Venom 'Black Metal'

Venom

100 тяжелых дисков которые сделали жизнь легче!

Автор: Юра „Хирург“

В мае этого года страна, хлебнув пивка и в очередной раз "забив" на дела насущные, с гордостью наблюдала за приключениями "ватных" мотоциклистов и прочими яркими театрализованными действами. Те же, кого упоение происходящим по каким-то причинам не охватило, могли заметить, что в эти дни Герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон разрешилась от бремени. И что с того, спросите вы?

Venom, 1982

А вот что. Болтают, будто уже 6 июня 2015 года, состоялась "черная месса" по данному поводу. Потому как было предсказано - один из отпрысков британской королевской фамилии окажется "дитем Сатаны, которое принесёт эру новых войн и бедствий, взойдя на британский трон в шестнадцать лет". Якобы одним из первых, кому 2 мая утром позвонила Кейт с радостной вестью о том, что пророчество сбывается, был её дядюшка, 52-летний Конрад Томас Лант. А вы его знаете. Да - это Кронос. Басист и вокалист легендарной группы Venom, инициировавшей появление таких стилей музыки, как трэш и дэт, а главное - "породившей и окрестившей" блэк!

Конечно, королевская семья отрицает тот факт, что Кронос приходится братом матери Герцогини Кембриджской, и большинство даже самых "жёлтых" средств массовой информации признает, что вся эта история не более чем мистификация. Но, позволю себе заметить, что дыма без огня не бывает! А из искры иногда возгорается пламя. И об этом свидетельствует вся нижеследующая история - история появления альбома 'Black Metal' и одноименного, самого разрушительного и противоречивого музыкального стиля в истории человечества.

А началось всё с политики и экономики, а вовсе не с музыки. "Закоротило и заискрило", как всегда "там", в правящих кругах мирового уровня, сделавших возможным приход к власти в Великобритании консерваторов во главе с баронессой Маргарет Тэтчер, реформы которой привели к экономической рецессии и социальному протесту. В молодежной культурной среде кризису противостоял панк-рок. Эти три составляющих (Тэтчер, кризис, панк) и создали философское основание для начала деятельности группы Venom.

Конрад Томас Лант, Тони Брэй и Джеффри Данн были простыми мальчишками из города Ньюкасл-апон-Тайн на северо-востоке Англии. Типичный промышленный город, он держался на деятельности судостроительных верфей и угольных шахт. Большая часть таких предприятий принадлежала государству. Казна платила не много, но стабильно и безработицы, в общем, не было. Но вдруг деньги в стране закончились; следом неминуемо сменилась власть, и пришедшая к руководству страной "железная леди" отдала большую часть убыточных предприятий в частные руки. Новые владельцы не имели доступа в государственный карман и начали естественный процесс сокращения и закрытия предприятий.

Обстановка в стране накалилась до предела. Лант вспоминает: "Всё кругом закрывалось, и для нас, выпускников школы, выглядело просто безнадежно. Раньше тебе вроде бы была гарантирована какая-то работа, хотя бы такая же, как у родителей. И вдруг всё ушло. Мы росли детьми безо всякой надежды и панк стал нашим общим объединяющим голосом... Ничто не изменило мир так, как панк... Джонни Роттен сделал для меня больше, чем мои родители в плане формирования взглядов на мир. И я тоже стал панком. А Sex Pistols - саундтреком, как минимум, года моей жизни... Многие политики тут же провозгласили нас виновникам всех бед... но, на самом деле, нам было просто страшно. Мы больше не могли рассчитывать на помощь со стороны правительства. Могли лишь забыть свои проблемы, отрываясь на концерте и распивая пиво с друзьями". Однако, копилась и злость. Тони Брэй, учившийся тогда в школе, "где было разбито и сломано всё, что можно разбить и сломать, включая окна", говорит о "гневе и разочаровании, которое мы испытывали глядя на наших отцов, которые сутками вкалывали за гроши". В общем, возникло принципиальное "хрущевское" решение - "всех похоронить" и "показать кузькину мать". Оставалось только решить, как именно.

Музыка казалась подходящим плацдармом. Тем более, что перемены тут явно назревали. Лант признается: "На самом деле, я вырос, слушая Deep Purple, Led Zeppelin, Jethro Tull. И всех тех, кого считают классикой рока - Rolling Stones, The Who, Bad Company. И вот, я заканчивал школу и думал - черт, а ведь всё что я любил, умирает и уходит. У большой рок музыки словно выпали зубы... Есть панк - но сколько ему осталось? А людям явно хотелось чего-то новенького и горячего... больше огня, чем у Kiss, больше кожи и шипов, чем у Judas Priest, больше ярости и шума, чем у Motorhead, больше дьявольщины, чем у Black Sabbath".

Взявшись, таким образом, за дело - сначала отдельно друг от друга - трое пацанов при этом не имели даже базового музыкального образования. Во всяком случае, это касалось Брэя и Данна, выросших в не слишком благополучных семьях из мрачного промышленного захолустья. У Ланта дело обстояло чуть лучше. Он частенько вспоминает про дядю, игравшего в кантри-группе, в связи с чем было "много музыки и инструментов дома, а мы, мои два брата и сестра, любили поколотить по инструментам, пошуметь и посмеяться". Впоследствии Лант пытался брать какие-то уроки музыки, но "быстро выкинул все книжки в окно"... К тому же он и родился-то в Лондоне, в Южном Кенсингтоне, и прожил там примерно до 8 лет - пока у родителей была работа. Уже потом паренька увезли в Ньюкасл, о чем мама его всегда сожалела.

