Twisted Sister 'Stay Hungry'

Twisted Sister

100 тяжелых дисков которые сделали жизнь легче!

Автор: Юра „Хирург“

Для меня знакомство с Twisted Sister началось с абсолютно "никакого" альбома 'Come Out And Play' (1985). Его обложка, где тяжелый канализационный люк придавил чьи-то тянущиеся наружу наманикюренные пальчики, запала мне в душу сильнее музыки - чугунная крышка с логотипом буквально отпечаталась в мозгу. А поскольку авторитеты твердили, что прежние работы группы были гораздо сильнее, то стало любопытно, что же за "чудо" этим самым люком прихлопнули... Кто, так сказать, пытался из него вылезти?

Twisted Sister: Перо, Оджеда, Мендоза, Френч, Снайдер

"Сара Джессика Паркер, вылезшая из ванны, наполненной кислотой"... Именно так написал один английский журналист про вокалиста группы Twisted Sister Ди Снайдера. Лучше не скажешь! Огромный пергидролевый блондин в лохмотьях от женского белья и размалеванным как у клоуна лицом. Он-то и "красовался" на обложке третьего, предыдущего студийного альбома - 'Stay Hungry'. Который стал, как теперь уже понятно, и лучшим в истории коллектива, и определенной вехой в развитии рок-музыки. Образно говоря, вместе с Ди Снайдером из того люка вылез и весь "кудрявый волосатый метал 80-х". Может, и не он этот имидж придумал - но именно он стал главным его носителем!

Но за его шокирующим обликом стояло вовсе не случайное падение в емкость с реактивами на нью-йоркском химкомбинате имени Франклина. На самом деле был продуман и сознательно нанесен каждый штрих макияжа на лице, аккуратно проделана каждая дырка на чулках... Цель была абсолютно чёткой.

"Это 100% Beatles" - так видел цель Дэниель Ди Снайдер. Имея в виду не столько музыкальную составляющую, сколько слагаемое успешности. Ему было всего восемь лет, когда они покорили Америку, всего-то разок появившись в "ящике", на воскресном "Шоу Эдда Саливана". Маленький Дэниель даже не видел той программы, и не слышал про Beatles прежде, но восторженная реакция его приятелей сделала свое дело. "Я сразу дал себе слово пойти тем же путем, чтобы все тоже были от меня в восторге... Я даже не знал, что это такое, но говорил - я стану Битлом! С этого самого момента я... был готов пойти на все ради достижения своей цели". Музыка, рок-н-ролл, все его группы - были лишь средством. Маленький Дэниель со временем превратился в изрядного верзилу, но желание "пойти на всё" так и не прошло...

"Очень рано, еще в 1976 году, я понял, что у меня, возможно, не самый лучший голос в мире, и я не сочиняю, вероятно, самые лучшие песни на свете, но я все равно прославлюсь, любым способом... Было решено взять за основу подход Элиса Купера и пойти дальше ... быть еще более скандальными и вызывающими. Мы принялись заходить в магазин женской одежды для полных и шить себе сценические костюмы из этих шмоток". При этом Снайдер упорно дистанцируется от влияния Kiss, поскольку те "более или менее были нашими ровесниками", а вот Элиса Купера, Slade и T.Rex он считает своими предтечами.

Получились из Twisted Sister, по словам ведущего одного из комедийных шоу 80-х, "не мужики, не девки, а что-то среднее". Облик трансвестита с плохим вкусом сегодня, когда во многих странах можно заключать однополые браки, уже не шокирует, хотя всё еще работает (вспомните, скажем, Кончиту Вурст). А 70-е годы прошлого века были такими временами, когда, как сказал один мудрец, "провозглашать себя гомосексуалистом уже было можно, но ещё не обязательно". И по словам Снайдера "нужно было иметь определенное мужество для того, чтобы прийти на концерт в подобном прикиде и гриме". И они побаивались - на многих выступлениях на сцене зажигали свет не сразу, чтобы успеть понравится публике своей музыкой, а не сразу быть освистанными за женские чулки и кружевные комбинашки. При этом Снайдер признается, что после концертов частенько бывал бит!

В любом случае, имидж имел резонанс и сыграл им на руку в итоге. Хотя, по одежке лишь встречают... Их лозунг гласил - "наряжаться как бабы, базарить как мужики, играть как мать вашу за ногу!"- и они ему соответствовали. Но они всегда разделяли сцену и жизнь. "Я не стану носиться где-то загримированным безо всякой на то причины" - уверяет Ди Снайдер. "И я никого не призываю выглядеть точно также как я. Это было бы просто смешно. " Что касается гомосексуальной ориентации, то в этом никто из них так и не признался. Ну, а играют они действительно здорово! И давно. Они начали гораздо раньше, чем многие привыкли думать. Ещё в 1972 году.

