III: Вольному воля, а металлистам - главные роли!

Various Artists

Металлисты Поневоле

Автор: Юра „Хирург“

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино» (В. И. Ленин). Вдумайтесь, Ильич был прав! Выражаясь метафорически, "кино, вино и домино" - это всё, ради чего в основном живут и "крутятся" люди, всё укладывается в эти три ёмких понятия. А музыканты - они такие же люди. Про то, как они пьют "вино", мы уже не раз говорили, про "домино"... ну, как-нибудь в другой раз. А сегодня для вас... специальное, "тяжелое" кино!

Tenacious D

Четверть века назад был создан крайне важный прецедент. «Великий немой» загрохотал... Тогда на киноэкраны вышел пародийный псевдодокументальный фильм Роба Райнера 'Это - Spinal Tap', рассказывавший о вымышленной английской метал-группе. Сам Райнер играл роль "режиссера-кинодокументалиста", а "музыкантов" изображали актеры, которые и в действительности неплохо владели инструментами - может, поэтому всё получилось слишком убедительно, и юмора никто не понял. Фильм в прокате провалился - массовому зрителю неинтересно смотреть документалку про неизвестных ему персонажей, а не про "звёзд". При этом часть публики настолько поверила в реальность истории, что всерьез стала требовать "продолжения банкета" в ином качестве - от Spinal Tap требовали... альбом! Пришлось пойти навстречу - "железные киногерои" шагнули с экранов на сцену, став группой в реальной жизни. И издали уже три студийных диска (правда, с промежутками почти в 10 лет); последний вышел в 2009 году. Кроме того, есть и несколько бутлегов - а это уже неоспоримый показатель популярности.

Нечто похожее произошло и в случае с шуточным метал-дуэтом Tenacious D. Всерьез о них узнали только после выхода кинокомедии с их участием 'Медиатор Судьбы' в 2006 году. Этот уморительный фильм (рекомендую!) практически целиком был "разрезан" на видеоклипы, попавшие в ротацию на все крупные музыкальные каналы, на диске был выпущен саундтрек. Кажется, всё прямо как со Spinal Tap, но... на самом деле - несколько иначе. Tenacious D как дуэт существовали уже с 1994 года. Но никому не были особенно интересны, дальше клубных и пляжных выступлений дело не шло. Но вот, в 1999 году Tenacious D снялись в одноименном телесериале, а в 2001 году выпустили дебютный альбом, который стал весьма популярен - сингл 'Tribute' вошел в первые десятки многочисленных чартов. Так что вышедший спустя пять лет фильм, скорее, сделал популярными их как актеров - Джека Блэка и Кайла Гасса - и позволил им продолжить карьеру в "большом кино".

И вот, наконец, случай диаметрально противоположный Spinal Tap. Ещё весной 2007 года на очередной кинофестиваль в Каннах глава международного отдела финского Госкино Кирси Тюккюлайнен притащила с собой группу Lordi - они тогда только что выиграли конкурс Евровидения и теперь должны были развлечь деятелей киноискусства бесплатным ночным концертом на набережной Круазетт. Пользуясь удобным случаем, Мистер Лорди (Томи Путаансуу) заявил, что уже ведутся работы над фильмом ужасов с участием всех музыкантов группы под названием 'Тёмные Уровни'…

LordiРаботы эти были организованы следующим образом. Они получили от родного правительства субсидию в размере 300.000 евро, затем привлекли к финансированию некие финские и исландские компании. Бюджет составил 4,2 миллиона евро. Режиссера искать не пришлось - им стал Пит Риски, который снимал все их видеоклипы (а по суть - маленькие фильмы ужасов). Съемки велись на севере Финляндии. Мистер Лорди вспоминает: «Когда мы писали сценарий и разрабатывали концепцию нашего кино, то взяли за образец американские и японские хорроры... Но наш фильм не будет нацелен исключительно на подростковую аудиторию... он снят не просто для тупоголовых пожирателей попкорна. В нём будут чудовища, неожиданные сюжетные повороты и, разумеется, пугающие сцены. Но это будет в некотором роде и психологическая лента". Ну, не знаю... В общем, всё банально. Папа забирает дочку из психбольницы, они садятся в лифт, он вдруг ломается и доставляет их на 'Тёмные Уровни' где, как вы догадываетесь, их пытаются пожрать Мистер Лорди и его коллеги - Несокрушимая Мумия, Графиня-Вампир, Демон-Бык и Инопланетный Зверочеловек. Вот, собственно и вся "психология".