Всё-таки Лондон - это возможности! Лант вспоминает, что в школу его водили мимо табачного киоска, в котором покупали сигареты сами Rolling Stones. Так что на новом месте жительства "столичный мальчик" пользовался авторитетом и прослыл чуть ли не "другом Мика Джаггера". Во всяком случае, его музыкальный и жизненный горизонт был несколько шире, чем у провинциальных сверстников. Впрочем, не будь того переезда - история была бы совсем другой!

Лант начал карьеру музыканта еще в 1978 году - заканчивая школу, он стал играть на гитаре в составе Album Graecum (на латыни звучит красиво, но означает "Собачье Дерьмо"). Это, понятно дело, был панк. К концу года группа переименовались в Dwarf Star - тема пошла более тяжелая и даже немного сатанинская... Уже тогда с легкой руки Ланта в репертуаре появились песни с названиями "Sons of Satan", "Bloodlust" и даже "Welcome To Hell"! Пентаграммы, перевернутые кресты... В общем, понеслось. Но прожить с этого было невозможно.

Borough Theatre - построен в 1909, снесен в марте 2011И он пошел после школы работать в местную студию Impulse в качестве "подмастерья" звукоинженера. Студия эта впоследствии превратилась в лейбл Neat Records, подаривший миру не только Venom, но и Tygers Of Pan Tang, Raven, Blitzkrieg, Satan. А летом 1978 года, в момент появления там нового работника Конрада Томасовича Ланта, 1962 года рождения, это было лишь несколько помещений на втором этаже старого кинозала Borough Theatre на Хай Стрит Ист. Я не даю точного адреса потому, что его уже просто нет - долго пустовавшее здание сочли ветхим и снесли лет семь назад, хотя местные энтузиасты и пытались воспрепятствовать этому. Ведь "не веномом единым" - тут даже Синг в своё время записывался! Не получилось... Удалось спасти лишь отдельные предметы интерьера и мебели. А сам лейбл Neat Records в 1995 году его тогдашний хозяин, вокалист Tygers Of Pan Tang Джесс Кокс, продал на корню более крупной конторе Sanctuary Records. Которая, в свою очередь, была поглощена гигантом Universal Music Group. Sic transit gloria mundi...

Владельцы студии и лейбла Дэвид Вуд и Стив Томпсон пришли из среды кантри-рока, так что в их студию валом валили невнятные коллективы, которые "пели про овечек и бескрайние луга", как вспоминает Лант. Он постоянно присутствовал на записях, хотя сперва понятия не имел "в какую сторону крутить все эти ручки". Но всему научился - благодаря снисходительном терпению звукоинженера Майка Суини. Через год, когда какая-то группа пришла на запись, а Суини был болен, Лант сам взялся за дело и успешно - та группа выпустила записанный им миньон. Помимо технических навыков и общего понятия о работе в студии, Лант обзавелся и рядом полезных знакомств. Например, именно там он впервые встретил Брайана Джонсона, тогда еще певшего в Geordie, а позже - в AC/DC.

По уверениям Ланта именно он стал подталкивать руководство к выпуску более тяжелых групп и самолично "привёл" им Tygers Of Pan Tang, Raven и Fist. И когда альбомы его протеже стали продаваться на удивление хорошо, владельцы лейбла в новое направление поверили всерьез. Как и в талант Ланта - ведь он мог определить, какой артист имеет потенциал, а сами они в тяжелой сцене совершенно не ориентировались. Вуд и Томпсон попросили Ланта изображать что-то вроде отдела артистов и репертуара. "Я должен был ходить на все концерты в округе и слушать все местный команды, как уже существующие, так и новые, а потом предлагать Neat выпустить сингл той или иной группы. И потом, присутствуя на студийных сессиях, давать заключение - есть у них дальнейший потенциал или нет. И вот, я торчал в студии на сессиях White Spirit, Fist, Raven, Tygers Of Pan Tang и многих других... все они получили контракты благодаря мне. И когда я увидел, как Raven и Tygers Of Pan Tang работают в студии... я был убежден, что они станут не менее известны, чем Dee Purple или Led Zeppelin. Я буквально зеленел от зависти".

статья про Neat в Sounds (май 1980) - упоминается и Venom...Но вскоре Лант осознал нечто иное. Он увидел, что большинство просто мнило из себя рок-звезд, они просто вели себя так, готовые нахамить персоналу и пройтись по головам своих товарищей - но им ровным счётом нечего было явить миру. Он вспоминает: "Они приходили в студию и прямо заявляли - сделайте нам гитару как у Тони Айомми, а вокал как у Роба Халфорда. И никто ни разу не попросил - сделайте наш звук уникальным... Меня всегда поражало это. Скажем, все художники используют кисти и краски. Но они не стремятся рисовать одно и то же. Никто не хочет посвятить свою жизнь тому, чтобы в итоге его нельзя было отличить, например, от Пикассо. Каждый мечтает сказать свое слово. А в музыке почти все полагали (и полагают), что залог успеха - просто стать частью чего-то большего, примазаться. Но это лишь способ по-быстрому привлечь к себе внимание, сделать деньги... и остаться в забвении... Никому не нужны ни Deep Purple, ни Iron Maiden второго сорта! Я же вырос, слушая рок 70-х, и в нём каждый имел своё лицо. Будь то Jethro Tull, Kiss, Элис Купер или кто угодно... даже простоватые AC/DC не походили ни на кого вокруг! Конечно, я любил их всех, любил Judas Priest и Motorhead, но главным достоинством их музыки для меня было не её сходство с другой музыкой, а её индивидуальность. И этот путь - индивидуальность - был для меня определен раз и навсегда... В конце концов, я понял - если ты не в состоянии придумать что-то оригинальное, то даже быть худшим в мире музыкантом достойнее, чем очередной копией кого-то еще... и в итоге мы отбились от всего этого овечьего стада индустрии".