Хотя Снайдер стал символом Twisted Sister, всё-таки группу создал и держит "в кулаке" неприметный Джей Джей Френч; а наш "кислотный блондин" пришёл уже в действующий состав. Френч, уроженец Нью-Йорка, старше Снайдера на 12 лет - он 1952 года рождения. Хоть и серьезный он дядя, но вовсе не потомок того самого знаменитого вояки графа Джон Дентон Пинкстон Френча, в честь которого военный сюртук и стали называть френчем. У Джей Джей Френча настоящая фамилия Сигалл, Джон Френч Сигалл. А ведь тоже неплохо, скажете вы! Ну, дело в том, что в начале 70-х про графа Френча ещё кое-кто помнил, а вот Стивена Сигала еще никто и не знал...

Итак, Френч. Сделай он лишь одно неосторожное движение - и никаких Twisted Sister не было бы и в помине. Например, в декабре 1972 года, когда мужик, у которого он снимал хату, познакомил его с продюсером, записывавшем нью-йоркскую группу Wicked Lester (где играли некие Джин Симмонс и Пол Стенли). Стало известно, что те двое хотят сделать кое-что покруче - и Френч стал одним из гитаристов, проходивших прослушивание. "Конечно же, в те времена я не настолько хорошо играл, как Эйс Фрили" - признается он. Это и спасло Twisted Sister. Потому как сыграл бы лучше - попал бы в Kiss...

А у спасенных таким образом Twisted Sister относительно стабильный состав сформировался только в конце 1975 года, когда там появился гитарист Эдди Охеда (SPX). И только спустя год, в 1976 году пришёл Ди Снайдер. Дэниель Снайдер был родом из Нью-Йорка. Про свою национальность пишет уклончиво - мол, отец-то еврей, а вот мать "родом из Швейцарии"; впрочем, в религиозном отношении воспитан он был как протестант. И в детстве так истово и громко пел в церковном хоре, что был отобран в хор штата! С тех пор и не умолкает... Прозвище "Ди" он взял себе, кстати, ещё в старших классах школы.

До его появления в составе подопечные Френча исполняли, в основном, кавер-версии песен известных глэм-рокеров. Но однажды их агент посоветовал им поиграть кавера Led Zeppelin - на его взгляд это могло принести "больше денег". И сказал, что у него есть на примете вокалист, который здорово копирует Планта! Собственно, это и был Ди Снайдер. После окончания школы он с группой Harlequin действительно пел песенки из репертуара Led Zeppelin. И к 1976 году находился в составе Peacock, который почти ежедневно выступал примерно по тем же кабакам, что и Twisted Sister. Так его и отловили...

Прошло еще два года, прежде чем в составе Twisted Sister появился четвертый участник "классического" состава - Марк "Животное" Мендоза, он же Марк Гликман, 1955 года рождения. Мендозой Гликман стал ещё в составе панк группы The Dictators ("Гликман - панк", звучало даже парадоксальнее, чем "Гликман - колхозник"). Но себя не изменишь - выпустив с панками альбом 'Manifest Destiny' (1977), он завершил пребывание в этой группе безо всяких амбиций и стремления к "великому будущему". Даже коллеги не воспринимали их тогда всерьез; музыканты Uriah Heep, с которыми панкам довелось как-то делить сцену, вовсю "троллили" этих раздолбаев, называя их не "Dictators", а просто "tators", что на слэнге звучало примерно как "бульбаши". Мало того, повесили над сценой сетку с картошкой и дернули за верёвочку во время их выступления. Корнеплоды рассыпались повсюду, особенно досталось клавишнику и его инструменту; наверное, перепало и Гликману-Мендозе.

Во всяком случае, уже летом 1978 года, залечивая физические и психические травмы, он с "бульбашами" расстался и ходил отдыхать в один клуб рядом с домом, где часто выступали Twisted Sister. И просочился он в состав как-то постепенно - сперва вызвался до конца лета поработать техником тогдашнего басиста Кенни. Но осенью Кенни, неравнодушный к выпивке, решил, что просто помрёт от цирроза, если не прекратит выступать по всем этим барам и кабакам с бесконечным выбором алкоголя, и объявил об уходе из группы. А для верности еще и женился. Так что молодого, холостого и относительно трезвого Мендозу еще разок всерьёз прослушали в ноябре, а к Рождеству он уже стал полноправным участником коллектива. Говорят, будто ему сказали об это в тот же день, когда умер его отец. Но тогда же родился и классический состав Twisted Sister!

Впрочем, не совсем - я позабыл про барабанщика Эй Джей Перо (из местной нью йоркской банды Cities), который появился только в 1982 году. Самый молодой (тогда) участник - 1959 года рождения! Ещё до него группа добилась некоторых успехов. Это были два сингла 'I’ll Never Grow Up, Now!' и 'Bad Boys (Of Rock’n’Roll)' сделанные с помощью Эдди Крамера, звукорежиссера с мировым именем, который работал с Джими Хендриксом, Led Zeppelin, Джо Кокером, Kiss, Фрэнком Заппой, The Rolling Stones. Кроме того, команда собирала на концертах весьма лояльную и внушительную по размерам аудиторию. Но, к сожалению, никак не могла добиться контракта. И даже два упомянутых сингла они выпустили своими силами, под маркой Twisted Sister Records. Немало людей считают, что лейблы опасались брать их именно из-за сумасшедшего имиджа. Но в итоге, благодаря имиджу, их всё-таки взяли!

