Интервью c группой Van Canto
Рассказывает Штефан Шмидт
Автор: Юра „Хирург“
Музыка существует, по мнению ученых, более 50.000 лет. Но как она возникла? Наверное, это случилось, когда первобытный человек попытался воспроизвести природные звуки - волчий вой или пение птицы. И однажды неустойчивые по высоте и отрывистые звуки слились, в их чередовании появился ритм, эмоциональная окраска, высота стабилизировалась и закрепилась в определенном строе, звукоряде, мелодии. Единственным "музыкальным инструментом" вначале был только человеческий голос - прочие появились позже (самый древний найденный музыкальный инструмент - это флейта, и ей только около 40.000 лет). Вначале появилась ритуальная музыка и первый фольклор, затем классика, поп-музыка - со множеством стилей, ответвлений и школ. Потом возник и наш любимый метал со всеми его разновидностями - хэви, трэш, спид, пауэр... а в 2006 году, с появлением немецкой группы Van Canto, родился ещё один новый стиль - "а капелла метал"!
Термин "а капелла", что по-итальянски значит «как в часовне», появился в XVII веке. Изначально он отражает то, как проходили церковные службы в Сикстинской капелле - это многоголосое хоровое пение без инструментального сопровождения. Есть уже много джазовых, рок и поп-коллективов "а капелла" - из них можно вспомнить не раз попадавших в хит-парады Gregorian, The Manhattan Transfer или The Flying Pickets. Ну, а в тяжелой музыке первую группу такого рода организовал мой сегодняшний собеседник — её руководитель, композитор и «гитарист» Штефан (Stefan Schmidt).
- Итак, в метал-музыке вы - первые и... единственные?
"Боюсь, что так. Вообще, коллективов "а капелла" немного, даже у нас в Германии. Например, Wyse Guys - они превосходны, но исполняют поп. Мы же не просто очередная группа "а капелла". Мы исполняем "метал а капелла". И это принципиально!"
- Прошло уже, кажется, более трёх лет с вашего появления на сцене; ваш первый альбом распространял один очень крупный лейбл, вы частые гости на разных фестивалях... А у вас всё ещё нет последователей и подражателей! Может, дело в том, что делать метал-музыку таким образом сложно? Во всяком случае, ваш подход я могу назвать чрезвычайно серьезным. Недаром же вы выложили на официальной странице Youtube (http://www.youtube.com/watch?v=Shw3lYC6DsY) несколько частей так называемой "мастерской", где раскрыли все секреты создания "метал а капелла". Конечно, некоторые наши читатели зайдут в Интернет и посмотрят всё сами... но для тех, кто не совсем в ладу с английским языком и современными технологиями, расскажи хотя бы кое-что! Например, зачем вы всё время поёте таинственное слово "раккатакка"?
"Начну с того, что у нас есть два ведущих вокалиста - Инга и Слай - и один настоящий инструмент, ударные. А вот все гитарные партии исполняются исключительно голосом. Тут есть свои секреты. Человек может в один момент петь только одну ноту, а гитара выдает несколько - рифф, аккорд. Поэтому для полноты звука один из нас "поет" партии низко настроенной ритм-гитары, другой одновременно - настроенной повыше. Есть ещё одна хитрость - эффект искажения, дисторшен, столь характерный для метал-музыки. Чтобы голос звучал похоже на "перегруженную" гитару, нельзя петь просто "ля-ля-ля" или типа того. Надо подобрать характерно звучащие слова - вот откуда взялось это "раккатакка". А певец, имитирующий бас-гитару, поёт "думм" и "данн"! Для имитации же соло-гитары нужно, напротив, издавать чистый звук, вроде "уа-уа-ууу", строго удерживая его на одной высоте, а дисторшен здесь добавляется так же, как и у обычной группы - звук пропускается через гитарные "примочки". Нужно немало поупражняться, чтобы научится правильно дышать во время исполнения. И ещё надо уметь петь, строго удерживая тональность, размер, ритм. Приходится много тренироваться! В студии дело дополняется наложением фоновых вокальных партий и многоголосых хоров, что вполне заменяет клавишные и синтезаторы."
- А вы... точно не используете инструменты и сэмплы? Все так правдоподобно, иногда мне кажется, что я их слышу...
"Нет. Все сделано голосом, кроме ударных. Если какие-то звуки слишком похожи на электронику или инструменты, значит, мы проделали чертовски хорошую работу! Кое-что, правда, на новом диске 'Tribe Of Force' записано при участии настоящего оркестра."
- А скажи, что важнее для "метал а капелла" певца, имитирующего гитару - иметь профессиональное вокальное образование или умение играть на этой самой гитаре?
"Пожалуй, профессиональное образование по части вокала тут мало поможет — я что-то не слышал ни об одном преподавателе, который учил бы имитировать гитару! С другой стороны, если ты умеешь играть на гитаре, то очень хорошо представляешь себе, как она может звучать в малейших нюансах. Если говорить о музыкантах Van Canto, то все мы владеем разными инструментами и раньше играли в самых обычных метал-коллективах. Мы, в общем, самоучки. Инга и Слай, правда, занимались с преподавателями и имеют широкий взгляд на музыку - интересуются, например, мюзиклами, да и многим другим. Вообще, в Van Canto нет людей узколобых и примитивных - и это не менее важно, чем какие-то навыки..."