Как вы видите, Лант оказался прав. Где теперь объекты его "жгучей зависти", Raven и Tygers Of Pan Tang? Разве оставили они миру что-то, сравнимое хотя бы с десятой частью наследия Venom? Есть ли у них альбомы, значение которых хотя бы на йоту соответствует значению альбома 'Black Metal'? Вот то-то и оно...

А пока Лант трудился в студии и постигал истины, группа Guillotine, в которой играл гитарист Джеффри Данн, и которая позднее была переименована в Venom, уже существовала - с середины 1978 года. И формально Лант не создавал её. Но его вклад оказался решающим.

Барабанщиком там был некий Крис Мёркейтер, по словам Джеффри Данна - "совершенно чокнутый фан Genesis". На Данна, решившего собрать группу Guillotine "буквально на следующий день после покупки дешевой копии гитары Лес Пол" игра Мёркейтера, "один в один копировавшего партии с дисков Genesis", произвела убийственное впечатление. Поэтому он доверил барабанщику формирование первого состава - так там появился безупречно поющий вокалист; басист фанатевший от Гедди Ли из Rush; и ещё гитарист, грезивший Ричи Блэкмором. Всё двинулось в не очень тяжелом направлении, к досаде Данна, да и сам он смотрелся в этой компании бледновато; выходило, что в своем доме он хозяином не был... Поэтому он решил избавиться от "витиеватого" барабанщика.

Встретив в разгар лета 1979 года в местном музыкальном магазине скучающего Тони Брэя, и узнав, что он играет на барабанах, имеет свою установку и автомобиль (что было важно), он пригласил его на репетицию. Тони опыта до этого не имел никакого - три месяца в любительской группе Oberon не в счёт. Со слезами на глазах Данн наблюдал, как новобранец, спотыкаясь, выгружал из своего видавшего виды рыдвана какой-то разнокалиберный хлам (это и была "установка") и с трудом налаживал его. Когда он громыхнул, подобно Зевсу, со всей мощи рук и ног, с места поднялся басист, отозвал Данна в сторонку и сказал - "Ты не обижайся, но если "это" останется в группе, то я ухожу". А вокалист просто не пришел на следующую репетицию...

Зато Данн заполучил себе ровню и единомышленника... И уже в августе обзавелся новым вокалистом, Клайвом Арчером. Познакомил их Тони Брэй на концерте Judas Priest. Арчер и Брэй отлично знали друг друга, ибо работали на одном металлургическом заводе и играли в одной группе - это и был тот самый Oberon. Заводская самодеятельность... Арчер несколько раз напоил Данна на халяву - и был приглашен на прослушивание. Нашли вскоре и басиста.

Примерно тогда же произошла решающая встреча, приведшая к формированию классического состава. Лант и Данн пересеклись в гостях - они в то время встречались с двумя подружками, и однажды оба очутились на квартире у одной из них. После разговора по душам выяснилось, что хоть подружки у них и разные, но музыкальные вкусы одинаковые. Только реализовать их с прежними составами они не могли. Работающий на студии и обладающий хорошими знакомствами Лант как своего рода эксперт был приглашен на одну из репетиций. Ведь по сравнению с ними, "профессиональными" рабочими с завода и заправщиками, он был просто "корифеем от музыкальной индустрии"! Увиденное на репетиции Лант описал потом как "бледную копию Judas Priest", а явное сходство Данна с Кей Кей Даунингом и вовсе счёл карикатурным. Но играли они не так уж и плохо, а главное - с душой. "Вряд ли я найду что-нибудь лучше - для начала сойдёт" - подумал он.

Тогдашний гитарист, фанат Ричи Блэкмора, и без того чувствовал себя не в своей тарелке, исполняя бесконечные кавера Judas Priest в этой угрюмо грохочущей компании. Завидев же Ланта, который стал регулярно появляться на репетициях с гитарой, а ловя его оценивающие взгляды, вовсе занервничал. Кроме того, на него оказали некоторое давление. Бедняга боялся, что если гитарный усилитель поставить неправильно - например, перевернуть - то он непременно сгорит. Но... стоило ему отвернуться, как усилитель уже стоял вверх тормашками. Парень не выдержал такого рода шуток, и ушёл из группы, понурив кудрявую голову. А Лант остался - сперва в качестве ритм-гитариста.

Как раз в это время, пока Лант примеривался к группе и для него там освобождалось место, появилось и название Venom. Как - теперь уже не помнит никто. Характерно, однако, что при этом никто из основателей коллектива права на него не заявляет, и все они придерживаются одной нейтральной теории. Она гласит, что придумал название тогдашний роуди и заодно и водитель группы, байкер из местного подразделения "Ангелов Ада". Его предложение - Venom - всем понравилось, а вот Данну не очень. Ему больше было по душе то, что когда-то придумал он, то есть Guillotine. Но Ланту удалось, уговорив остальных, переубедить его. Данн не особо упирался еще и потому, что под прежним именем работать им становилось все сложнее.