Взять-то взяли, но решившаяся на это фирма Secret Records обанкротилась спустя всего неделю после выхода пластинки 'Under The Blade' (1982). Дело было, конечно, не в этом альбоме - дела у них шли плохо уже давно. Надо сказать, что вообще Secret Records выпускал панк. А в США этот стиль тогда уже стремительно уходил из коммерческого оборота. Twisted Sister в каком-то смысле перекидывали мостик между панком и набиравшей тогда обороты "новой волной британского хэви". И 'Under The Blade' мог бы даже спасти лейбл - но было уже слишком поздно, судя по всему...

В Англии же панк был тогда еще достаточно популярен. Кроме того, Ди Снайдер счёл, что у этой страны "многолетние традиции по поддержанию групп смешивающих свою музыку с театром", очевидно подразумевая под театром свою тягу к женским нарядам и акробатическим кульбитам на сцене. Так возникла идея попробовать всё сначала на берегах Туманного Альбиона. Они насобирали 22.000 долларов у друзей, знакомых и просто сочувствующих (краудфандинг, однако!) и отправились навстречу неизвестности. А обрели известность!

Расчеты Снайдера оказались верными. Не без рекомендаций знакомых журналистов (так что, уважаемые музыканты, никогда не стесняйтесь им наливать) они попали на знаменитое телешоу The Tube с музыкантами Motorhead. А после эфира с ними связался представитель Atlantic Records Фил Карсон и предложил контракт. Для начала, с некоторыми ограничениями - на запись альбома и на жизнь денег дали, а на "раскрутку" - нет. Как вспоминает Ди Снайдер, они "решили, что в Америке дальше Нью-Йорка нам всё равно не пробиться"... И 'You Can't Stop Rock 'n' Roll' (1983) вышел в США без рекламы. И продано его было сразу более 100.000 копий!

Увидев такое дело, заправилы Atlantic Records резко изменили своё отношение к группе. Настолько, что уже смирившиеся с судьбой музыканты, по словам Снайдера "даже испугались". "Нам больше не нужно было заискивать. Мы получили достойный бюджет буквально на всё – продюсирование, рекламу и прочее" - вспоминает он. С тех пор они больше не собирали денег "по подписке", и уж совершенно точно не голодали. И выдали "на гора" знаменитый альбом 'Stay Hungry', что означает 'Оставайся Голодным'.

Twisted Sister
'Stay Hungry', 1984 (Atlantic)

01. Stay Hungry
02. We're Not Gonna Take It
03. Burn in Hell
04. Horror-Teria: The Beginning
a) Captain Howdy
b) Street Justice
05. I Wanna Rock
06. The Price
07. Don't Let Me Down
08. The Beast
09. S.M.F.

Ди Снайдер — вокал
Эдди Оджеда — ритм-гитара, соло-гитара
Джей Джей Френч — ритм-гитара, соло-гитара, бэк-вокал
Марк Мендоза — бас-гитара; бэк-вокал
Эй Джей Перо — ударные; перкуссия
'Оставайся Голодным' - это лучший рецепт для похудения и творчества. Всем известно - художник должен быть злым и голодным! Это держит в тонусе, подстёгивает. А вот Twisted Sister ещё до выхода альбома голодать перестали, а после и вовсе превратились в весьма состоятельных людей. На фигурах это сказалось не у всех и не сразу, а вот на творчестве - немедленно. Группа начала разваливаться, как только получила аванс - еще во время записи 'Stay Hungry'... Френч вспоминает: "Уже тогда... стали возникать проблемы, а к моменту начала работы над 'Come Out And Play' вообще наступил полный разлад. Если попытаться определить его причины... Мы ставили себе цель: стать самой успешной группой в мире... А когда, наконец, весь мир оказался у наших ног... нам не с кем стало сражаться - и мы стали бороться друг с другом, раскачивать нашу лодку! Для нас это стало концом". Ну, или почти концом.

Впрочем, название 'Stay Hungry' - это вовсе не тогдашний девиз группы. И не хороший совет всему миру. На самом деле альбом был назван так просто в честь раннего (1976 года) одноименного фильма с участием Арнольда Шварценеггера.

