I: Металлисты Поневоле

Various Artists

Металлисты Поневоле

Автор: Юра „Хирург“

Как же это так - металлисты поневоле? Разве станет наше общество поддерживать и, тем более, насаждать эту странную культуру, распространенную среди маргиналов, людей плохо поддающихся обработке традиционными СМИ, практически неуправляемых, аполитичных и, что самое ужасное, чрезвычайно слабо потребляющих массово производимые материальные и "культурные" ценности? Вряд ли... Обычно всё иначе. Люди по собственному желанию "обращаются в железную веру" и сами начинают "проповедовать" её со страстью и фанатизмом, рискуя, порой, собственной жизнью. Потому и говорят - охота пуще неволи!

Acrassicauda и Джеймс Хэтфилд

Хотя случаи, когда людей силой принуждали слушать метал, наукой описаны. После начала отвратительной войны, которую американцы ведут в Ираке, появились сообщения о том, что плененных соратников Саддама Хусейна пытают, "используя оскорбительную для местных культурных традиций агрессивную громкую музыку". "Эти люди никогда раньше не слышали хэви-метал. Они просто не выносят его" - пояснял журналистам один из американских сержантов. Особенно эффективно действовала на иракцев композиция "Enter Sandman" группы Metallica.

Но сержант заблуждался - люди там всё-таки слышали метал. И задолго до начала оккупации в этой стране уже появилась соответствующая сцена. Сегодня нам известно несколько иракских групп - Amargi, Dog Faced Corpse, Brutal Impact, Semi Death... Но самая известная из них - Acrassicauda (адрес в Сети -www.myspace.com/wwwacrassicaudas5com; A. crassicauda - разновидность скорпионов). И этот трэш-квартет репетировал в одном из багдадских подвалов аж с конца 2000 года! Их барабанщик Марван Рейяд говорит: "У нас есть поклонники, есть люди разбирающиеся, знающие толк в этой музыке... Но для всех нас это не просто цирк. Мы в действительности живем в том жутком мире, о котором обычно поют в своих песнях металлисты. И всё это реально - настолько, что тянет блевать. Единственный стиль музыки, способный отразить всё это - метал. Поэтому я не пою поп-песенки на тему "любила - разлюбила"... В нашей жизни не было такого. Только война, только бомбы..." И ежедневный риск быть убитым.

При Саддаме, да и вообще в тех краях, хэви-метал не жаловали! Музыкантов Acrassicauda, как поклонников Сатаны и западной музыки, не раз угрожали убить; а свои инструменты они при перевозке укутывали в бесформенные пластиковые мешки - иначе запросто могли на улице напасть религиозные фанатики. А отрастить волосы для них означало лишиться головы, однозначно... Плачь, не плачь потом! Кстати, о головах. Группа Dog Faced Corpse, упомянутая выше, именована "в честь" одного такого инцидента - когда после очередных стычек на религиозной почве был найден обезглавленный труп с присобаченной к нему собачьей головой. "Метал всегда был ненавидим, его не понимали во всём мире, но в Ираке это было нечто особенное" - поясняет Латиф Ахмед, лидер Dog Faced Corpse. Так что Acrassicauda с трудом организовала себе лишь три концерта до американской агрессии в 2003 году.

Стало ли легче потом? Нет, просто к козням фанатиков добавился град бомб, их репетиционную базу обратили в руины. Двоюродная сестра Марвана была убита. "После завершения войны начался хаос, - вспоминает он. И когда мы решили дать свой первый концерт после бомбежек, то все равно боялись, что нам швырнут гранату прямо на сцену. Но мы пошли на это". И не раз - было три концерта, под усиленной охраной, при небольшом стечении публики, при отключаемом электричестве и на фоне непрерывно звучащих взрывов.

В итоге о них написал журнал Vice, затем о группе упомянули в документальном фильме 'Голоса Ирака' (2004), а в 2006 году съемочная группа из Канады, Эдди Моретти и Сарух Альви, отыскали их на руинах Багдада и с тех пор через объектив камеры следят за их судьбой. Из этого получился, как вы уже знаете, целый фильм - 'Хэви-Метал В Багдаде'. Он шёл на многих фестивалях - в Канаде, Мексике, Финляндии, Исландии, Бельгии, Греции, Польше. В США его показали на одном из телеканалов, в Британии - в некоторых кинотеатрах. В России... ну, а зачем? Смотрите лучше свою 'Любовь-Морковь'!