- Насколько мне известно, для записи нового альбома вы пригласили знаменитых гостей, среди которых, например, Виктор Смольский, гитарист Rage. Вы его что, тоже гитару изображать заставили?
"Да нет! Это была "гитарная дуэль" на “One To Ten”, но я свою гитарную партию "пел", а он - играл как обычно. Отличный гитарист, кстати. Остальные гости пели, но для них это нормально. Тони Какко из Sonata Arctica спел на композиции “Hearted”. И ещё Крис Болтендаль из Grave Digger! Для нас это был незабываемый опыт. Наконец-то, впервые, нам удалось записать кавер-версию песни с оригинальным вокалистом!"
- В вашем репертуаре полно кавер-версий. И, по-моему, они очень и очень хороши! Во всяком случае, не как в том анекдоте - "Ну и чего этот ваш Моцарт? Мне вчера друган напел по телефону - так себе..." Но моё мнение - это моё мнение. А что о ваших работах думают авторы оригиналов? Они их слышали хотя бы?
"Да, их слушали и делились своими впечатлениями Nightwish, Blind Guardian и даже Manowar. И все, без исключения, были в восторге. Здорово заслужить похвалу от тех, кого считаешь… своим идолом. Просто благословение, да и только!"
- Но у вас и собственные композиции просто отличные. На них ещё никто каверов не делал случайно?
"Увы! Видимо, придется подождать! А здорово было бы, например, упросить Blind Guardian сделать кавер на песню Van Canto, но… придется потерпеть; возможно, это случится, когда я уже состарюсь…"
- Ну, взяли бы тогда сами и исполнили их разок как обычная группа, при помощи инструментов, ради прикола...
"Нет, наша концепция строга и незыблема – мы делаем “метал а капелла"!"
- Давайте тогда поговорим о вашем звуке. В студии, как мне известно, с вами работает продюсер Чарли Бауэрфейнд. Но... Не кажется ли вам, что он сделал ваше звучание очень похожим на Blind Guardian?
"Ну и что? Ведь наши композиции, на самом деле, тоже пауэр-метал. А кто запишет их лучше? Вообще, большинство альбомов разных групп, которые стоят у меня в коллекции, продюсировал именно он. Это вышло случайно, клянусь. И когда я осознал это, то решил - Van Canto должны быть в этом ряду! Пригласил его, и правильно – он добавил в звук изрядную долю мощи, особенно что касается барабанов..."
- А как же вы обходитесь на концертах? Наверное, приходится все-таки включать фонограмму или может даже дополнительных вокалистов за кулисами прятать?
"А это мысль! Дороговато нам могло бы обойтись, но замысел впечатляет! Но, пожалуй, нет. Да и звучим мы на концертах иначе, чем на диске. Но я не вижу в этом проблемы. Вот те же Blind Guardian, например. На диске у них звучат хоры, основной вокал и с десяток наложенных гитар сразу. А когда они исполняют это на сцене, у них есть только основной вокал, и они воспроизводят только одну гитарную тему, но всё равно – цепляет! Я думаю, это даже хорошо, когда песня звучит со сцены иначе, чем на диске – иначе, я мог бы просто сидеть дома и этот самый диск слушать… "
- Вы абсолютные пионеры и создатели нового стиля - "а капелла метал". Попробую примазаться к вашей славе... Я знаю, что я не первый в мире автор, который берет у вас интервью. Но, быть может, я первый хотя бы в России?
"Да, это первое интервью из России! Ты действительно первый! И раз дело дошло аж до туда… Я чувствую себя настоящей рок-звездой с мировым именем! Тем более, что аудитория ваша нас знает, мы не раз получали от российских поклонников письма и надеемся в этом году приехать к вам! Говорят, ваша аудитория одна из самых крутых – хочется испытать это на себе..."
- В наше время музыка становится все более и более компьютеризированной, всё более зависимой от разного рода техники. А вы, в общем, предлагаете создавать её весьма "человеческим" способом. Может быть отчасти так, как её делали много тысяч лет назад. Не знаю, многие ли последуют за вами... Но скажи – какой, по-твоему, будет музыка, например, в 2050 году?
"Ну, я не знаю, какой будет музыка в целом... Но метал уже сегодня имеет определенные традиции, корни, формы. Они навсегда закреплены в "классике" жанра. И метал-группы в «классическом» виде с "классическим" репертуаром, типа Rainbow, Iron Maiden или Manowar будут существовать всегда. А голос всегда был и будет самым лучшим «музыкальным инструментом», если требуется передать человеческие эмоции. И я, когда буду старым дедом в 2050 году, все равно буду слушать метал и думать, как бы сформировать очередную метал-группу!"