То была вполне заурядная криминальная история, хотя и с определенной долей юмора, разворачивающаяся вокруг какой-то качалки - за роль в фильме Шварценеггеру был вручен "Золотой Глобус" как "самому многообещающему актёру". "Обещания" он сдержал - к моменту записи 'Stay Hungry' он был уже знаменитый Конан-варвар, без пяти минут Терминатор и состоявшийся миллионер! Последнее обстоятельство особенно импонировало ищущим успеха Twisted Sister. В особенности его любил Ди Снайдер - он так часто "снимал шляпу" перед Шварценеггером, что и много лет спустя весьма вдохновенно принял участие в организации нескольких мероприятий во время восхождения Арнольда на пост губернатора Калифорнии. Шварценеггер же с его подачи сделал песню "We're Not Gonna Take It" с альбома 'Stay Hungry' гимном своей предвыборной кампании 2003 года!

Раз уж мы переключились на политику, то сразу вспомним и другую историю. В 2012 году кандидат в президенты от республиканцев Митт Ромни выдвигался в паре с кандидатом в вице-президенты Полом Райаном. И последний тоже решил использовать эту песню в своей предвыборной компании. Хотя Пол Райан не актер, не миллионер и даже не "качок". Правда, он известный приверженец здорового образа жизни - и использует для личных тренировок довольно экстремальную фитнес-программу P90X. Придерживаться её довольно сложно, это требует изрядной воли и самодисциплины. Поэтому Райан, видимо, решил что он со Шварценеггером - одно и тоже.

Но, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку... Ди Снайдеру Райан не понравился. Он не поленился и лично попросил кандидата прекратить такое безобразие, тем более, что сам вообще планировал голосовать за Обаму с Байденом. "Я решительно осуждаю использование Полом Райаном песни моей группы Twisted Sister 'We're Not Gonna Take It' в любом виде. В его предвыборной программе нет почти ничего, с сем я согласен; за исключением того, что лично он использует для физической тренировки программу P90X." - ругался Ди Снайдер.

Френч тоже любил Обаму - и настолько, что даже сделал в 2008 году новую версию песни "I Wanna Rock" (которую сочинил Ди Снайдер еще для 'Stay Hungry'). Под названием "I Want Barack" она была записана составом Jay Jay French And Friends, а спел строки "Мне нужен Барак" Поль Заблидовски из хард-рок трио Z02. Френч также сказал про Обаму: "Он дал искреннюю надежду людям, которые в течение многих лет находились на обочине жизни".

Но давайте вернемся в те годы, когда Twisted Sister сами только что выруливали с пыльной обочины на хайвей успеха. Во время, когда материал 'Stay Hungry' еще только сочинялся, группа еще "оставалась голодной" - ведь песни для него стали появляться еще в 1983 году. "Тогда мы сидели без копейки денег, буквально выживали, экстремальней просто некуда. На тот момент мы даже еще не выпустили 'You Can't Stop Rock-n-Roll'. Вся музыка была написана именно в этот период, и поэтому новые песни получились настоящими и искренними" - так объясняет творческий прорыв Ди Снайдер.

Для нового альбома написали примерно тридцать песен, а то и больше. И теперь их следовало соответствующим образом записать - учитывая заложенный лейблом бюджет, материал просто обязан был иметь более или менее коммерческий звук. Поэтому продюсером был назначен Том Верман. Он и сделал всё с полным пониманием того, что именно хотят получить дяди в галстуках от волосатых малых. Ибо был не просто продюсером, а бывшим работником отдела артистов и репертуара компании Epic Records. Там с 1970 по 1982 год он хорошенько "потренировался на кошечках", вырастив в итоге из некоторых настоящих тигров рок-мейнстрима, типа Теда Ньюджента, REO Speedwagon, Cheap Trick, Molly Hatchet и Boston. За это время альбомы его "подшефных" 23 раза получили золото и платину! Диск Twisted Sister он записывал уже как "вольный" продюсер. Не все понимали и принимали его подход, металхэды считали его "слишком попсовым". Но в его задачи не входил пункт "понравиться металлистам". Он делал альбомы не экстремальные или оригинальные, а золотые и платиновые!

Джей Джей Френч, признавая, что "этот альбом, понравился огромному количеству людей во всём мире", всегда сетовал: "Все, и особенно фэны твердили нам, что наши песни должны звучать тяжелее". Наверное, хотя это вовсе не такая уж была и "дискотека"! Там много действительно тяжелых песен. Да и те, что не так тяжелы, всё равно идеально вписываются в картину. В общем, группе удалось и авансы скушать, и Верманом не подавиться...

Кстати, Ди Снайдер по поводу "попсовости" особенно не парился; его как раз больше волновал аспект будущего успеха или провала. "Я очень переживал, записывая альбом. И прошел долгий путь от убеждения в том, что наши песни – полное дерьмо, до осознания, что это настоящие шедевры... пережил некую ментальную агонию. Мы верили в то, что у нас есть все шансы для того, чтобы стать успешными, но при этом мы всегда сомневались в том, примут ли нас. Ведь одного написания достойных песен мало, еще нужно уметь эти песни подать". Вот в этом-то им помогли, несомненно, снятые тогда видеоклипы. Не ошибусь, если скажу прямо - слава пришла к Twisted Sister именно благодаря им!