В итоге резонанс вышел сильный. Статьи и интервью с группой и создателями фильма появились в Daily Telegraph, Guardian и Rolling Stone. Газета New York Times писала, что этот "фильм, как никакой другой, возвеличил определенный музыкальный жанр и сделал хэдбэнгинг актом величайшего мужества". Ну, может тут мои коллеги и хватили лишку, но мнение Los Angeles Times можно разделить: "это рассказ о всепоглощающей, неослабевающей страсти. О ребятах, у которых просто нет выбора. Им приходиться продолжать".

И музыканты Acrassicauda стали беженцами, оказались в Сирии. Но ненадолго - тамошние власти не захотели продлевать им виз, и им пришлось как-то выбираться в Турцию. Многие наши соотечественники ездят греть жопу в эту замечательную страну, где "всё включено" и, заплатив пятьсот баксов, можно выжрать на тысячу! Вот только нашим героям, чтобы попасть на этот "курорт", пришлось продать личные вещи и все инструменты, а "включено" у них было только отсутствие бомбежек.

Помогла "заграница". Вмешалась компания Vice Media, на помощь группе было выделено $40.000, ещё немного насобирали от сочувствующих и в результате всяких благотворительных акций. В частности, им устроили концерт в Стамбуле. Иракцев пытались вначале пристроить в Германии или в Канаде, но тут вдруг "проснулось" правительство США и дало им статус беженцев. В феврале 2009 года все участники группы оказались на территории этой страны, и Международный Спасательный Комитет поместил их в скромной квартирке в Нью-Джерси. Для них ищут работу, даже помогают забрать из Багдада семьи. Им сильно повезло - из двух миллионов иракских беженцев в Штаты попала только сотая часть, и из этой части всего 47 музыкантов! "Это превзошло все наши мечты" - сказал басист Фираз Эль Латиф.

Мечты, однако, продолжили сбываться. Acrassicauda сами дали всего 9 концертов за 7 лет карьеры, но при этом на "настоящем" металлическом шоу побывали всего однажды - в Турции они сходили на Testament. И вот музыканты Metallica, тоже увидев как поживает 'Хэви-Метал В Багдаде', вышли на создателей фильма и внесли свою лепту. Они пригласили четверку иракских музыкантов на свой концерт в Нью-Джерси, и даже пригласили ребят за кулисы. Там именитые трэшеры подошли к ним (почему-то по одному) и засвидетельствовали своё почтение. Не знаю, извинялись ли они за свое правительство. Зато известно, что Джеймс Хэтфилд подарил им одну из своих гитар – аспидно-черный ESP, который подписал: "Добро пожаловать в Америку". "Это чтобы вера не угасала" - сказал он. И добавил, уходя: "Сочините на ней пару достойных риффов!"

"Мы вешали на стену их плакаты... не потому, что мечтали встретиться, даже и не думали об этом. Мы просто были связаны с нашими кумирами незримыми нитями. Они помогали нам пережить весь этот кошмар, сами не зная того. Мы просто верили в них, вот и всё" - сказал растроганный Марван. После концерта потрясенные беженцы заскочили в Burger King, а затем, уже дома, гитарист Файзал Талал подключил гитару к маленькому усилителю и стал наигрывать риффы группы Metallica.

Но... “Я просто хочу быть музыкантом, - продолжает Марван. - Хочу записать альбом. Но всё это давление со стороны прессы... Непонятно, им интересен я как музыкант или моя история?” Ответ очевиден. Они стали пешками в большой политической игре. Такова плата за сбывшиеся мечты. Теперь кто-то может сказать: "Ну вот, видите! Мы не из-за нефти Ирак разутюжили. Мы просто тамошних металлистов спасали!" И тем более - группа Acrassicauda обязана продолжать играть, другого выхода нет. Перед ними стоит трудная задача. Надо доказать, что металлисты из Ирака могут быть не только не хуже, но лучше всех! Нужно заставить "сержантов" понять, что иракцы - наследники культуры, которая древнее американской на тысячи лет. И она живет, видоизменяясь. Разбомбить её, уничтожить - можно. Но изменить этого факта нельзя!

Уэстон Коппола и Николас... оба КейджиА вот совсем другая история. Солнечная Калифорния. Не бомбят (пока). Юноша, которому нет ещё и двадцати (он родился 26 декабря 1990 года), выпускник одной из самых пафосных школ Беверли-Хиллз решает организовать блэк-метал-группу (и чему их там только учат!). Представлю его вам - Уэстон Коппола Кейдж, прошу любить и жаловать. Да, да - сын (хоть и внебрачный) "того самого" Николаса Кейджа и родственник Фрэнсиса Форда Копполы. А о них говорить излишне. Добавлю, что Уэстон тоже уже сыграл небольшую роль в фильме с участием отца - это 'Lord Of War' (в нашем прокате - 'Оружейный Барон'). И получил приглашение играть ещё в одном, 'Scared Straight'. Но... душа, как говориться, просила песни!