Или ещё один фильм, который тоже нельзя назвать выдающимся, скорее, просто полезным - 'Внимание! Нецензурные Выражения'. Он о том, как вконец охреневшие от безделья и скуки жены американских сенаторов в 1986 году сколотили некую "общественную организацию" и едва не добились серьезных ограничений в продаже рок-музыки с откровенными текстами. В общем, это реальная история появления на дисках известной вам наклейки "Warning: Parental Advisory". Права музыкантов на слушаниях в конгрессе лихо, "с огоньком", отстаивали тогда Фрэнк Заппа и руководитель Twisted Sister Ди Снайдер. Последний в фильме играет сам себя!

В вышеупомянутых картинах замечательно то, что самих себя в них играют участники настоящих метал-групп, а в саундтреке звучат их реальные песни. Гораздо чаще, в лучшем случае, роли известных музыкантов в кино исполняют их менее известные коллеги - Боб Гелдофф (Boomtown Rats) в фильме 'Стена' (по мотивам альбома Pink Floyd) или же просто актеры - посмотрите 'Контроль' Антона Корбайна (о Йене Кертисе из Joy Division), 'Последние Дни' Гаса Ван Сента (о лидере Nirvana Курте Кобейне), 'Рок-Звезда' Стивена Херека (история вокалиста Judas Priest Тима Оуэнса), 'В Дурмане' Стивена Вулли (про Брайана Джонса, The Rolling Stones) и знаменитый 'The Doors' (надеюсь, хоть тут комментарии излишни).

Элис КуперБыло дело и наоборот - музыканты с мировым именем изображали на экране невесть кого, но... черт побери, удачно! Вспомним первый и, кажется, пока что последний фильм, где Элис Купер играет главную роль (его мелькание во многочисленных эпизодах таких известных картин, как 'Кошмар На Улице Вязов', 'Принц Тьмы' и 'Мир Уэйна' рассматривать даже не будем). Речь пойдет о культовом испанском фильме ужасов 'Левиафан' (1984), где мастер ужаса музыкального играл роль рок-певца Винсента Равена. По сюжету он возвращается в родные края для съемок видеоклипа (натурой стал городок Торрелодонес под Мадридом). В процессе его начинает преследовать какое-то древнее родовое проклятие, связанное с оборотнями, и всё заканчивается весьма трагически для Равена - его убивает его же подруга.

Оговорюсь, что в фильме нет ничего автобиографического, и объединяет Равена и Купера только профессия и имя Винсент (Элис Купер на самом деле - Винсент Фурнье). Всё прочее - чистой воды "фикшен". А Купер жив и даже продолжает сниматься в эпизодах, его самая свежая роль - это бармен в фильме 'Соси' (2009), рассказывающем о рок-группе, где играют вампиры-кровососы. Там, кстати, заняты ещё Игги Поп, Алекс Лайфсон (Ruch) и Генри Роллинз...

Стоп-кадр! Генри Роллинз - вот, пожалуй, единственный металлист, сделавший самую впечатляющую актерскую карьеру. Вначале ничего, кроме его настоящего имени (а его зовут Генри Лоуренс Гарфилд - прямо как киношного кота), не намекало на то, что он сможет пробиться в Голливуд. Еле закончил школу, колледж бросил, пошел работать курьером в каком-то научно-исследовательском институте, а потом устроился в магазин мороженого. Но панк-рок любил беззаветно - и когда в 1979 году помогал устраивать концерты для группы Teen Idles, попробовал и сам спеть. Народ сошелся во мнении, что он "весьма колоритный здоровяк". Так он оказался за микрофонной стойкой в Bad Brains, затем в State Of Alert (S.O.A.), и однажды, на концерте уже известной тогда группы Black Flag, он выскочил на сцену, растолкав всех по пути, схватил микрофон и... пел там с 1981 года целых пять лет.