Они официально еще ни разу не выступали тогда - но слухи про их "разрушительные" репетиции уже ходили. Уже тогда стала очерчиваться концепция нового коллектива. А появившийся в составе Лант сумел её увидеть особенно чётко: "Тяжелые группы имели неплохой имидж но... не были достаточно тяжелы! У панка было больше агрессии, ведь... дело не в красе ногтей... и не в технике перемещения пальчиков по грифу... а в способности создать атмосферу и установить контакт с аудиторией... будто мы и она это одна большая группа". Их тогда впечатляли Kiss с их великолепной пиротехникой, Judas Priest с проклёпанной и шипастой кожей, Black Sabbath со своими "мрачным материями". И Motorhead с оглушительным звуком. Они решили взять помаленьку от каждого, добавить животной энергии панка и возвести всё в квадрат. А то и в куб. И что мы имеем? "Venom — это больше кожи и заклёпок, чем у Judas Priest. Venom — это звук тяжелее и громче, чем у Motorhead. Venom — это больше сатанизма, чем у Black Sabbath. Venom — это шоу и пиротехника масштабнее, чем у Kiss. Вот что такое Venom!" Аминь...

Итак, уже под названием Guillotine группа приобрела весьма специфическую репутацию. Конечно, хозяев помещений для репетиций не волновала ни запредельная громкость, ни страшный облик, ни сатанинские вирши. Их беспокоила опасная склонность группы к применению пиротехнических средств. Они шифровались - то как Sons Of Satan, то как Schizo, использовали даже имя Oberon. Потому что стоило только произнести по телефону название Guillotine, и на том конце провода просто кидали трубку. "И я подумал - Venom - ладно, почему бы и нет. Все равно это ненадолго. А оно так и прилипло..." - вспоминает Данн. Однако слухи быстро распространялись, снять помещение становилось всё труднее. Арендодателей ужасала ещё и компания верных фэнов из бывших панков, неизменно и с весьма разрушительными последствиями присутствовавшая на всех репетициях. По свидетельству Тони Брэя, их число быстро перевалило за три сотни и приближалось к четырёмстам. Кто же согласится привечать такое стадо черных заблудших сатанинских овечек? Вы будете удивлены - но согласилась на это только... местная методистская церковь!

Когда-то я тоже удивлялся. В Лондоне, на углу Трафальгарской площади, мое внимание привлек храм довольно-таки языческого, римского вида. Оказалось, это действующая англиканская Церковь Святого Мартина. Набор "услуг" внутри потрясал воображение - тут вам и кафе, и магазинчик, и банкетный зал, и концертный холл, и какой-то кружок "умелые руки" по изготовлению "псевдолиторгафий". Рекламировались многочисленные концерты (далеко не церковной музыки) и какая-то выставка современного искусства с экспонатами весьма далекими не только от классических стандартов, но и от элементарных норм приличия. При этом можно было осмотреть надгробия захороненных в храме известных людей и посетить одну из служб, которые шли по расписанию на разных языках, включая русский и даже японский! Вот - подумал я глядя на этот торгово-развлекательный центр с едва заметным религиозным уклоном - осталось только интим-услуги добавить, и службы на китайском. Да и околоток с травмпунктом не помешал бы...

Позже я понял - явление это для протестантских, и в особенности англиканских церквей, вполне обычное. Методизм же - разновидность англиканства. Venom репетировали в двух принадлежащих методистам церквях в Ньюкасле. Одна на Уэстгейт-роуд, другая на Стейшен-роуд. Последняя замечательна тем, что именно в ней легендарная сатанинская группа дала свой первый концерт!

Методистская Церковь Святой Троицы дожила до наших дней, хотя памятной таблички "здесь впервые выступили..." на ней и нет. Конечно, при этом вокалист не орал традиционное "блэк факин метал" прямо с кафедры, а ударная установка не была смонтирован на алтаре; гитаристы не прыгали по хорам, а в нефе не толпились панки. К церкви пристроен отдельный холл, специально предназначенный для сдачи внаём. Из него можно попасть прямо в неф, в основное помещение. Вход находился у сцены, фактически за спинами музыкантов во время выступления.

При этом, как вспоминает Данн, они репетировали в полном концертном облачении, во всех своих шипах и цепях, широко используя пиротехнику. Ей увлекался Тони Брэй. Каждый раз он устанавливал и взрывал на сцене все более и более мощные заряды, заходя всё дальше и дальше. Стробоскопы, которые любезно приносил один из друзей группы, выхватывали из темноты клубы дыма и лицо вокалиста с мертвецким корпспейнтом. Пел там всё ещё Клайв Арчер. Он был любителем Элиса Купера и "тему" позаимствовал у него. Но при этом он еще подрисовывал текущую изо рта кровь, а базовый слой грима делал такой толщины, что тот, подсыхая, трескался - эффект был потрясающий. За спинами у себя они вешали задник с пентаграммой, Печатью Бафомета. У сцены толпились все более и более многочисленные и абсолютно обалдевшие от происходящего панки. Грохот стоял невообразимый. Дышать было трудно...

Методистская Церковь Святой Троицы дожила до наших дней...Репетиционный шабаш проходил строго по расписанию, каждую субботу, безо всяких претензий со стороны святых отцов. "Они вообще не интересовались, что мы там делаем" - вспоминает про тогдашних арендодателей Данн. "Открывали зал и уходили. Когда мы заканчивали, то просто приносили им ключи. Полагаю, прояви они хоть капельку любопытства... нас бы выкинули и оттуда". Ну, может, у методистов любопытство - это восьмой смертный грех, не знаю. Но и сегодня вы можете арендовать зал в том районе по адресу Station Road, 190, Wallsend. В любую субботу с часу дня до десяти вечера. И хоть кровь младенцев там пейте... Как и тридцать лет назад. Только цена изменилась - с Venom брали всего 5 фунтов. С вас возьмут уже 45. Но ничего личного - просто инфляция.