Видео было два. Обе композиции я уже упоминал - это "We're Not Gonna Take It" и "I Wanna Rock". Видеоклипы к ним практически постоянно крутились тогда на канале MTV, угодив в "тяжелую ротацию" (это термин, который не относится к стилю - так говорят про интенсивный показ, т.е. несколько раз в сутки).

Но не только в этом дело. "Это были классные мелодии. Если бы сами песни не были настолько хороши, видеоклипы все равно бы их не вытянули, какими бы отменными они не были" - утверждает Ди Снайдер. Нисколько не стесняясь, он признает при этом, что "We're Not Gonna Take It", по сути, является результатом синтеза двух "чужих" мелодий. Знаменитый припев он сочинил ещё в 1979 году под влиянием хитов "Cum On Feel The Noize[en]" и "Mama Weer All Crazee Now[en]" группы Slade, а также знакомого с детства всякому англосаксу рождественского гимна "O Come, All Ye Faithful" (в 2006 году они записали эту песню уже с оригинальной "рождественской" лирикой на альбоме 'A Twisted Christmas'). В общем, если проводить аналогии, то чтобы в 1984 году в СССР появилась композиция с эффектом "We're Not Gonna Take It", следовало бы скрестить песенки "В лесу родилась Елочка" и "Увезу тебя я тундру" Кола Бельды. Это также было бы чем-то родным и узнаваемым на перинатальном уровне. Так что в смысле гармоний Twisted Sister вломились в открытую дверь – эти звуки были для американцев сродни молоку матери. Настолько родными и близкими, что вышедший до появления альбома сингл моментально достиг 21 места в хит-параде Billboard!

Да и сам видеоклип, собственно, был сделан "по мотивам". Сюжет взят из какого-то мультфильма, название коего Ди Снайдер не назвал даже под присягой на сенатских слушаниях (про них позже); а главный герой и воплотивший его образ на экране актер - из очень популярной в те времена в США комедии 'Зверинец'. Этот фильм приобрел в Америке некий культовый статус; фразы из него стали крылатыми и казались уже неким фольклором, хотя таковым и не являлись. Типа как у нас, скажем "Я не трус, но я боюсь!" (не все уже помнят, что это из фильма 'Бриллиантовая Рука') или "Почем опиум для народа?" ('Двенадцать Стульев').

Ди Снайдер признается: "Я тоже фанат фильма 'Зверинец'. И я представил себе образ этакого отца-тирана, который не понимает увлечение своих детей рок-н-роллом, причем этот образ я взял из собственного детства. Потом я решил, что на роль папаши явно претендует такой типаж, как Нидермайер из 'Зверинца'. Нам был нужен ненавистный для всех образ, и в моем представлении Нидермайер был его идеальным воплощением. Он был... самым ненавидимым мужиком тогда. Можно просто смотреть на него и ненавидеть, а потом, стоит ему только заговорить, вы начинаете ненавидеть его еще сильнее. Посмотрев этот фильм, и работая с музыкантами в студии, я ловил себя на том, что непроизвольно веду также, как и он, начинаю орать и требовать от своих, типа - а ну, упал - отжался! Наверное, в глубине души я всё-таки люблю Нидермайера... Поэтому, когда мы начали планировать съемки видео и наш лейбл поинтересовался, кого из актеров я бы хотел пригласить в этот клип, мне в голову пришел только один тип - Нидермайер. Мне ответили: 'Конечно, вот мы его и пригласим'. И тогда я понял, что теперь Twisted Sister точно заявят о себе!"

Марк МеткалфОни позвонили актеру Марку Меткалфу, сыгравшему роль Нидермайера, и попросили его сняться в клипе. Тот жил себе в Питтсбурге, понятия ни о каких Twisted Sister не имел, и согласился лишь потому, что ему оплатили перелет на съемки в Лос-Анджелес, где у него в то время жила баба. Снайдер, чрезвычайно радуясь встрече с кумиром, даже лично встретил его в аэропорту, они сдружились.

Вопрос с режиссером решился без участия группы. Его выбирал лейбл. Им стал Марти Каллнер, который выполнил несколько заказов для канала HBO, но с роду не снимал клипов. Позже он написал: "Atlantic Records подписали какую-то там группу с Лонг Айленда, а что с ней делать не знали, Twisted Sister. У них была песня 'We're Not Gonna Take It' и поскольку с музыкой и комедией я уже много имел с этим дело, для меня это было идеальное сочетание".

Он и снял знаменитое музыкальное видео в гротескной, комедийной манере. Сюжет прост - отец семейства в исполнении Марка Меткалфа, орет на своего несовершеннолетнего отпрыска за то, что тот вместо того, чтобы заняться делом, целыми днями играет на гитаре. Орёт, бешено тараща глаза и скалясь - точно в стиле Нидермайера (который в 'Зверинце' буквально изводил студента-первокурсника Флоундера), грозно вопрошая в итоге: "Что же из тебя получится?" И получает неожиданный ответ. Со словами "I Wanna Rock!" (Я буду играть рок!) его маленький сынок превращается в огромного волосатого Ди Снайдера, а прочие члены семейства - в других музыкантов Twisted Sister. И все вместе они устраивают папаше "весёлую" жизнь - ударной волной от их музыки его выбрасывает из окна, впечатывает в стену и так далее... Однако, никакой крови и даже намека на жестокость, всё сделано в стиле буффонады, комедии.