Генри РоллинзBlack Flag ещё не был "спущен" - а его кино-карьера уже помаленьку поползла в гору. Всё началось с маленьких документальных лент о панк-сцене, где снималась группа, и прежде всего, конечно, Роллинз - ибо действительно был колоритен! Пара-тройка таких фильмов, а затем - роль в трэш-короткометражке Ричарда Керна о сексуальном насилии 'Правая половина моего мозга' (1985) с Лидией Ланч в главной роли (рекомендую!). Но после распада Black Flag в 1986 году он всё-таки собирает новую группу, Rollins Band. И по-прежнему в основном посвящает себя музыке, хотя в 1991 году и появляется ещё в одном коротком фильме, 'Слова В Лицо', где он играет самого себя - музыканта, поэта, писателя и артиста разговорного жанра!

Да, уже в то время Роллинз, несмотря на то, что альбомы 'The End of Silence' (1992) и 'Weight' (1994) придали его новой группе некоторый вес, активно работал в других направлениях. Например, написал целую серию книг, основанную на путевых заметках (он много ездил по США, выступая с концертами, иногда сам - автостопом). Теперь таких работ уже более тридцати, но наиболее известна 'Полезай В Кузов!' о славных временах с Black Flag, изданная в 1994 году ещё и как аудиокнига. За неё, как "за лучшую запись в разговорном жанре", Генри получил награду Грэмми! С тех пор он возглавляет своё издательство 2.13.61 (ну-ка, отгадайте, когда у него день рождения?); издательство это занимается выпуском книг, DVD и аудиодисков, в том числе и в разговорном жанре. В 1994 году он написал один сценарий - для фильма 'Десять Монологов Из Жизни Серийных Убийц', но живое участие в процессе съемок занимало его больше. И предложения вести и озвучивать кое-какие программы и сериалы на MTV, VH1, Comedy Central он не отвергал никогда. Так его талант был однажды замечен...

Голливудским дебютом Генри стала второстепенная роль офицера полиции Доббса. Но сам фильм был, скорее, из разряда первостепенных. Ведь в 'Погоне' (1994) снимался Чарли Шин! Кстати, ещё Энтони Кидис и Фли (оба из Red Hot Chili Peppers). Но именно Роллинз был провозглашен затем "мужчиной года" журналом Details. И тут же получил приглашение сниматься сразу в двух реальных блокбастерах - 'Джонни Мнемоник' (1995, в ролях - Киану Ривз, Дольф Лундгрен, Такеши Китано и, простите, Айс Ти) и 'Схватка' (1995, с Аль Пачино, Робертом Де Ниро и Вэлом Килмером). Конечно, роли были далеко не главные, но запоминающиеся. Особенно в 'Джонни Мнемонике' - там его ("Спайдера"), типа, режет скальпелем сам Дольф Лундгрен ("Уличный Проповедник") - великая, знаете ли, честь!

После эпизодической роли «человека без шеи» в телесериале 'Уокер, Техасский Рэйнджер' и участия в невразумительном канадском фильме 'Платина', ему снова подвернулся отличный шанс. Это работа в триллере 'Шоссе В Никуда' (1997). Генри играл всего-навсего тюремного охранника, но зато лично познакомился со знаменитым режиссером Дэвидом Линчем (кстати, многие сцены снимались прямо у Линча дома), а то, что роль была небольшой, его не расстроило - ведь даже Мэрилин Мэнсон и Твигги Рамирес появляются в фильме ненадолго, в самом конце, и вовсе... в роли порно-актёров!

И тут... То ли ассистенты по подбору актеров углядели в этом качке что-то милое и смешное, то ли сыграло свою роль его активное участие во всяких комедийных телесериалах и передачах. Но его героическое амплуа сменилось вдруг на комическое. Бармен Сид Гроник в малобюджетной "комедии ужасов" 'Джек Фрост' (1998, с Майклом Китоном) - это он, наш герой. Фильм не сделал больших сборов. Вообще, забегая вперед, скажу, что Генри так и не удалось потом сняться ни в одном по-настоящему "большом" кино, хотя роли ему время от времени доставались весьма значительные. Впрочем, лента 'Отчаянные Красотки' (1999, Клаудия Шиффер) ещё завоевала приз международного фестиваля в Нью-Йорке как "лучшая романтическая комедия". Там Генри изображает безумного бармена, который терроризирует героиню... И это был последний взлёт в его карьере.