Так вот, когда количество любопытствующих зрителей уже достигло неких "коммерческих" масштабов, то решили, наконец, устроить официальный концерт... С "рекламной компанией" - была нарисована афиша, на которой и появилось впервые хорошо знакомое нам лого и билетики. Лого собственноручно и единолично разработал Лант, выполнив в байкерских традициях. Короткое слово с эффективным однозначным написанием, даже написанное крупными буквами, легко умещалось на "спине" куртки или футболки.

Все шло неплохо, но за неделю до концерта неосторожно "довели до ручки" басиста. Он был знатным "казановой" и таскал не репетиции всех своих девиц, притом из хороших семей, умоляя остальных хотя бы "не матерится при дамах". Остальные говорили: "Хорошо". Но это и было единственное цензурное слово, которое он слышал. Трёхэтажный мат звучал со сцены и подхватывался публикой; понятно, что высококультурный басила долго не выдержал. Ушёл, забрав и гитару, и "аппарат".

Как всегда, выручил Лант - одолжил у кого-то в студии бас-гитару, притащил и воткнул в свой гитарный усилок, пропустив через не предназначенные для этого "примочки". Звук получился реально "бульдозерный", но это сочли удачной находкой. Данн похлопал Ланта по плечу и сказал - ну давай, теперь сам и "баси", ты хоть материал знаешь, а нам за неделю даже замену не найти! Так Лант был произведён в бас-гитаристы, а первый концерт Venom состоялся строго по расписанию, 15 февраля 1980 года в 20 часов. В Троицкой - прости, Господи - церкви...

билет на первый концерт Venom 15 февраля 1980 годаНароду пришло - не счесть. Просто не видно было, сколько именно. Из-за того, что в первые пять минут Тони Брэй взорвал весь свой боекомплект, наполнив помещение густым едким дымом. После угрожающего интро с записью исповедей ведьм (его украли с какого-то бутлега Дэвида Боуи) по сцене заметались едва различимые силуэты музыкантов. Публика оцепенела - все были окутаны дымом и просто не знали, куда ступить. Стояла почти кромешная тьма - шесть крашеных лампочек и самодельный стробоскоп не могли её развеять. Зазвучали почти неузнаваемые из-за неистовой скорости и громкости исполнения кавера Judass Priest, Motorhed, Kiss. А также кое-какой собственный материал, еще более злобный и - как тогда казалось - запредельно богохульный. После этого шоу про них говорили однозначно: психи...

К тому времени, как вы понимаете, группа уже определилась с темами песен и основной концепцией имиджа. "Меня всегда обламывало это у Black Sabbath, где Оззи сперва нёс что-то про демонов, которые повсюду... а потом взывал - Господи, помоги!" - вспоминает Лант. "А я сидел и думал - да какого хрена!? И когда он говорит теперь в интервью, что он принц тьмы, задаешь вопрос - с каких это пор? Никакой ты не принц тьмы; ты просто алкаш! Нет, Оззи, мы тебя любим, но только к Сатане ты не имеешь ни малейшего отношения. Ты поешь о темных материях, но это не значит что ты это то, о чем ты поешь. Мы же первыми перешли грань. Мы не пели о Сатане, мы сами становились дьяволами!"

Такой нескрываемый интерес к чертовщине и радикализм вполне объяснимы. Как "политико-экономической обстановкой", анархией, так сказать, в Соединенном Королевстве, так и причинами глубоко личного, психологического свойства. Вот, скажем, Тони Брэй. Ребенок из неблагополучной семьи, отпетый хулиган, испытавший к тому же в четырнадцать лет ужасный шок. Была, знаете ли, в Ньюкасле, крупном железнодорожном узле, у местных пацанов такая забава - покататься на подножках товарных вагонов. Тони вспоминает об одном своём приятеле: "Он сорвался... Его протащило несколько метров, одну ногу отрезало - но сухожилия не разорвались, а просто вытянулись. И я взялся подтащить поближе к нему его ботинок и кусок ноги, рассуждая при этом - здорово, раз совсем не оторвалось, значит, пришьют. А потом стоял и держал эту ногу, пока не приехала скорая, и это казалось мне очень важным... Они положили его на носилки и потащили, а я так и шел рядом с ногой в руках. Её забрали у меня около машины, говорят, и впрямь пытались пришить обратно, но безуспешно". После такого, понятное дело, хочется спеть именно про Сатану...

Что касается Джеффа Данна, то он затаил на бога личную обиду. В 18 лет он лишился отца, которого уважал и любил, отличного семьянина, здоровяка и весельчака. Сердечный приступ. Внезапная, моментальная смерть... "Где справедливость? Куда глядит этот самый бог? Почему все эти подонки, убийцы, насильники, педофилы топчут землю? Почему он забирает лучших? А может, его просто нет?" - такие вот вопросы привели к появлению у него "здорового и нездорового" интереса к оккультной литературе. Он стал читать и даже собирать такие книги, но его новый приятель, Конрад Лант, на тот момент мог похвастаться куда более внушительной их коллекцией! Лант частенько засиживался допоздна в читальном зале местной библиотеки, где в разделе "психология" можно было отыскать массу оккультной и эзотерической литературы, а также все эти истории про мрачных героев прошлого, вроде Влада Дракулы Цепеша, Ивана Грозного, Элизабет Батори и Алистера Кроули.