Да ещё какой... Группа Eyes Of Noctum (www.eyesofnoctumofficial.com) родилась в 2005 году, когда Уэстон решил попробовать себя в амплуа андеграундного исполнителя. Впрочем, вместе с гитаристом Асмодеем (Noctum), он уже год до этого "забавлялся" в инструментальном проекте Hells Disciple, ставил (цитирую официальную биографию) "эксперименты в области литературы, мифологии, философии и театра". Но дело заглохло. В следующие годы он периодически возвращался к сочинению текстов и музыки, "оживляя слова душой звука". Затем они с Асмодеем решили записать весь скопившийся материал. К лету 2008 года набрали ещё музыкантов и полетели в Швецию - записывать дебютный альбом 'Inceptum', который выходит в этом году на лейбле Morbid Rose Records!

А теперь - внимание! Записывал его в гётеборгской студии Fredman сам Фредрик Нордстрём (Dimmu Borgir, In Flames, Hammerfall и т.д.). Также в работе над диском принял участие ещё один известный продюсер - Джек Дуглас (Iron Maiden, Cheap Trick, Alice Cooper, Areosmith и т.д.). Барабанные партии исполнили шведский мультиинструменталист Сноуи Шоу (King Diamond, Mercyful Fate, Therion и т.д.) и норвежский барабанщик №1 Хэлхаммер (Mayhem и т.д.). В общем... и т.д. и т.п.!

Уэстон с приятелями, как я говорил, играют блэк. Ну, сами знаете, какой там у них бывает блэк, в Калифорнии. Такой же, как и вино. Технологии все соблюдены, сорта винограда те же, но совсем не то, что французское! Почва, знаете ли, не та... Но, как говорится, назвался груздем… А Уэстон назвался. "Я истинный любитель той музыки, что пришла из Норвегии и называется блэком. Она такая, реально необузданная. Некоторые группы вроде Cradle Of Filth делают её немного мелодичнее, так делаю и я, от этого всё... становится подобным творчеству Баха или чего-нибудь эдакого, симфонического" - поучал он пару лет назад необразованных гламурных журналюг на презентации модного салона своей мамы. "На меня иногда находит нечто такое мрачное, маниакальное - я хочу перебить всех вокруг" (все отшатнулись в ужасе). "Но также я хочу осветить им путь" (облегченный вздох). "Во мне всегда есть какие-то чувства, которые я не могу выразить. Как человек молодой, я тяготею к мрачной музыке..."

Это было не очень "в тему" презентации линии одежды Fulcage, посвященной "матерям-одиночкам". Да, мама Уэстона, Кристина Фултон, родила его от Кейджа вне брака и теперь претендует на роль "посла... 10 миллионов одиноких матерей Америки". И даже заправляет делами общественной организации "Фонд Одиноких Мам". Всё серьезно. Настолько, что Fulcage не забывает заодно уж предложить модели и для мужчин, и даже для собак. И не обязательно рожавших и одиноких... Да, за что бы они там в Калифорнии не взялись, всё какой-то вселенский цирк выходит!

Безотцовщина же продолжает нести несусветную чушь. "Я из династии великих актеров, и хочу сделать вклад в эту музыку и сделать этим честь моей семье. Надеюсь, люди смогут не оказаться в плену у того факта, что я сын знаменитых родителей, я все хочу начать сам, с чистого листа. Надеюсь, моё происхождение и прошлое не затмят того, что я хочу сказать, как личность." Это было бы так, подписывайся он просто 'Аркан'. Взял бы пример с папы, фамилия которого была не Кейдж, а Коппола. И который не оставил её, чтобы она облегчала ему промоушен, а поменял, чтобы она не мешала ему стать собой. Можно, конечно, представляется как Уэстон 'Аркан' Коппола Кейдж и заявлять: "Мы не хотим, чтобы от нас за версту разило Голливудом". Но ушат помоев после этого обеспечен!

Так и вышло. Издевательских комментариев хоть отбавляй. "Этот волосатик похож на голливудскую тёлку", "господи, вылитая Кейт Хадсон", "бедный Николас, я бы себя кастрировал, если бы знал, что мой сын станет блэкарем", "может, лучше папа споет?", "не люблю Демон Бургер... но это же просто их музыка... профильтрованная через... папины бабки", "все продюсеры мира это барахло не спасут" и т.д. Особенно досталось барабанщику - "из ксилофона люди выжимают звуки круче, чем этот чувак из кучи своих барабанов", "немедленно уволить" и "купить драм-машину"!