Терроризировать слушателей своей музыкой он всё равно больше не хотел, и группа The Rollins Band в 1998 году была распущена. Кстати, забыл упомянуть, что музыку к фильмам он тоже сочинял, и к довольно значительным - среди них, например, 'Спаун' и 'Байки Из Склепа'. Между тем, мелькание на теле- и киноэкранах заметно участилось. В 2000 году вышел триллер с его участием 'Единственный Выход' (с Билли Зейном), а также мультфильм 'Бэтмен Будущего: Возвращение Джокера', где он озвучил пару персонажей. Потом были 'Сцены Преступления' (2001, с Джеффом Бриджесом) и три комедии подряд с его эпизодическими ролями - 'Продвинутый Новичок' (2002, в компании с Ванилла Айс и Томми Ли), 'Чудаки' (2002) и 'Плохие Парни II' (2003, с Уиллом Смитом).

Количество же вышедших с 2003 года по сей день документальных фильмов с его участием, телесериалов, шоу и просто "озвучек" просто не поддается исчислению - это уже вполне серьезная, профессиональная деятельность. Он продолжил сниматься в эпизодах - 'Дом на холме' (2003), 'Алиби' (2005), 'Блудливая Калифорния' (2007). Были и две значительные роли - "тренер" в монструозном ужастике 'Пиршество' (2005) и "Дэйл Мерфи, отставной офицер" в каннибальском триллере 'Поворот Не Туда 2' (2007). В обоих фильмах Генри принял весьма мученическую смерть, и не сразу после заглавных титров. В общем, парню дали развернуться... Последняя на сегодняшний день его работа в кино - это роль священника (тоже далеко не главная) в фильме ужасов 'Геенна' (2009).

Джин СиммонсРоллинз не стал кинозвездой. Но он, можно сказать, до звезд дотянулся. Он был там, где-то рядом. А лучше, как известно, колымить на Гондурасе, чем гондурасить на Колыме! Тем более, что на голливудском Гондурасе колымили люди куда более значительного масштаба, отцы, можно сказать! К примеру, Джин Симмонс из группы Kiss. Этот почтенный муж тоже снялся с 1984 года в нескольких паршивых боевиках и комедиях, из которых только парочка достойна упоминания. Это 'Взять Живым Или Мёртвым' (1987), где он играет по сей день актуальную роль арабского террориста Малака Аль Рахима и противостоит агенту ЦРУ в лице самого Рутгера Хауэра! И ещё 'Конфеты Или Смерть' (1986), это ужас на тему сатанизма в музыке хэви-метал, примечательный, кроме того, появлением в нём Оззи Осборна в роли телевизионного проповедника. Говорят, что на вторую роль в этом фильме хотели пригласить Блэки Лоулесса из W.A.S.P; не знаю, что там случилось, но сыграл её актер Тони Филдс.

Кому-то, надо сказать, везет больше. Например, вокалист L.A. Guns Фил Льюис сразу получил вторую роль в фильме 'Повелитель Ведьм' (2008). Ему улыбнулось счастье сыграть там крупнейшего специалиста по оккультной технологии вуду, злобного колдуна доктора Пинэаса Гордона. А всё-таки, кто же дошёл до ролей главных?

Ну... Джонатан Дэвис из Korn, например. На его счету уже две таких. Во-первых, это фильм 'Син-Джин Смит', где он играет Дьявола, старательно прикидывающегося обычным безымянным уголовником; и ещё 'Иов', в котором он и есть тот самый Иов, справедливый "ангел мести", наказывающий набедокуривших в летнем лагере для мальчиков священников. Конечно, Джонатан получил эти роли не "вдруг".

Во-первых, режиссер 'Иова' откровенно сказал: "Я надеюсь, что его участие не просто позволит фильму выдержать испытание временем, но и принесет ему кучу новых зрителей". Из числа поклонников Кorn, понятное дело... А во-вторых, у Дэвиса уже есть и определенная актерская репутация. Он начал со скромного эпизодического участия в "готической сказке про вампиров" 'Королева Проклятых' (2002), затем удивительно правдоподобно сыграл торговца наркотиками в комедии 'Глядя На Других' (2004) и весьма выразительного "клерка" в драме 'Натюрморт' (2005), повествующей о сложном, противоречивом мире окончательно спившегося художника. Так что... сейчас Дэвис работает над сценарием фильма 'Забвение' вместе с Клайвом Баркером, автором бессмертного ‘Ночного Народа’.