Мальчика, кстати, играл тогда еще 10-летний Джереми Систо. Впоследствии он сделал неплохую карьеру в кино. И теперь кто-то вспомнит его по 'Большому Каньону' Лоуренса Касдана, а кто-то - по роли Иисуса в одноименном фильме 1999 года. А может и по ленте 'Six Feet Under', прошедшей в русском прокате под названием 'Клиент всегда мертв'...

Мальчик - мальчиком, но вспоминая о съемках, Ди Снайдер не уставал нахваливать именно Меткалфа, который сыграл часть трюковых сцен сам, без каскадера. "Марк одобрил все наши задумки, а когда ему пришлось с треском выпасть из окна, то вообще сказал: 'Класс'. В одной из сцен мне приходится тащить его по ступенькам лестницы за волосы. Он выдержал это испытание как настоящий воин; с тех пор он стал моим кумиром, я с большим удовольствием работал с ним на съемочной площадке. Он настоящий профи". И добавлял: "Но по жизни Марк совершенно не похож на своего героя. Его Нидермайер первостатейный придурок, в то время как Марк – один из самых приятных в общении людей, с которыми вы бы непременно захотели иметь дело, просто отличный парень. И я был не против работать с ним и дальше".

На том и порешили - был сделан второй клип. В нём Марк уже играет учителя, который отчитывает школьника за то, что тот рисует лого Twisted Sister на тетрадке. И здесь уже не только образ - а отдельные реплики и даже кое-какие сцены прямо позаимствованы из 'Зверинца'. Например, фраза "Разве настоящий мужчина будет так портить чистую тетрадь? У меня чешутся руки набить твою жирную морду!". Просто в фильме вместо слов "портить чистую тетрадь" Нидермайер произносит "бить беззащитное животное". Кстати, в 'Зверинце' Нидермайер тоже изводит Флоундера из-за значка с "неправильным" логотипом (правда, не музыкальным)...

Учитель в клипе заканчивает нравоучения всё тем же вопросом "Что же из тебя получится?", и снова мы слышим ответ "I Wanna Rock!", а далее всё развивается примерно по той же схеме, что и в "We're Not Gonna Take It"!

Примечателен финал. Ди Снайдер вспоминает: "Мы пригласили сниматься еще одного парня, того самого, что играет в фильме студента Флоундера, и он у нас в конце клипа брызгает из сифона в лицо Нидермайеру. Было решено, что именно это станет верхом неприличия. В 'Зверинце' Нидермайер доставал Флоундера из-за его значка. Из-за него Флоундер прошел через ад. А в нашем видео он ему как бы мстит".

Таким образом, в финале клипа в директорском кресле мы видим Стивена Ферста, еще одного актера из 'Зверинца', игравшего Флоундера. В фильме, кстати, есть и сцена с сифоном - но там Нидермайер успевает выстрелить по бутылке и Флоундеру не удается его облить; теперь же, в клипе, он действительно берёт реванш, произнося одну из своих "крылатых" фраз - что-то типа, "Лепота!", если уж мы будем переводить всё это, так сказать, по духу, а не по букве.

Ходили слухи о некоем третьем клипе, снятом, но "положенном на полку" - речь идёт о композиции "Burn In Hell". Но на самом деле такого нет. А слухи основаны на том, что в сюрреалистической комедии Тима Бартона 'Большое приключение Пи-Ви' (1985) есть сцены с участием группы, где они на киностудии Warner Bros якобы снимают этот самый клип. Мы видим считанные секунды "съемок" - они быстро прерываются, так как главный герой фильма, Пи-Ви Герман, устраивает в павильоне настоящий бардак... К слову сказать, "Burn In Hell" считается самой тяжелой песней с альбома, и у ней поэтому особая судьба - молодое поколение узнало и полюбило её уже благодаря группе Dimmu Borgir, которая записала соответствующий кавер для альбома 'Puritanical Euphoric Misanthropia'.

Странно, но сингл 'I Wanna Rock!' даже с учетом "видеоподдержки" занял на родине всего лишь 68 место. Тогда как наибольших успехов (третьего места) он достиг почему то в Южно-Африканской Республике, пребывавшей тогда еще в "глухом апартеиде", и потому процветавшей... Но, так или иначе, в 1984 году все эти песенки вызвали-таки очень серьезный резонанс - и не только музыкальный, но даже политический, став предметом обсуждения в американском сенате. И об этом следует рассказать чуть подробнее.