Действительно, история была скверная, и её ещё как-то неаккуратно поведал сам Сноуи Шоу. "Фредрик позвонил мне как-то вечером, и попросил заглянуть в студию - дать пару уроков какому-то молодому бедолаге из Лос-Анджелеса, который дико лажал... после того, как было потеряно несколько дней, он, как продюсер, обязан был что-то предпринять... Ладно, покажу ему, что да как - так я думал, когда ехал туда. Но оказалось, они решили заарканить меня в качестве "гостевого" музыканта. И хоть я никогда и не считал себя выдающимся барабанщиком, особенно в стиле блэк-метал... я сделал все, чтобы оправдать их надежды и ожидания. Пара дней - и все были счастливы".

"Тебе никогда не быть таким же удивительным, как твой отец" - жестоко резюмировал кто-то. Во всяком случае, Вэстону следовало бы подумать, прежде чем делать довольно глупые, неуместные заявления, шитые белыми нитками. Следовало бы не спешить с выпуском первого альбома. Потратить время на демо-записи. Попытаться отдать их на другие лейблы (а не организованный для него мамой Morbid Rose!). Ну и так далее. К сожалению, мало кто решится сказать правду "сыну знаменитости" в лицо, особенно когда видит в его руках пачку папиных банкнот...

Но это ошибки, которые при желании можно исправить. Ведь парень уже целых пять лет упорно играет не какую-нибудь модную музыку, а метал. И явно не ради денег. Он не поленился и взял уроки вокала у хорошего преподавателя. И теперь все - несмотря ни на что - хвалят его голос. После всей травли барабанщик не был уволен. Не выдержал позора, напротив, Асмодей... Но ему уже нашли замену. Вообще, в состав Eyes Of Noctum входят не маститые "студийные коты" и "наймиты сцены", а никому не известные ровесники и единомышленники Уэстона. И сейчас шаги они делают правильные - отменили выступление на норвежском фестивале Inferno (рановато ещё!) и совершают пока "паб-туры" по американской глубинке в компании таких же новичков - Closed Casket, Who Carries The Lantern и Bone Ritual. Кто видел, позитивно оценивают их шоу - во всяком случае, как отрепетированное и продуманное. А что касается папиного имени... Будем честны - не подпишись этот парень как Коппола Кейдж, мы бы о Eyes Of Noctum сегодня и не писали, ибо групп таких - пруд пруди. Так что, наверное, это было неизбежное зло!

Так что хочется им только удачи пожелать, и сказать - Бог в помощь... Да, боюсь, обидятся. Ведет худо-бедно речь идёт о какой-то своей идеологии... которую якобы в метафорическом смысле проповедует через метал Уэстон. "Eyes Of Noctum - метафора, символизирующая космос и звезды, которые в свою очередь, служат как бы проводниками во тьме". Вот так…

Ну, а как относятся ко всем этим метафорам и метаморфозам его "предки", так сказать? Папа Кейдж - нормально. Приходит за кулисы, фотографируется с сыном. А почему нет? Ему 45 всего, он мужик продвинутый, наш человек, можно сказать. Только посмотрите его 'Покидая Лас-Вегас' или, лучше, 'Поцелуй Вампира' - он там живого таракана реально перед камерой жрёт! И с гитаристом Ramones Джонни Рамоном он дружил. Так что он "в теме".

Да и мама тоже. 42-летняя Кристина сыграла роль Нико, первой певицы группы The Velvet Underground в фильме Оливера Стоуна 'The Doors'. И едва не вышла замуж за Шаграта из Dimmu Borgir! Свёл их, понятное дело, Уэстон, который не упустил шанс тесно пообщаться с Dimmu Borgir во время их концертов в Калифорнии. Уже и свадьба была назначена, в Норвегии. Но как-то всё "слили" потихоньку... А то бы он вполне мог сейчас подписываться как "Аркан Шагратович".

Так что мама поддерживает сына изо всех сил и любит его таким, как есть... Зато она отчего-то не любит рэстлеров, и даже сняла какой-то скандальный документальный фильм об этом. А ведь у рестлеров тоже есть душа, и они иногда поют!

Крис ДжерикоЧто вы, к примеру, скажете о персонаже по имени Коразон Де Леон, рост 181 см, вес 102 кг, сыне профессионального хоккеиста, с 19-ти лет занимающимся профессиональным рестлингом? Да так, что при этом он является единственным обладателем шести почетных титулов за 44 года истории WWE (World Wrestling Entertainment), первым в истории Бесспорным Чемпионом этой федерации, а также девятикратным Межконтинентальным Чемпионом? Думаете, дуб дубом? Ан, нет...