Не удаляясь от темы Кorn сообщаю, что ныне нас преследуют ещё и упорные слухи о проекте Schwarzenator, целиком и полностью посвященном "терминатору Калифорнии" Арнольду Шварценеггеру, который мутит гитарист группы Шейн Гибсон. Надеюсь, о культурном обмене "’Терминатор-2’ - AC/DC" вы ещё помните. И, пользуясь случаем, сообщаю: вокалист австралийцев Брайан Джонсон в рамках сотрудничества между метал-сценой и Голливудом сыграл в 2005 году в фильме 'Гол!' эпизодическую роль фаната футбольной команды Newcastle United. Однако вряд ли он жаждет карьеры в кино - ведь в том же году он представил в Нью-Йорке отрывки из своего классического мюзикла 'Елена Троянская', да и успех последнего студийного альбома AC/DC внушает оптимизм относительно перспективности его основной работы... А за эпизодические роли футбольных хулиганов взялся гитарист Darkane Кристофер Мальмстрём, засветившись в шведском фильме 'Ненавижу Гётеборг'...

Вообще, грамотный подбор актеров на ту или иную роль значит очень много. Представьте, если бы в 'Титанике' вместо Леонардо Ди Каприо снялся Брюс Уиллис. Да он бы всех спас и получилась бы совсем другая история! Самому все решать, самому определять, каким будет кино и его герои - вот настоящая "идея фикс" для настоящего свободного художника, поэтому некоторые особо неординарные металлисты предпочитают не сниматься в кино, а его снимать...

Роберт Каммингс (он же Rob Zombie)Когда на экраны вышел ужасающий 'Дом 1000 трупов', то кинообозреватели зачастую писали что-то вроде: "Молодой и неизвестный, но талантливый режиссер и сценарист Роб Зомби дебютирует с художественным фильмом". А уж не так он был молод, под сорок, надо заметить, и нам с вами очень хорошо известен - но не как режиссёр и сценарист, а как металлист!

Роберт Каммингс (он же Rob Zombie) также бывший байкер, бывший арт-директор порно-журнала и бывший основатель метал-индастриал-коллектива White Zombie, существовавшего с 1985 года. Группа была очень популярна, подписана на мейджор Geffen, имела два платиновых диска и кучу песенок в саундтреках разных фильмов и телешоу. Но, тем не менее, в 1998 году была распущена. Началась сольная карьера Роба, и его дебютный альбом 'Hellbilly Deluxe' разошелся тиражом в три миллиона копий только в США. Но в 2003 году Роб бросил и эту затею - во всяком случае, на какое-то время. И решил сам снимать фильмы ужасов!

Почему? А просто нравилось ему. Благо, были деньги, возможности, связи, а главное - страсть к ужастикам с юношеских лет. Ведь даже свою группу White Zombie он назвал в честь одноименного черно-белого фильма 1932 года с Бэлой Лугоши! Для начала он сел за сценарий, который успешно пристроил на Universal Pictures. В 1999 году начал съемки. И к началу 2003 года ещё не управился. Такого рода "задумчивость" встревожила хозяев компании Universal, они не были уверены в успехе, а вот затраты уже исчислялись миллионами. И они решили "слить" фильм другой конторе, Lion's Gate Films, о чём потом, наверное, пожалели - ибо в итоге кино с бюджетом 7 миллионов долларов принесло целых шестнадцать миллионов!

При этом нельзя сказать, что от зрителей прямо таки не было отбоя, а критики и вовсе 'Дом' разобрали по кирпичикам. Сюжет действительно не блистал оригинальностью - две молодые парочки оказываются в доме одной "эксцентричной семьи, которая после пустяковой ссоры оказывается сборищем кровожадных садистов". При этом режиссер постарался визуализировать все, что можно и нельзя, получился откровенный фарш с элементами явной издёвки над всеми и вся, словом, "старый металлюга" дорвался до камеры и поразвлекся на славу. Фильм даже был запрещён в Республике Беларусь. Действительно, ужас! С другой стороны, быстро сформировалась и фэн-база ‘Дома’- не только из поклонников Роба Зомби, но из любителей соответствующего жанра кино.

Последовало продолжение - 'Изгнанные Дьяволом' (2005), где брат одной жертвы мстит гостеприимным хозяевам того самого дома. Эту ленту Зомби зачем-то сделал серьезной, во многих отношениях академической, "как учили". Критикам понравилось гораздо больше, а вот зрителям - меньше. Благо, затраты на производство вышли относительно небольшие - всего 5 миллионов зеленью. И фильм окупился.