"Праздность, или удаление от трудов, - пишет святитель Тихон, - есть сама собою грех, ибо противна есть заповеди Божией, которая велит нам в поте лица нашего ясти хлеб наш". И это так. В 1985 году изнывавшие от безделья жены обеспеченных штатовских политиков ещё раз убедили нас, что верны "слова сии".

Они вдруг обнаружили, что в популярных клипах и на музыкальных дисках можно отыскать много "нехорошего, опасного" для детей. И буквально "за чашечкой кофе", на досуге, в гостиной с розовыми шторками, подружки создали общественную организацию. Очевидно, это случилось в особо критические для дам дни, потому что очень уж название организации напоминает о ПМС - они обозвали себя PMRC (Parents Music Resource Center, Родительский Надзор Над Музыкальными Ресурсами). Возглавила контору жена сенатора Эла Гора - Типпер Гор. В состав входила ещё и супруга государственного секретаря. И прочие тётки того же уровня... Ну и что, спросите вы?

А то, что если бы такую организацию создали, к примеру, жены фермеров с подачи супруги деревенского пастора, то дальше пары собраний в местной церкви дело бы не пошло. А тут эффект был совсем другим. И дошло до того, что претензии жен к музыкантам на полном серьёзе рассматривались в сенате в ходе отдельных слушаний!

Только не думайте, что американскому сенату, как и нашей думе, просто заняться нечем и более серьезных вопросов в то время не было. И дело не в том, что мистер Гор воспринимал сенат как собственную приходскую церковь. Типа - ну, хорошо милая, приходите на слушания завтра, только прекрати рыдать и отдай мне пиво и пульт от телека... Нет, инициативных дурёх из PMRC банально использовали!

Тогда прорабатывался и вот-вот должен был приниматься очень серьезный закон о налогах на носители - типа михалковского "налога на болванки", и у него тогда в США было много сторонников и противников. Речь шла о больших деньгах, о большой политике... И слушания претензий PMRC в итоге очень сильно изменили сроки принятия упомянутого закона. Только поэтому они и состоялись. Внешне всё выглядело как очередной "триумф демократии", а на деле - очередные подковёрные интриги, чтобы помочь кому-то успеть заработать еще пару сотен миллионов долларов. Как всегда. И это касается всех стран, всех "демократий" и уж тем более - "не совсем демократий". Хотите понять, зачем принимаются законы или во всяких думах поднимаются какие-то вопросы - ищите кому это выгодно материально. Иначе просто быть не может... Но это уже совсем другой вопрос, а нам важно знать, как же всё-таки прошли те слушания?

Они состоялись 19 сентября 1985 года. Жены из PMRC добивались практически введения цензуры в рок-музыке, путем предварительной оценки и соответствующей буквенной индексации всех выходящих альбомов в зависимости от "опасности" их содержания. Они предлагали ставить "O" для оккультных тем, "S" для секса, "D" для наркотиков и так далее... Для иллюстрации "реальной опасности" музыки был составлен список из "15 отвратительных" песен. Кстати, тяжелых музыкантов там было не так уж и много. Но в качестве наиболее отвратительных на слушаниях рассматривались именно диски, клипы и композиции Twisted Sister, в частности - "Under The Blade" и "We're Not Gonna Take It"!

По сути, большинство музыкантов отказались защищать свое творчество в сенате. Согласились лишь трое - Фрэнк Заппа, Джон Денвер и Ди Снайдер. С Заппой было понятно - тот сравнительно недавно организовал свой лейбл, а потому неудивительно, что он произнес длинную резкую речь и назвал предложения PMRC "вымогательством". Безобидный Джон Денвер (своего рода американский Юрий Антонов), по сути, уже много лет был "не удел" и оказался в Вашингтоне практически случайно; пожалуй, на слушаниях его не ждали. А если и ждали, то с какой-то совсем нейтральной, миролюбивой позицией. Но он, будучи уже признанным деятелем культуры и частью истэблишмента, вдруг с детской обидой в голосе напомнил всем десятилетней давности историю со своей песней "Высокие Скалистые Горы", которая была объявлена "наркоманской" и запрещена на радио. Оказывается, даже милый респектабельный Денвер был когда-то частичкой бунта и пострадал от цензуры!

Чего уж говорить о Ди Снайдере. Он был просто бунт ходячий... Казалось, один его внешний вид должен был немедленно заставить сенаторов ввести все мыслимые цензурные ограничения. А уж творчество! Все композиции группы были написаны в основном для конкретной аудитории - для подростков. "Наша музыка и наш внешний вид просто невыносимы для любого родителя... но подобное противостояние – суть рок-н-ролла; тебе это нравиться, а твои родители на дух такое не переносят. Согласись, если бы вашей матери нравилась бы группа Judas Priest, то, скорее всего, чтобы ее достать, вы слушали бы песни Джона Денвера" - частенько откровенничал он. В общем, сенаторы потирали руки, ожидая его.