Я скажу вам о том же человеке другое: актер театра и кино ('Android Apocalypse' и 'Albino Farm'), писатель ('A Lion’s Tale: Around The World In Spandex'), ведущий нескольких программ на радио и телевидении (VH-1, E! Networks, Sci Fi Channel, XM Radio), музыкальный журналист (Metal Edge Magazine). Да ещё и металлист! И вы хорошо знаете его - как Криса Джерико (www.chrisjericho.com), одного из основателей группы Fozzy (www.fozzyrock.com).

Кристофер Кит Ирвайн родился 9 ноября 1970 года в Нью-Йорке, но был тут же увезен в Канаду, где и рос. И получил, кстати, второе гражданство! Убежденный христианин, он выбрал себе псевдоним "Джерико" не только из-за библейского города Иерихона, но и под впечатлением от альбома Helloween 'Walls Of Jericho'. И вообще, музыкой Крис начал увлекаться раньше, чем рэстлингом - уже в 9 лет он неплохо пел и написал первую песню, для двоюродной сестры...

Но история гораздо серьезнее началась в 1999 году, за кулисами одного из рестлинг-шоу, где Крис вдруг нос к носу столкнулся с Ричем Уордом из группы Stuck Mojo. Рич искал Криса, чтобы взять автограф. "Я был поклонником его группы и даже не думал, что он в свою очередь - мой поклонник". Крису действительно нравились Stuck Mojo, их музыка, энергетика и то, что они даже использовали в своем творчестве терминологию рестлинга. Так что они мило поболтали, обнаружилось, что оба они поклонники христианской группы Stryper, Journey и тому подобное. Вскоре Рич пригласил Криса оценить выступление ещё одной его группы - Fozzy Osbourne, которая исполняла только кавера.

Потом случилось так, что Крис вывихнул голеностопный сустав и несколько месяцев не выходил на ринг. От нечего делать он решил попробовать воплотить в реальность детскую мечту и стать вокалистом метал-группы. И вместе с Ричем они собрали первый состав группы Fozzy, заручившись поддержкой еще пары-тройки товарищей, в основном из того же Stuck Mojo.

"Как любой приличной метал-группе, Fozzy был нужен талисман... так появился Артур". Это здоровенный детина в свинячьей маске, которого придумали на первой репетиции перед первым шоу - саму маску Крис подглядел в видеоклипе Stuck Mojo. Позже Артур даже появился на обложке такого издания, как Rolling Stone! Но это уже позже...

А тогда группа подписала контракт с Palm/Megaforce Records. Причём, их даже не прослушивали. А сразу сказали: "О, группа с участием звезды рестлинга и звезды метала! Это прокатит!". Крис и Рич, конечно, такого не ожидали. Это их даже слегка поразило. Они вспомнили историю "фиктивной" рок-группы Spinal Tap и решили немного "обыграть" случившееся. И придумали "историю" Fozzy - якобы они подписали контракт на 20 лет с японцами, выступали там, а потом вернулись в Штаты и обнаружили, что все их песни украдены и раскручены на "большой земле" такими артистами, как Dio, Krokus, Twisted Sister, Iron Maiden, Motley Crue и Judas Priest. Сами же они скрылись за псевдонимами.

Лейбл не только все одобрил, но даже дал им денег на съемки псевдо-документального фильма про всё это - 'Unleashed, Uncensored, Unknown' при участии Закка Уайлда, Ди Снайдера, Себастьяна Баха и Майка Портного. Ну, и ещё немного на запись дебютного альбома 'Fozzy' (2000), где были просто-напросто кавера вышеупомянутых "воров". Всё прошло "на ура", многие композиции попали в радио-ротацию, состоялся успешный семимесячный тур.

Затем началась пора творческих исканий. Они насочиняли собственных песен и едва не поменяли название на Big City Knights. Но одумались и решили не дёргаться - в альбом 'Happenstance' (2002) снова включили много каверов, на композиции Black Sabbath, Scorpions, W.A.S.P. и Accept. После его выхода о них заговорили и за пределами США, 25.000 человек на немецком фестивале Bang Your Head встречали их не хуже, чем Slayer, Gamma Ray и Роба Халфорда. А уж на родине их и вовсе стали почитать как национальных героев. Крис едва успевал появляться во всяких телевизионных и радио-шоу, рассказывая о своем детище - у Джимми Киммеля, Говарда Штерна и так далее.