Зато два года спустя в американском прокате с оглушительным треском провалился 'Грайндхаус' - совместный проект Квентина Тарантино и Роберта Родригеса. Картина содержала два практически полнометражных эпизода и пять рекламных трейлеров вымышленных фильмов. Это была стилизация под дешевый кинотрэш, и даже само слово "грайндхаус" означает кинотеатр, специализирующийся на сдвоенных сеансах подобной продукции по цене одного билета. Но бюджет! Снять трэш за 67 миллионов баксов - финт достойный, скорее, Буратино, чем Тарантино...

Как же мог наш Роб отказать себе в удовольствии принять участие в подобном? Никак! И он от души помог ребятам шикарно потратить деньги кинокапиталистов Боба и Харви Вайнштейнов, целиком снял один из пяти трейлеров - 'Волчица-оборотень СС'. "Знаете, все эти старые фильмы 'Ильза - Волчица СС' (настоятельно рекомендую! - Srgn.), 'Фройлян Дьявол' и 'Концлагерь Любви - 7', я всегда находил их наиболее впечатляющими в такого рода жанре" - так сказал Роб и поспешил поделиться своими находками с миром в минимально переосмысленном и максимально сжатом виде. Жена Зомби, Шери Мун, сыграла Еву Крупп, офицершу СС. Она, надо сказать, снимается почти во всех фильмах Роба. Также в кадре появились старина Удо Кир (рекомендую ‘Лили Марлен’ (1981) и ‘Европа’ (1991) с его участием) и Николас Кейдж. Последний даже от гонорара отказался, сказав, мол, "удовольствие видеть то, как вас раз пять распнут за всё это, не может сравниться ни с какими деньгами!".

Так незаметно, за всякими забавами, настало время для съемок глумливого римейка классического блокбастера ‘Хеллоуин’ (2007). Версия от Зомби саркастически переосмысляет и лихо дополняет оригинал Джона Карпентера. Знаете, как бывает, когда римейк сделан точно по оригиналу - засыпаешь на том же месте... Тут все не так. Есть даже несколько эпизодов, которые не могут не порадовать знатоков - в начале фильма показывают телевизор, по которому идет тот самый 'White Zombie' с Лугоши, а главный герой вырезает свою семью под звуки баллады "Love Hurts" группы Nazareth. Плюс участие Малькольма Макдауэлла, знакомого нам теперь (ура!) Удо Кира, Шери Мун, конечно же... В итоге картина с бюджетом в 15 зелёных «лимонов» собрала в прокате более тридцати одного! Это, конечно, лишь половина от доходов оригинального 'Хеллоуина' (тот принес 78 миллионов долларов), но в наше, кризисное время... Согласитесь, неплохо!

Это понимали даже расчетливые Вайнштейны - и они попросили Роба взяться за продолжение. Пообещали достаточно денег, дали год на работу, но он отказался, сославшись на усталость. И кино отдали другим людям. Зомби же в 2008 году продюсировал мультфильм о приключениях мексиканского рэстлера Эль Супербисто, а к декабрю одумался. И взялся-таки за ‘Хеллоуин II’! "Я пообещал себе, что никогда не буду снимать продолжение... Но не смог удержаться" - вспоминает он. Он начал работы в феврале 2009 года, а в августе уже управился. Потратил меньше двадцати миллионов, а фильм принёс уже свыше тридцати. Критики в истерике, зрители пока ещё картину смотрят. Всё, как обычно...

Как обычно господа Вайнштейны объявили о готовности снять третью серию (фильм должен выйти в середине 2010 года). Но, говорят, в этот раз Роб Зомби её точно снимать не будет - нужно "иное видение материала". Она будет стереоскопической – чтобы вы, гады, её не скачали с Интернета на халяву. А у Зомби, в общем, иные планы - снять кино 'Тиранозавр Рекс' в 2010 году и "реанимировать" фантастический фильм 'Капля' (1958) в 2011 году. Но это все в будущем. А 3 октября 2009 года наш деятель стал "заслуженным" - получил титул "режиссер года" при раздаче наград в номинациях Chiller-Eyegore Awards. Эта национальная премия в сфере кинематографических ужасов вручается уже в седьмой раз, а среди удостоившихся её есть и ещё один «наш человек» - Элис Купер! Да что говорить, Зомби действительно признанный мастер. Ему доверяют. Не секрет, например, что он снял все ролики группы White Zombie. Но и такие артисты, как Оззи Осборн, Black Label Society, Prong и Powerman 5000 со спокойной душой поручали ему производство своих видеоклипов!

