Timo Tolkki: Призрак оперы...

Timo Tolkki

Рассказывает Timo Tolkki

Автор: Юра „Хирург“

Если вы читали гоголевскую 'Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем', то должны помнить, как невинная дружеская перебранка двух "почтенных мужей", привела к тому, что один другого через суд потребовал "в кандалы забить и, заковавши, в городскую тюрьму препроводить". Тяжба та длилась много лет, а дружба закончилась. Недавно двое ничуть не менее уважаемых людей, президент итальянского лейбла Frontiers Серафино Перуджино и известный финский музыкант Timo Tolkki также обменялись грозными официальными бумажками и частными "любезностями", обозвав друг друга людьми "неадекватными" и "безумными"...

Timo Tolkki

Кстати, о безумии. Известно, что Н.В. Гоголь страдал маниакально-депрессивным психозом. Этот недуг, описанный ещё 150 лет назад, ныне называют чуть более загадочно - "биполярное аффективное расстройство". Суть же его не изменилась. При таком заболевании периоды спада настроения (депрессии) чередуются с его чрезмерными подъемами (маниями). Оно опасно - без лечения уровень суицидов составляет 20%, происходит дегенерация серого вещества головного мозга. Болезнь эта, как и многие психические расстройства, удел людей талантливых, неординарных - Оскар Уайльд, Лев Толстой, известный метал-музыкант Девин Таунсенд... И начинается она в молодом возрасте - 30-35 лет.

Такой диагноз был поставлен и Тимо Толкки, гитаристу с мировым именем, главарю и композитору одной из самых успешных металлических банд, Stratovarius, продюсеру и совладельцу студии Sonic Pump, владельцу компании Goldenworks. Словом, человеку талантливому. Произошло это ещё в 2004 году, ему было уже под сорок - он родился 3 марта 1966 года. А с "критическим" возрастом 30 лет совпал первый скандал в рядах Stratovarius в 1996 году - когда состав покинули клавишик и ударник. Последний, Туомо Лассила, сам и пригласил Тимо Толкки, бывшего музыканта Antidote, Thunder и Road Block, в коллектив в 1984 году.

Чего только не делал Толкки в Stratovarius! Он изменил стиль группы и принёс в музыку влияния от хард-рока до классики. В 1987 году он вытеснил из-за микрофонной стойки прежнего вокалиста, а в студии не раз брался за самые разные инструменты. В 1994 году именно он привел в состав певца Тимо Котипелто. За те годы "последний стал первым", а ветераны не могли играть материал, создаваемый им, да и вообще не переваривали «упрямца Толкки». К 1996 году, очевидно, отчетливо проявились первые признаки болезни. Длительность фаз биполярного расстройства - от месяца до 2 лет, длительность «светлых» промежутков - от 3 до 7 лет. Так и раздоры и слухи о распаде группы также возникали периодически (например, с мая 2000 года коллектив 3 года вообще не функционировал).

В конце 2003 года разразился самый большой кризис. Толкки заключил контракт с лейблом Sanctuary на выпуск трёх альбомов Stratovarius (общую сумму сделки оценивали в 3,5 миллиона долларов). Взяв аванс на запись первого (по слухам - целый миллион) он... полностью разогнал состав. Верные поклонники группы были в ярости - по почте пришли десятки злобных писем, а бразильские фэны прислали новой вокалистке (взятой тогда вместо старины Котипелто) в конверте… кал. Тимо даже подвергся нападению человека с ножом! Узнав об этом, люди с лейбла "напряглись" и потребовали, чтобы он вернул аванс – ведь давали его совсем другой группе! Толкки деньги не отдал, а нанял двух телохранителей, адвокатов, и стал готовиться к суду. Но до этого не дошло - в состоянии глубокой депрессии и после попыток суицида, лидер Stratovarius был отправлен в психбольницу.

Через некоторое время он выписался и частично признал свою вину, заявив: "...мне стало ясно, что Stratovarius - это Тимо Котипелто, Йенс Йоханссон, Йорг Майкл, Яари Каинулайнен и Тимо Толкки. Если это невозможно, то не может быть никакой группы". Коллеги отреагировали с достоинством: "После... кризиса мы терпеливо ждали улучшения состояния здоровья Тимо Толкки. Наконец, это произошло... Все музыканты отныне относятся с пониманием к состоянию здоровья Тимо". И аванс возвращать не понадобилось - первый альбом был выпущен, а на оставшиеся деньги он открыл собственную компанию Goldenworks и звукозаписывающую студию под названием Goldenworks Mixing Suite в 10 минутах от центра Хельсинки.

И вот история повторяется вновь... С некоторыми вариациями. Гоголевские герои поссорились между собой, как известно, "за вздор, за гусака". В данном случае причиной раздора стала ситуация вокруг третьего сольного альбома маэстро. На счету Толкки было два таких - 'Classical Variations And Other Themes' (1994) и 'Hymn To Life' (2002). Теперь он двинулся дальше - и создал рок-оперу 'Saana - Warrior Of Light Part 1: Journey To Crystal Island'. Мир уже знал примеры подобного - это и Ayreon, и Genius, и Avantasia (в которой он сам участвовал). Но для Тимо это было нечто особенное.