Детство у Ланта сложилось относительно благополучное, хотя он всегда интересовался смертью и вспоминает, как мать заставляла их, маленьких детей, привыкать к прощаниям с умершими родственниками - их всегда подводили к гробу и заставляли целовать усопших в ледяные лбы. Надо заметить также, что никто из семьи церковь не посещал, а дети - включая Ланта - так и не были крещены. И его последующий интерес к оккультизму, с подробным изучением всех доступных книг и фильмов на эту тему, вполне можно назвать более основательным и системным, чем у всех остальных участников Venom.

А ведь кое-кто - не хочется тыкать ни в кого пальцами, но это был тогдашний вокалист Клайв Арчер - и вовсе не разделял общих сатанинских интересов! И когда дело дошло до необходимости придумать себе сценические псевдонимы, то он выбрал себе имя совершенно не к месту - Иисус Христос. Почему-то все смирились с этим, хотя и расстроились. Особенно Лант.

Тем временем Джеффри Данн превратился в Мантаса. Он утверждает, что отыскал это имя в Сатанинской Библии, и это - одно из имён используемых для сущностей, известных в религии ацтеков как цицимиме – "чудовища, сходящие свыше", звездные боги. Они жрут людей в темноте, и особенно охотно - во время солнечных затмений...

Тони Брэй решил "создать образ" (так он сам выразился) Абаддона. Тут даже Сатанинская Библия не понадобилась - хватило "обычной". В Откровении Святого Иоанна Богослова отыскался персонаж Аваддон (на иврите - душегуб), он же Аполлион, повелитель бездны, ведущий за собой полчища саранчи. "Короче, Король Кузнечиков" - как иногда язвительно подшучивал над простоватым Брэем-Абаддоном "политически грамотный" Лант.

Сам он считал подход товарищей, наскоро взявших имена из столь очевидных источников, не слишком серьезным и поверхностным. И задумался над своим псевдонимом надолго. Самокритично полагая, что вид у него не слишком торжественный и внушительный, он решил, что будет "абсолютно беспонтово назваться как-нибудь типа Астарот или Бегемот". И проявил определенную оригинальность, покопавшись в древнегреческой мифологии. Так и появился в группе Venom персонаж по имени Кронос.

Кронос - один из титанов - традиционно изображается с серпом (хотя и без молота). Дело в том, что этим серпом он отрезал своему папаше Урану яйца, пожалев маму Гею, которую Уран буквально затрахал без презерватива, отчего та непрестанно рожала. Что характерно, Кроносу воздалось по полной - его сын Зевс тоже отрезал ему яйца. И выкинул в море. Вода аж закипела, и из пены морской вышла богиня любви и прочего разврата Афродита... Случилось это, кстати на Кипре, близ города Пафос, в местечке Петра-ту-Ромио - если будете там, вам непременно покажут это место. Яйца Кроноса, правда, растворились - но можно отыскать на пляже "счастливый" камешек в виде сердечка. Конечно, Лант избрал имя Кроноса не из-за этой истории, а потому, что увидел с ним "личную связь" - он родился под знаком Козерога в тот период когда там находился Сатурн. А Сатурн - это полный аналог Кроноса, но только у римлян, а не у греков. И с яйцами.

Итак, музыка, имидж, лирика и даже соответствующие имена - всё было готово. Даже первый концерт уже состоялся. Но не было ни контракта, ни даже демо-записей. Кронос притащил в церковь на репетицию кассетный магнитофон, и попытался записать группу "живьем", но результат вышел ужасный. Акустика в той церкви была ни к чёрту. Впрочем, он все равно принес плёнку в студию и прокрутил "боссам". Те покривились так, будто сожрали лимон. С другой стороны, им стало немного жаль своего верного работника.

И хозяин предприятия Дэйв Вуд выделил для группы несколько часов студийного времени. Правда, не совсем бесплатно - за это Кронос должен был пахать внеурочно. В свою очередь, последний уговорил звукоинженера Мики Суини поработать с его группой, пообещав тоже помочь как-нибудь на других сессиях. И 29 апреля 1980 года они записали демо из трёх песен, одна из которых - "Raise The Dead" - позже вошла в программный альбом 'Black Metal'. Но до этого еще надо было дожить! А тогдашняя операция позволила Кроносу растиражировать демо на кассетах и разослать его по всяким журналам, лейблам и концертным агентствам.

...ещё с Арчером - он третий слева...В то же самое время над головой "Иисуса Христа" (то бишь Клайва Арчера) начали сгущаться тучи. Вначале, на одной из "церковных репетиций" Кронос, радостно прыгая и размахивая своим басом, угодил ему грифом в голову. Якобы нечаянно. Но так отчаянно, что стоящий на краю сцены "Иисус" свалился с полутораметровой высоты и в итоге угодил в больницу с ранением волосистой части головы, где ему наложили несколько швов. В августе, во время концерта в одной из церквей окрестного Хьюверта, как всегда было задействовано много пиротехники. Поэтому на сцене на всякий случай стоял огнетушитель. Тем более что в ходе шоу накануне местные жители, завидев валящий из церкви дым, уже вызывали пожарных. Толпа слушателей вновь состояла из панков, которые по священной традиции плевались в исполнителей. Но "Иисусу Христу" это никакой радости не доставляло. Он не любил панков. В расстроенных чувствах он схватил огнетушитель и погрузил первые ряды зрителей в роскошную белую пену... Правда, в афродит панки не превратились. Но плеваться на какое-то время перестали. В общем, участие в этой группе стало Клайва Арчера немного напрягать.