Конечно, ему трудно соперничать с таким известнейшим клипмейкером с мировым именем, как Йонас Акерлунд. А ведь этот швед, заказывать клипы которому почитают за честь все, начиная от Metallica и заканчивая Мадонной, в семнадцать лет был барабанщиком группы Bathory! Да, Bathory не всегда были проектом одного Куортона, да и сам Куортон называл себя тогда Спэйдом. В 1983 году он основал свою знаменитую группу вместе с басистом Ханоем и барабанщиком Вансом - это и был "законспирировавшийся" Йонас Акерлунд. В таком составе были записаны композиции "The Return Of Darkness And Evil" и "Sacrafice", которые попали на сборник 'Scandinavian Metal Attack'. Состоялась и пара концертов. Но когда Спэйду предложили контракт на запись альбома, то он вдруг "перекрестился" в Куортона и к 1984 года прогнал Ханоя и Ванса...

Йонасом АкерлундВанс снова стал Йонасом Акерлундом и в 1988 году заявил о себе в качестве видеорежиссёра - снял клип "Bewitched" для Candlemass. Слов нет, почетно, но довольно безнадежно и безденежно. Поэтому он не стал тогда углубляться в метал-тему, где бюджеты были низкими, условия для съемок неважные, и вообще - не развернешься! Ему выпал отличный шанс, когда удалось подрядиться на съемку клипа "Sa Lange Det Lyser Mittemot" (1992) для Марии Фредрикссон (певицы Roxette). До 1997 года снял ещё несколько ставших известными клипов для этого шведского мега-поп-акта, а также для Sinclair и Whale, и плавно вышел на мировой уровень. И поднял планку этого самого уровня на абсолютно (на мой взгляд) недосягаемую высоту, сняв такие шедевры, как "James Bond Theme" для Moby и "Smack My Bitch Up" для Prodigy. С 1998 года он уже "придворный" режиссер Мадонны... Нет, простите. Наоборот - Мадонна его "придворная" певица. Он снимал документальный фильм о ней, концерты, видеоклипы и за "Ray Of Light" получил премию Грэмми. Но плох тот солдат, что не хочет быть генералом! И Акерлунд берется за первый полнометражный фильм.

Фильм ‘Spun’ (рекомендую!) у нас известен под названием 'Высший Пилотаж' (2002). Хотя вернее было бы назвать его 'Штопор', ибо состояние, которое называют "spun", возникает от "винта". Сейчас объясню... Винт, или первентин, или метамфетамин, или мет - по сей день "американский наркотик #1" из-за того, что легко производится в кустарных условиях и потребляется самыми разными способами - кому как больше нравится. Говорят, что на нём "сидят" миллионы. При его применении возникает прилив сил, эйфория, мощный поток разных идей. Синдром отмены выражен слабо. Но винт вызывает непреодолимую психическую зависимость - потому что приподнятое состояние духа длится около часа, а потом наступает резкий спад, штопор и "прекрасный мир как будто выворачивает наизнанку". Это и есть "spun". И с этим трудно смириться...

'Высший Пилотаж' - это шокирующая история погружения безработного студента в мир метамфетамина, где в аду полуреальности обитают его производители и потребители. Отличный фильм, который интересен ещё и некоторыми деталями. В эпизодах можно видеть Дэбору Хэрри (Blondie) и Роба Халфорда (Judas Priest), который сыграл там роль продавца порно-магазина. Забавно то, что Роб до того, как запел, действительно работал в этой сфере. Главный герой приобретает у Халфорда порнушку под названием 'Ректум Моей Мечты' - тем самым Акерлунд "салютует" другой культовой киноистории о наркотическом "штопоре", фильму 'Реквием По Мечте'(2000) Даррена Аронофски...