"Я такого никогда не делал... Я мог бы легко написать хоть 20 песен в стиле Stratovarius, пригласить известных музыкантов и назвать это «рок-оперой». Но я не хочу так поступать. 'Saana' будет чем-то другим во всех отношениях. Я хотел создать нечто новое и взять лучшее от рок-оперы и классической оперы. Это не просто десяток песен с общей сюжетной линией и семеро приглашенных известных метал-вокалистов... Я провел немало времени выбирая их, и надо сказать, что это была трудная задача, потому что каждый из них уникален, хотя они вовсе не звезды".

Вокалисты отбирались более шести месяцев. Одновременно писался сценарий, велись переговоры с несколькими звукозаписывающими компаниями. "Я вижу, что интерес к подобному проекту достаточно велик," - говорил Толкки. В итоге, в феврале 2007 года был подписан контракт с лейблом Frontiers. Затем начались работы в стенах его студии. Ходили слухи о том, что главную роль в опере будет исполнять Тарья Турунен (Nightwish). Но слава досталась 29-летней Дженнифер Соул из США, обладающей колоратурным сопрано и ученой степенью в музыке. Одну из мужских партий спел Хейкки Пойхиа из финской группы Twilighting. Почти все инструменты на альбоме озвучил сам Тимо; Яари Кайнулайнен, (Stratovarius, Mess) помог в записи партий баса; ударные помог записать Мирка Рантанен (Thundersone).

"Сочинение музыки, разработка истории, прослушивание сотен кандидатов и соединение этого в одно целое оказалось очень захватывающим и новым для меня процессом. Этот проект - логический шаг в моем развитии, и мне действительно интересно соединять музыку, кино и живопись... Я разработал дизайн альбома таким образом, что у каждой из 24-х страниц будет свой уникальный вид: это очень важно для того, чтобы понять все нюансы истории. Только одним буклетом я занимался целый месяц... Концепция альбома также уникальна. По моему мнению, это похоже на музыкальный фильм. И, может быть, однажды кто-нибудь снимет его".

Ещё в 2005 году у Тимо появилась идея этого альбома. Это история необыкновенного мистического путешествия, которое совершила женщина по имени Саана. Странствуя, она открыла величайший секрет человечества и своей судьбы, что навсегда изменило её жизнь и взгляды на окружающий мир. "По сути... это одна песня, разделенная на 18 частей, связанных единой концепцией, объединившей мое увлечение философией, психологией и духовностью. Любовь и борьба добра со злом - вот те две темы, что лежат в основе этого произведения... Это действительно интересная история о вечных ценностях, но мне, кажется, удалось посмотреть на них под иным углом, не так, как другие". В эксклюзивное издание диска входит также бонус-DVD - это "мультимедийное приключение", на котором будет специальный клип, множество различных дополнений и интервью с Толкки. Съемки (25 часов видео!) целый месяц велись в Хельсинки и его окрестностях. "Меня очень порадовала возможность снять фильм на основе музыки, это действительно необходимо. В итоге, получилась комбинация мюзикла, видеоклипа и обычного фильма".

Стефано ПеруджиноА еще получился форменный скандал. Для начала, во время фотосессии в Хельсинки, пока Толкки снимался, кто-то украл его сумку и гитару. Инструмент жаль, конечно, но в сумке… находился мастер-диск и оформление для всего альбома! Тимо тут же обратился в полицию и написал заявление о краже, но там ему сказали, что вряд ли отыщут пропажу. "Я надеюсь только на то, что грабитель не подозревает, что находится в сумке," – написал наивный Тимо на своем сайте в Интернете. И запись буквально на следующий день была доступна для свободного скачивания в сети! Вероятно, у грабителя тоже есть компьютер.

Но ягодки были впереди. Буквально через неделю появилось следующее сообщение: "Из-за того, что Frontiers не выполнили своих обязательств по контракту, я разорвал его". Что случилось? Для разъяснения этого Тимо поместил текст пяти юридических документов, предназначенных для служебного пользования, на сайте www.timotolkki.com «для тех, кто интересуется юридической стороной спора и моей точкой зрения". Не очень этично и разумно - из этих документов следовало, что на лейбле ждали мастер и оформление до 31 августа 2007 года, там должно было быть 45 минут музыки (не инструментальной) в стиле Nightwish и Within Temptation, за что была заплачена авансом сумма, исчисляемая десятками тысяч евро. А получили они 44 минуты музыки совсем в ином стиле, на четверть инструментальной, содержащей драм-машины и лишь в начале 2008 года! Оформления для буклета вообще так и не дождались. Музыканту предложили исправить ситуацию в кратчайший срок или вернуть аванс и ещё 50 процентов «издержек».