"Я был самым узнаваемым парнем в хэви метале, и правительственные бонзы решили, что могут надо мной поиздеваться, но... не на того напали". Точно! Они забыли, что Снайдер за словом в карман не лезет. По сей части он профессионал. Чуть позже он и добился немалых успехов как радиоведущий, актёр, сценарист и писатель! А тогда все перестали улыбаться сразу, как только он заговорил, заявив для начала, что ему уже сорок, он женат, является отцом, не курит, не пьет и не принимает наркотиков (чем не могли похвастаться и многие сенаторы). Затем он аргументировано реабилитировал своё творчество, описав истинную суть лирики и клипа "We're Not Gonna Take It", еще раз напомнив, что суть проблемы лежит не в конфликте рок-музыки и родителей, а в конфликте детей и родителей. "Только сами родители могут решать, что слушает их дитя, но никак не государство - это только их право, их ответственность" - примерно в таком вот духе.

В лучших адвокатских традициях он ловко "перевёл стрелки" в момент обсуждения текста песни "Under The Blade" - "Под лезвием ножа". Комитету Типпер Гор виделось, что она про "садомахохизм и изнасилование". Он рассказал историю появления композиции - это оказался текст о страхе перед операцией, появившийся в тот момент, когда один из участников группы попал в больницу. "А садомазохизм и изнасилование существуют только в фантазии мисс Гор", - добавил он... В итоге он выглядел героем, постоянно давал интервью журналистам, дело получало все большую огласку и это разозлило сенаторов. "Они все были крайне враждебно настроены по отношению к рок-н-роллу" - вспоминает он и утверждает, что тогда спецслужбы даже "читали мою переписку, прослушивали мой телефон, насели на меня".

В итоге цензура не была введена в полном объеме, хотя Parents Music Resource Center получили право наклеивать знакомые всем вам предупреждения: "Parental Advisory: Explicit Content" ("По усмотрению родителей: чрезмерно откровенное содержание"). Это был некий компромисс. Но была ли от этого кому польза? Да вряд ли. Позже многие группы стали включать этот значок в оформление своих работ по своей воле, заранее и делали его покрупнее, просто чтобы лишний раз привлечь к себе внимание. Вот же он, типа - запретный плод! Хватай!

Ну, рассказывать про эту историю можно долго - но лучше разок глянуть художественный фильм про всё это 'Нецензурные выражения' (2002), в котором Ди Снайдер даже играет сам себя. Найдите и посмотрите также и документальные кадры его речи в сенате. Всё это весьма поучительно.

А Ди Снайдер и его коллеги так и не обрели ореола мучеников. Напротив, они повторили путь Денвера и многих других, превратившись в музыкальный истеблишмент. Из заблёванного клуба - на лужайку перед Белым Домом... Рок-н-ролл никогда не был бунтом, особенно в Америке; он всегда был просто музыкальным бизнесом. Не так уж важно, о чём ты поешь и в каком виде - гораздо важнее, насколько хорошо ты это делаешь. Если ты преуспел, выдержал безумную тамошнюю конкуренцию - то ты будешь принят. Так и случилось с ними.

То, что композиции альбома зазвучали в сенате и в предвыборных компаниях, это был уже побочный эффект популярности, которая пришла пришла к группе Twisted Sister практически сразу, как только 10 мая 1984 года 'Stay Hungry' появился на прилавках. Затем стартовал успешный тур, в ходе которого их поддерживала некая Metallica. Альбом вошёл в "двадцатки" по обе стороны Атлантики, его продали более двух миллионов копий уже к лету 1985 года только в США. Спустя десять лет он получил там уже трёхкратный платиновый статус.

А потом и сама группа, распавшаяся в 1986 году, снова ожила. Хотя и при печальных обстоятельствах, после трагедии 11 сентября 2001 года. Их попросили объединиться и сыграть на благотворительном концерте в помощь семьям погибших пожарников. "До этого я думал, что мы не то что играть, а даже разговаривать друг с другом не будем, но по сравнению с событиями 11 сентября наши проблемы стали сущим пустяком. Я видел своими глазами то, что происходило в Нью-Йорке... У одного из моих коллег в одном из этих небоскребов была сестра, а в другом - племянник, которые к счастью, спаслись" - вспоминает Джей Джей Френч.

После концерта принялись работать над DVD, и по ходу возникла идея перезаписать заново целиком альбом 'Stay Hungry', что они и сделали - но об этом мы уже писали в своё время. Закончим же, пожалуй, совсем свежим и весьма показательным свидетельством от мистера Френча. "Прошлым летом мы играли в Баффало, штат Нью-Йорк, на большом фестивале, который проходил на центральной городской площади. Сцена стояла напротив мэрии, мы вышли и выдали стандартное шоу Twisted Sister... а копы вокруг рубились на полную катушку, и кричали: 'Давай еще!'. Двадцать лет назад нас за это упекли бы в каталажку, а сегодня нам выделяют полицейский эскорт. Поживешь на этом свете - и столкнешься с удивительными вещами!"

Да уж поистине, чудны дела твои, Господи...