Ситуация разрешилась, когда боссы Neat Records, увидев сколько развелось групп в округе и убоявшись, что пропустят очередной "бриллиант", объявили акцию - "Демо за 50 фунтов". То есть каждая группа, вносившая 50 фунтов, могла рассчитывать на 4 часа студийного времени. Чтобы записать живьем столько песен, сколько успеют. Правда, условия были так себе - запись в один дубль на две дорожки безо всякого последующего сведения. Конечно, реальное время в студии стоило куда дороже, чем 50 фунтов, да его и не было вовсе. Impulse Studio работала тогда 365 дней в году чуть ли не круглосуточно, и от клиентов не было отбоя... Тем не менее, для получавшего всего 20 фунтов в неделю Кроноса это была большая сумма - и тогда он снова пообещал "боссам" выйти как-нибудь в ночную смену бесплатно... в общем, в проект они вписались.

Так 10 октября 1980 года они записали еще шесть песен, уложившись в четыре часа. Одну из них - "Live Like An Angel" Мантас попросил спеть Кроноса. Кронос спел - и по итогам состоявшегося после записи собрания коллектива все высказали мнение, что у него это выходит лучше, чем у "Иисуса Христа". Тот встретил решение группы хоть и без радости, но довольно спокойно и великодушно, и даже не стал забирать с собой свой микрофон, передав его Кроносу со словами: "Я охрененно люблю эту группу и надеюсь, что вы не облажаетесь”. И стал Кронос одновременно играть на басу и петь. И сказали остальные, что это хорошо...

Да, но одно - делать это в студии, а другое - на концерте. И поначалу Кронос сильно напрягся! Он даже переслушал все имевшиеся у него альбомы Rush, дабы вникнуть в партии их "поющего басиста" Гедди Ли, а много позже несколько раз ходил на их концерты, пробирался к сцене и пытался понять, в чем секрет его, Гедди Ли, мастерства. Наверное, что-то понял - потому что со своей задачей вполне справлялся.

Несмотря на это, как известно, за ними закрепилась репутация музыкантов плохо владеющих инструментами. По утверждению Кронса большей частью потому, что пару лет спустя, уже после выхода первых альбомов, и делая по 50 интервью в день, "ради разнообразия и веселья" на вопросы о своей подготовке они нарочно несли всякую чушь. Иногда - что вообще не знают, как играть и не владеют нотной грамотой. Иногда, что они имеют классическую подготовку, и вообще - гении и виртуозы. Поскольку первый вариант журналистам казался интереснее, то он и получил распространение. На самом деле правда была где-то посередине - как всегда.

Но с контрактом ситуация складывалась парадоксальная. Лейбл, на котором работал Кронос, подписал Tygers Of Pan Tang, подписал Fist, подписал Raven - всех, кого он советовал. И они продолжали "подписывать буквально всё, что издает звуки", кроме... Venom. Так что однажды Кроносу пришлось спросить у своего шефа, Дейва Вуда, напрямик: "Чёрт, а что не так с моей группой ?!". И он смог даже предъявить мнение независимого эксперта - это был Джефф Бартон из еженедельника Sounds. Бартон поставил все три песни из их первого демо в свой плэй-лист (что само по себе было неслыханно - до этого никто не ставил туда сразу несколько треков одного и того же артиста) и они продержались там три недели. А в рецензии на диск группы White Spirit (его тоже выпустили на Neat Records) Бартон прямо так и написал: "И в заключении, смею выразить надежду, что Neat Records порадуют нас ещё и синглом убийственных Venom, и уже скоро". Вуд мнению Бартона доверял, а потому дал добро на выпуск такового.

И в январе 1981 года усилиями классического состава Мантас - Кронос - Абаддон был записан первый сингл Venom, содержащий две композиции - "Live Like An Angel" и "In League With Satan". Также была записана композиция "Angel Dust", но представителям лейбла она понравилась меньше, чем "In League With Satan" и её "оставили на потом". Записываться их заставили под присмотром Стивена Томпсона. Он был, конечно, опытным продюсером и к тому же отличным музыкантом - но совершенно другой формации. И не имел представления о том, как должен звучать современный метал. Тем более такой, какой исполняли Venom. Когда Кронос послушал его финальный микс "в американском стиле", то ужаснулся - "нет, это не мы"... И решился на шаг едва не стоивший ему работы. Когда студия ненадолго оказалась свободна то он, не ставя никого в известность, заново свёл запись, на свой вкус, а затем подменил мастер-ленту. С неё и напечатали первый тираж дисков. Скандал разразился, когда Томпсон прослушал пришедший с завода диск и завопил: "Караул, это не мой микс!" Кронос сразу чистосердечно признался в содеянном и его простили. Как он уверяет, микс Томпсона он до сих пор хранит дома, уничтожить его не поднимается рука, а использовать как-то иначе просто нельзя, ибо "это не Venom".

И дизайн обложки тоже сделал трудолюбивый Кронос - это лого Venom на фоне всё той же Печати Бафомета. Оригинальный вариант был выполнен в черно-белой цветовой гамме. После этого Sounds опубликовали первое интервью с группой, выделив целый разворот и снабдив его фотками, которые сделал на кладбище Росс Халфин (впоследствии знаменитый метал-фотограф). Кстати, Халфин вместе с Бартоном примерно в это же время решили организовать свой журнал - Kerrang! - поскольку аморфный формат еженедельника Sounds никак не подходил для тяжелой музыки, к которой они всё более тяготели... Отделить мух от котлет и утвердится в своём решении их заставила отчасти реакция постоянных читателей Sounds на статью о Venom, которая оказалась противоречивой и бурной. В редакцию тогда пришло много гневных писем.