Или саундтрек. Он написан лидером Smashing Pumpkins Билли Корганом. Но вы услышите там и Iron Maiden, и Ozzy Osbourne, и Motley Crue, и даже Satyricon, чье видео "Mother North" вставлено в фильм. И Bathory, конечно! А что? Йонас говорит: “Люди вроде Мерлина Мэнсона, Билли Коргана и даже участники Metallica – все признавались мне, что слушали Bathory. Куортон имел статус высшего культа". Так что - кашу маслом не испортишь! Тем более, вряд ли Акерлунд заработал себе на настоящее масло. Разве что на хлеб. Бюджета-то у него было всего два миллиона долларов. А поскольку вторая роль в фильме была у Микки Рурка, то в основном, полагаю, всё ушло ему на зарплату. Акерлунд спас всё дело малыми сроками (фильм снят за 22 дня!!!) и своим огромным талантом...

Несмотря на погружение в столь опасную тему, Акерлунд не повёл себя как тот голландский мультипликатор из анекдота, что подрался со своими персонажами. Швед сохранил ясность мысли и вместе со своим земляком и коллегой Йоханом Ренком создал компанию Renck Akerlund Films, производящую видеоклипы и рекламные ролики. Дело было поставлено на поток.

Надо заметить, что Акерлунд давно живет в США, но очень многие клипы снимает в Стокгольме. "Сток натура гибкая - есть и старый город, и современные, новые здания. Одна только проблема - вечно сумрачно... Но это можно учесть. Вообще, это очень подходящий для съемок город, одно из немногих мест на земле, где появление съемочной группы расценивается как весьма забавное происшествие, все очень доброжелательны и рады чем-то помочь. А в Америке... как только ты наводишь камеру на человека, он начинает спрашивать, есть ли у тебя на это разрешение, или пытается вытрясти из тебя бабла, и всё такое".

C 2002 года они сняли никак не менее 30 клипов для самых разных известных артистов, от самых тяжелых, таких как Satyricon, Оззи Осборна, Metallica, Jane's Addiction до самых популярных, вроде Blink-182, Lady Gaga, The Cardigans, Jamiroquai, Игги Попа, U2, P!nk, Smashing Pumpkins, Ленни Кравитца и Кристины Агильеры. И даже для Rolling Stones. И сам сэр Пол Маккартни его услугами не побрезговал - вот! Последняя же его работа - это порно-видеоклип "Pussy" для группы Rammstein, который всё ещё доступен для просмотра на сайте нашего журнала (www.dark-city.ru). И даже рекламные ролики для компаний MQ и Dell Computers Акерлунд превратил в маленькие кинематографические шедевры!

Но все ждали от него большого кино... 'Всадники', с Деннисом Куэйдом в главной роли, появились на экранах в 2009 году. Это история детектива, который расследует серию ритуальных убийств, связанных с библейскими пророчествами. Следы неумолимо приводят его к с собственному сыну, Алексу, который оказывается предводителем тайной секты Всадников Апокалипсиса, сатанистов-нонконформистов, готовых принести в жертву себя и других во имя наступления очистительного Апокалипсиса... Знакомо, не правда ли?

Да, подобная идеология питала всё прото-блэк-движение в Швеции и Норвегии в начале 90-х годов. А что вы хотели от бывшего барабанщика Bathory? Может, ещё и хэппи-энда? Да, в фильме есть что-то вроде невразумительного "счастливого конца" - последнюю жертву как бы удается предотвратить. Во всяком случае, Акерлунд разрешил поверить в это массовому зрителю. Но прямо этого не показал, да ещё и прокомментировал позже: "А для меня здесь нет хэппи-энда, и Алекс, безусловно, обречен на смерть в этом фильме." К сожалению, саундтрек 'Всадников' весьма далек от "темы", и исключение в нём составляет только композиция от пока малоизвестных американских стоунер-металлистов The Sword. И финальная новость, про других американских металлистов, куда более известных. Так вот, вся группа Mastodon прямо сейчас сидит и пишет сценарий и музыку для нового фильма 'Иона Хекс'. И ввязались они в это как-то невольно. Режиссер, Джимми Хэйуорд (который до этого работал на компанию Pixar и снял мультик про слоника 'Хортон'), оказавшийся их заядлым фэном, сам позвонил им и предложил сотрудничество. Теперь нас обещают порадовать лихим вестерном - охотник за головами Джона Хекс выслеживает опасного ревизиониста, который недоволен итогами Гражданской войны в США и собирает собственную армию, чтобы её продолжить. По ходу дела мы увидим Джона Малковича, Меган Фокс и, ясный перец, фронтмена Mastodon Брента Хиндса в эпизодах! Вот поживем немножко и увидим... Ещё и не такое кино!