В следующем году вместе с Ричем они сотворили и выпустили DVD, где было много-много всего хорошего, включая 'Unleashed, Uncensored, Unknown', видеоклипы и концертные съемки... К сожалению, из-за сложностей с авторскими правами его вскоре пришлось изъять из продажи - теперь это коллекционная редкость. Так что диск 'All That Remains' (2005) Крис выпустил уже на собственном лейбле, Ash Records, чтобы не вышло как с DVD. Да и каверов там уже не было вообще...

В итоге суммарный тираж всех дисков превзошел 150.000 экземпляров, они объехали не только Америку и Канаду, но Европу, Англию и Австралию, а композиция "Enemy" стала гимном для WWE. C 2005 года Крис с головой ушел в музыку - ездил по миру с Fozzy, появлялся на музыкальном телеканале VH1, вёл колонку в журнале Metal Edge и открыл свое шоу на XM Satellite Radio, где демонстрировал невиданный кругозор в мире тяжелого метала. А ещё был приглашен в качестве "гостя" на запись альбома Dream Theater 'Systematic Chaos' (2007).

В 2008 году ему выбили-таки зубы, когда он вновь вернулся на ринг. Но остальные жизненно важные органы у него, как видно, в порядке - во всяком случае, готовится к выпуску диск 'Chasing The Grail' (2009), да и жена не жалуется (у них, кстати, трое детей - мальчик и две девочки-близняшки). Живет Крис то в Лос-Анджелесе, то в Тампе, где находится и "резиденция" группы. Кстати, не рестлингом единым жив метал! Игроки команды Национальной футбольной лиги Dallas Cowboys собрали хэви-метал-группу под названием Free Reign и уже подписали контракт со звукозаписывающим лейблом. Коллектив Леонарда Дэвиса, Марка Коломбо и Кори Проктера намерен выпустить свой дебютный альбом осенью 2009 года.

Рик РенстрёмКруто, если ты здоров и богат! Ну, а если беден и болен? Ведь такое бывает очень часто… И вот, в самой обычной американской семье, в Акроне, штат Огайо, всего на год позже Криса Джерико, 9 июня 1971 года, родился мальчик. Увы, с крайне тяжким врожденным дефектом развития. Диагноз - двухсторонняя дистальная фокомелия, радиоульнарная форма. Это означает, что у него нет предплечий и локтевых суставов, а изуродованные кисти прикрепляются прямо к плечу. На вид его руки напоминают ласты, и поэтому другое название этой болезни - "тюленеобразные конечности". Как правило, такой дефект имеет наследственную природу. А зовут его Рик Ренстрём (www.rickrenstrom.com).

Рик запросто мог бы, став взрослее, пить горькую или просить милостыню по электричкам, родись он у нас. Или попасть в какой-нибудь бродячий цирк, появись он на свет в таких же по уровню жизни странах, какими являются Маврикий или Тонго. Хоть тут ему повезло... Но всё же, позвольте - разве каждый американец с таким диагнозом может с гордостью сказать про себя: "Я - гитарист, композитор, поэт-песенник, аранжировщик, продюсер и большой фанат Формулы-1"? Это все - уже только его заслуга.

В 15 лет он увидел по телевизору выступление Ингви Мальмтина. Музыка, драйв, даже то, что он тоже имеет шведские корни, всё это зацепило его. "Буду так же" - сказал он себе. Прошел целый год тяжких тренировок, пальцы в кровь... Но зато в 16 лет он уже поступил в Университет Арконы на музыкальное отделение и 3-4 раза в неделю давал концерты со своей группой Shattered Innocence. Он упорно изучал классическую и джазовую гитары, теорию музыки, композицию, неустанно упражнялся. Попробовал свои силы во множестве коллективов - China Blue, Bastille, Metal Wolf, Wicked Ways. Занимался студийной работой. Сперва о нём узнали коллеги-музыканты - в их среде он снискал небывалый авторитет. Именно он, например, "сосватал" своего приятеля, тогда ещё малоизвестного барабанщика Ричарда Кристи, своему другу Чаку Шульдинеру (Death). "Это был шанс всей моей жизни" - вспоминает теперь Ричард с благодарностью.

Со временем пришло и "общественное" признание - в 1996 году Рик Ренстрём получил награду CFMA как "лучший соло гитарист", два года спустя выиграл конкурс M.A.R.S Challenge Orlando. Лишенный поддержки крупных лейблов, он не унывал - и одним из первых стал осваивать компьютерные технологии, вплотную занялся распространением MP3 со своей музыкой в Интернете - так о нём и узнали. Его композиции достигали вершины топа "закачек" в 2000 году на известном сайте MP3.com - безо всякой рекламы, не будучи изданы предварительно на физических носителях... Только пара композиций появилась на трибьют-альбомах - 'A Guitar Odyssey - A Tribute To Yngwie Malmsteen' (1999) и 'Warmth In The Wilderness - A Tribute To Jason Becker' (2000). А его уже даже не сравнивали, а просто ставили в один ряд с Мальмстином, Макальпином, Ваем, Блэкмором и даже с Элом ДиМейолой...

