которых надо искать в прошлом…

Из композиции "Little Boy I Miss You" мы сможем узнать, каким был Тимо в возрасте 10 лет, и как были постепенно утрачены его великие иллюзии… Особенно его отношения с отцом, которого Тимо возненавидел. Ему было 12 лет, когда его родитель покончил жизнь самоубийством. Высказавшись на эту тему в композиции "Father" , кстати, до неприличия резко, даже нецензурно, он сумел преодолеть в себе чувство ненависти и даже простить старика… Хотя, судя по композициям "I Believe" и "Dear God" Тимо Толкки не является милосердным христианином!

Остальные композиции либо достаточно универсальны по сути, либо просто создают определённое хрупкое настроение (как на "Xmas Morning"), которое трудно описать, не слыша самой музыки. Кстати и оформление альбома вызывает какую-то странную, щемящую тоску, как сон из детства. Надо отдать должное оформлявшему работу художнику Дереку Риггсу, работы которого весьма типичны. Сами вспомните - это Stratovarius ‘Intermission’ и ‘Infinite’, Gamma Ray ‘Power Plant’ и Iron Maiden ‘No Prayer For The Dying’... Финальная композиция "Hymn To Life" суммирует весь альбом - откровенный рассказ о тех уроках, которые смог извлечь человек из своей жизни.

Которая, кстати, бьёт ключом. Конечно, турне в поддержку альбома не последовало – “это последнее, чего бы мне хотелось” – с сарказмом заявил Тимо. Однако ему всё же пришлось прокатиться с промо-туром по Европе – исключительно в целях презентации своего продукта и раздачи интервью для масс-медиа. Париж, Афины, Мадрид, Милан. И домой. А там уже не за горами и запись нового альбома Stratovarius. Так что, вряд ли ему удастся долго оставаться в своём доме на берегу синего моря. Не в этой жизни, Тимо, не в этой жизни…