Он же сообщил всем следующее, по пунктам: "Frontiers утверждают, что я слишком поздно прислал им мастер... Это правда, но я предупредил их ещё в августе 2007 года. А потом они сами отказались от высланного мастера и отправили его обратно мне. Они пытались заставить меня вернуться в студию, и написать ещё "метал-песен", как они выразились "чтобы вставить их куда-нибудь". Они утверждают, что получили совсем не ту музыку, что я им обещал. Но я ведь не музыкальный автомат... Стиль пластинки в контракте был определён как "рок-опера". Сначала я написал сюжет, а потом уже сочинял под него музыку. Я никогда не работал ни для кого, кроме себя. В конце концов, я выражаюсь как художник через свое творчество, а не через Frontiers Records".

"...по контракту альбом должен длиться 45 минут. Он длится 44 минуты и 10 секунд. Комментарии излишни..."

"Они утверждают, что... альбом "практически весь состоит из инструментальной музыки". Принимая во внимание повествовательный характер жанра "рок-опера", попробуйте избежать инструментальных фрагментов! К тому же из 16 треков 11 содержат вокал".

"На альбоме живые ударные партии, исполненные Миркой Рантаненом... Там нет никаких драм-машин".

"Начиная с прошлого октября, я много раз просил Frontiers предоставить мне номер для каталога и штрих-код чтобы вставить их в макет оформления буклета - без этого ни один музыкальный магазин не станет продавать CD. Frontiers настаивали, что это они сделают сами... А я опасался, что они могут изменить оформление диска, потому что я уже посылал рабочий вариант обложки главе Frontiers, а он начал вести себя неадекватно, и сказал, что это просто ужасно. Также он отправил его в низкокачественном формате некоторым журналистам, что было чистым безумием на начальном этапе работ".

На это лейбл сделал соответствующее заявление: "Frontiers Records информируют... что право издания альбома 'Saana - Warrior of Light Part 1: Journey to Crystal Island' во всем мире по закону принадлежит исключительно нашему лейблу. У Frontiers совершенно точно есть подписанное соглашение, по которому ему принадлежат исключительные права на это и вопреки заявлениям мистера Толкки, оно все ещё имеет законную силу, и все суммы, требовавшиеся на запись, были по нему выплачены".

Узнав, что Frontiers все равно намерены выпустить 'Saana', и более того покрыть свои издержки, удержав их из авторских отчислений, да ещё и грозят судом, Толкки пришел в ярость. "Я всегда был принципиален насчёт того, что никто не смеет мне указывать, как мне творить. И этот мой принцип подвергался постоянным систематическим нападкам со стороны Frontiers. Я не хотел такого бардака, но готов защищать своё искусство от корпоративного посягательства. Я не боюсь предстать перед судом и рассказать, что я думаю о праве художника на самовыражение… У Frontiers нет необходимых материалов для выпуска CD высокого качества. Кажется, они собираются делать его из mp3-файлов, а буклет - из двух картинок низкого разрешения. У них нет ни текстов песен, ни дополнительной информации об альбоме... Несомненно, я сам подам на Frontiers в суд, если они выпустят такое… Я прошу вас не покупать релиз от Frontiers, потому что он не будет стоить затраченных вами на него денег".

В качестве альтернативы Тимо предложил всем следующее – место в Интернете, откуда можно скачать музыку альбома (за 7.77 €) и заказать его в виде диска (от 13 до 18 € в зависимости от издания). "Я решил пойти дорогой, проторенной Radiohead; специалисты компании GroundCom сейчас размещают онлайн-магазин прямо на моей страничке www.timotolkki.com. То есть, именно оттуда вы и сможете получить официальную версию альбома. Теперь… у меня будет собственный онлайн-магазин, и я смогу работать напрямую с моими фэнами".

Frontiers отреагировали так: "Это всё не правда, у нас есть мастер-копия диска, которую он нам сам отослал. Это настоящий диск, с которого будут сделаны качественные копии. Также у нас есть полная информация по альбому и полное оформление, так что релиз 'Saana - Warrior of Light Part 1: Journey to Crystal Island' состоится, как и планировалось, 3 марта. А Тимо просто безумен".

В повести Гоголя "почтенные мужья" бесплодно судились-рядились много лет, несмотря на то, что "свинья Ивана Ивановича утащила просьбу Ивана Никифоровича" из суда. Наше повествование заканчивается, к счастью, на более оптимистической ноте. Frontiers и Толкки достигли компромисса спустя пару недель.

Результатом работы адвокатов с обеих сторон стало такое решение - все права отходят Тимо Толкки, он выпускает и продает диск в цифровом виде и на твердых носителях через сайт www.timotolkki.com, а лейблу Frontiers были возвращены все затраченные на его производство деньги. Frontiers отменили релиз альбома, ранее запланированный на 14 марта. Толкки доволен решением. А менеджер Frontiers Марио Де Ризо комментирует его так: “Тимо не совсем обычный человек и нестандартный музыкант. Мы с огромным уважением относимся к его таланту. Конечно, его высказывания по ходу развития этой истории иногда были слишком резки, но хорошо то, что хорошо кончается, и теперь я могу заявить, что мы полны надежд относительно совместной работы в будущем... и скоро всех поклонников рока порадуют неожиданные сногсшибательные новости".

Что же, будем ждать с нетерпением!