Настоящую известность принесло участие в работе над сольным альбомом Роба Рока (Impellitteri, Avantasia, Warrior, Axel Rudi Pell) 'Rage Of Creation'. В 2001 году их творческие пути буквально сплелись - они не только совместно записывают упомянутый альбом, но также "гостят" в студии группы Powergod, помогая сделать им диск 'Bleed For The Gods', оба участвуют в церемонии Metal Awards 2001 в Орландо, где Рик был провозглашен "лучшим метал-гитаристом", а Роб Рок стал “лучшим вокалистом"!

Рик становится туровым гитаристом Роба Рока, принимая участие и в студийных сессиях. Роб приглашает его для записи 'Eyes Of Eternity' (2003), затем в тур по Японии и десяти странам Европы, который включал появление на фестивале Bang Your Head.

А когда Эмо Моуэри (Nocturnus), Уэйд Блэк (Crimson Glory) и Ричард Кристи затеяли проект Tiwanaku, то Рик записал все сольные партии для демо, хотел принять участие в записи альбома и в концертах в его поддержку, но понял в итоге, что это "не его", и стал заниматься своим собственным сольным диском, тем более, что удалось заключить контракт на его выпуск с лейблом Mascot.

Роб Рок сильно помог ему - не только спел и сочинил несколько песен, но и стал исполнительным продюсером диска. На 'Until The Bitter End' (2003) Рику удалось собрать всех тех музыкантов, с которыми ему доводилось работать больше всего. Помимо уже знакомых вам Роба Рока, Ричарда Кристи и Уэйда Блэка, это были Брайан Глодд (Antithesis, Mindscape, Dark Arena), Ферди Доренберг (Axel Rudi Pell, Rough Silk, Taraxacum), Мэт Синнер (Sinner, Primal Fear) и Стивен Элдер (Rob Rock, Leash Law).

Кстати, группа Leash Law родилась прямо во время записи 'Until The Bitter End', как следствие инициативы Уэйда Блэка и Рика Ренстрёма, которую поддержали Моуэри, Элдер и Кристи - фактически, это была "расширенная версия" Tiwanaku. Им быстро удалось подписать сделку на два альбома с греческим лейблом Black Lotus и записать первый, 'Dogface', в 2004 году; но продолжения не последовало.

Всё участники Leash Law оказались заняты чем-то другим. В частности, в 2005 году Рик записывал гитарные партии для третьего сольника Роба Рока 'Holy Hell' (2005), принимал участие в проекте `Mistheria - Messenger Of The Gods' (сборный проект с участием разных известных музыкантов), выступал с концертами. Их концертное сотрудничество с Робом Роком продолжается и теперь, хотя в студии Роб проводит теперь больше времени с другим гитаристом, Импеллиттери. Впрочем, год назад на сайте www.shoutlife.com/rickrenstrom был выложен очередной их трек, записанный с Ренстрёмом - "You & I".

Боюсь, я упомянул ещё не все работы Рика, но даже перечисленное выше вызывает восхищение и удивление - как будто у него не одна пара увечных рук, а несколько вполне здоровых, как у сказочного индийского божества... Бога, кстати, убежденный христианин Рик Ренстрём называет в качестве одного из своих главных творческих вдохновений.

Fratello MetalloНо что заставляет одного из его скромных служителей, седобородого итальянского монаха хватать микрофон и исполнять хэви-метал в компании волосатых парней? Да, вот уже который год на местном фестивале Gods Of Metal публика ждёт его появления, словно второго пришествия или библейского чуда, и встречает не менее вдохновенно, чем Down, Iron Maiden, Judas Priest, Iced Earth, Morbid Angel. А вышеупомянутые вовсе не ревнуют его, а почитают, как старшего брата!

Речь идёт о группе Fratello Metallo (Металлический Брат - www.fratellometallo.it) и её кардинале - брате Чезаре Боницци (www.fratecesare.com), самом настоящем монахе из Ордена Братьев Меньших Капуцинов. Орден этот появился почти пять сотен лет назад, и был одним из самых демократичных, близких к народу. Капуцины буквально бравировали своей бедностью и неграмотностью, и даже название свое получили в насмешку, из-за остроконечного капюшона, пришитого к бурому хабиту (рясе). На ногах они носят неизменные сандалии, а подпоясываются веревкой с узлом, символизирующим нерушимость обетов. Вот в таком виде и выскакивает брат Чезаре на сцену!

Но так было не всегда. Чезаре родился в декабре 1946 года близ Кремоны, в семье, где было 10 детей. Работать и заботиться о себе ему пришлось с ранних лет, какое-то время он был рабочим на фабрике, сварщиком и даже парикмахером, служил в армии. Но в 29 лет он вступил в монашеский орден, и тут же был направлен миссионером в Кот-д'Ивуар (Берег Слоновой Кости). Возвратившись в 1983 году, он получил сан священника.

Музыкой же он занимается с 1990 года, выпустил уже несколько альбомов в самых разных стилях, от нью-эйдж и до откровенной эстрады в лучших традициях Адриано Челентано и Тото Кутуньо! Но после того, как однажды он попал на концерт Metallica, то искренне уверовал в метал как в "наиболее энергичный, живой, глубокий и искренний музыкальный язык." "Грегорианские песнопения имеют ту же природу, что и хэви-метал" - убежден он.

Его первый "тяжелый" альбом 'Droghe', как он говорит, "был ещё достаточно легким, роковым". Его группа тоже вначале имела несколько облегченное название - Metalluminium... Но его главные фавориты - это Megadeth и Metallica, так что с 2008 года, с момента выхода убойно-тяжелого альбома 'Misteri', он окончательно стал "своим" среди металлистов!

Входящие в его команду музыканты вовсе не монахи и гораздо младше брата Чезаре по возрасту. Но гитарист Чезаре Занотти утверждает: "Проведя пару минут с ним, вы забудете и о его сане, и о его годах ... Из него так и прёт жизнь, угар и энергия, а это главное для стиля хэви-метал!" Если говорить о брате Чезаре как о вокалисте, то следует отметить некоторые особенности его стиля. Зачастую он не поет, а просто читает под музыку текст с интонациями, напоминающими церковную проповедь; ну, а уж когда действительно запоет, то звучит это ой как солидно!

Голос у Чезаре низкий, с хрипотцой. Он и сам себя называет "поющим проповедником", хотя и не вынашивает планов обратить всех металлистов в христиан. Он просто пытается пропагандировать общечеловеческие ценности и "любовь к жизни, ничего более". "Я не читаю мораль... если я чего-то хочу сделать для людей, так это просто вернуть их к нормальной жизни, вернуть им наслаждение ей". Да, у него есть песни о Деве Марии и так далее, но в основном его тексты - всего лишь пропаганда здорового образа жизни. О том, как вреден алкоголь, который "греет сердце, но убивает печень", как важен секс для мужчины, "но только правильный"... Ну и ещё кое-что на общие темы - в одной из композиций даже звучит фамилия Гагарин! Раньше он, кстати, пел на латыни и на итальянском, но альбом 'Misteri' - на английском языке.

Ведь пора покорять мир! Брат Чезаре и его команда выступают очень часто, 100-150 раз в год, но только в Италии. Теперь к нему поступили предложения посетить Бразилию и Японию. "Мне бы в мировой тур поехать" - вот о чем он раздумывает теперь. Тем временем его группа появилась в телешоу Lucignolo (канал Italia 1) и подписала контракт с мейджором Universal Music. Популярность растет как на дрожжах. "Мы и сами не понимаем, что происходит, - изумляется метал-батюшка. - Рекламы никакой не было, диск тогда даже ещё не вышел. Правда, я уже три раза выступал на Gods Of Metal..."

Но как же представитель церкви уживается на одной сцене со всяким "сатанинским отребьем" и наоборот? "90% металлистов хорошие, они понимают меня, остальные... более экстремально настроены, - признает он некоторые трудности. - Они говорят: нам не надо церковных крыс! Они пытаются казаться сатанистами, но есть только несколько групп, заявляющих об этом однозначно. При этом я всё равно не знаю, правда ли они такие, или это просто рекламный трюк". Сам Чезаре на сцене "козу", конечно, не строит - но иногда выкидывает вперед руку с двумя растопыренными как буква "V" пальцами... "На языке жестов это значит - я люблю вас!"

Но нравится ли то, что он делает, его "церковным" начальникам? Он утверждает, что старшие священники не имеют ничего против. Более того, в ближайшее время он намерен послать новую пластинку своего коллектива в подарок Папе Римскому Бенедикту Шестнадцатому. А там, как знать - может и дуэтом споют, ведь Бенедикт и сам записал недавно новый (уже не первый!) альбом и он будет выпущен лейблом Geffen/Universal 30 ноября. Его товарищи-капуцины тоже, как будто, не возражают. Хотя сами Fratello Metallo и не слушают. Говорят, для них это "слишком громко"!