Летом того же года, в июне, они дали первый концерт в настоящем клубе - это был Quay Club. В ходе шоу от перегрузок несколько раз вырубалось электричество, разрывы на сцене сотрясали стены, а местные жители, увидев над клубом дым, снова вызвали пожарников. С тех пор Venom долго ни в какие клубы выступать не пускали.

Наверное, тут следует поговорить о концертах Venom. "Мы не даем концертов, мы устраиваем шоу" - так Кронос изложил их подход к живым выступлениям. Мелкие площадки группу не принимали - это было слишком опасно. На большие у них не хватало денег и авторитета. И они решили попробовать силы за рубежом. 4 июня 1982 года состоялось их первое выступление в Европе в бельгийском Попериндже, в спортзале Maecke Blyde, куда набилось 3000 зрителей. Вскоре им удалось поехать и в США.

С легкой руки ментора тяжелой музыки за океаном, Джона Зазули, в апреле 1983 года состоялось шоу в театре Парамаунт в Нью-Йорке. Разогревала их мало кому известная тогда группа Metallica. И снова произошел маленький Армагеддон. В ходе выступления несколько раз гас свет из-за перегрузок, публика бесновалась в темноте и несколько человек было травмировано, некоторые очевидцы даже утверждали, что явственно слышали "хруст костей жертв". Абаддон взорвал такое количество боеприпасов, что прожёг полуметровую дыру в сцене, а одна из его петард улетела через весь зал куда-то на балкон театра, где и была обнаружена утром. Свой усилитель и колонку Кронос разнёс в щепы.

Весь концерт пожарный инспектор добивался его прекращения - но организаторы сопротивлялись, как могли тянули, но перед выходом на бис все-таки сказали группе: "Ну, в самом деле, хватит уже. А то ненароком убьете кого-нибудь". Мрачный охранник, в чьи задачи входило "оборонять" сцену от стейдждайверов, сталкивая их вниз, заявил сразу: "Я чудом уцелел во Вьетнаме и думал, что повидал там всякого. Но это... нечто невообразимое! Так вот, я больше на сцену ни ногой. Пусть хоть весь зал туда залезает - мне пофигу. Я еще пожить хотел". Общий ущерб был оценен в сумму 666 долларов, такой чек и был вручен группе утром! Сумма эта была не только символична, но и внушительна по тем временам - чтобы понять, сколько это теперь с учетом инфляции, вы можете смело помножить её на десять.

Потом были концерты в Италии и Франции. Всюду - дым коромыслом и аншлаги. Английские промоутеры вдруг тоже сообразили, что народ хочет таких зрелищ. С группой потолковали - в результате жарких споров были найдены некие компромиссы в плане безопасности шоу, наняты профессионалы-пиротехники, установлены четкие правила. Мантас уверяет, что с тех пор на сцене группа всегда "серьезна, трезва как стекло и абсолютно сосредоточена". "Нам не очень хотелось и дальше пиротехникой сносить на площадках крыши, чтобы публика орала и увертывалась от обломков, ведь нам за это снова придется заплатить. Мы не хотели причинять никому вреда. И если всё не было сделано как надо, то стали просто отказываться выступать. Мы не собирались просидеть остаток жизни в тюрьме" - отмечает Кронос. На долгие годы они отказались от концертов в неприспособленных маленьких залах. И получилось так, что в Англии они после довольно долгого перерыва и "церковных" концертов сразу вышли на сцену легендарного лондонского зала Hammersmith 1 июня 1984 года, продемонстрировав там вдобавок к световому и пиротехническому шоу, еще и разрушение инструментов, а также "чрезвычайный" выход в финале "на обломки" техников под вой авиационных сирен.

И шоу ещё долго продолжало расти. Кронос гордится этим: "Когда все другие группы тратили заработанные на концертах бабки на пиво, мы закупали на них пиротехнику для будущих концертов". Но более ни о каких травмах в зрительном зале речи не шло. А вот сами музыканты страдали не раз. Мантас вспоминает, что во время концерта в ГДР заряды, прикрепленные к их гитарам, должны были взрываться в конце номера. В строго определенный момент инструменты подменялись на "боевые", их следовало поднять вверх и из них вверх же выстреливал трёхметровый столб огня, а затем гитары показательно разрушались. В тот вечер заряд к гитаре Мантаса приладили "не тем концом", и огонь "сошёл" вниз... К счастью, он отклонился в сторону и обожёг ему левую руку - иначе просто выжгло бы глаза. Не повезло и Кроносу, который однажды незапланированно выскочил на сцену после шоу, чтобы еще раз попрощаться с публикой. Пиротехник получил инструкцию взорвать все оставшиеся устройства после того, как все покинут сценую, и не заметил, что Кронос вернулся. Один из зарядов - солидный фонтан огня -взорвался прямо перед Кроносом, и сделай он шаг вперед, ему снесло бы голову. Но ничего не останавливало их. И самое свое великое шоу группа дала в 1995 году на фестивале Waken Open Air!

Но вернемся назад, в август 1981 года... Лейбл был приятно удивлен темпами продажи двухпесенного сингла и поэтому Кроноса спросили - нет ли ещё материала? Получив утвердительный ответ, боссы отправили их в студию снова, на сей раз безо всяких предварительных условий, но ровно на три дня. С напутствием - пишите всё, что есть и как хотите, а там разберёмся... Ну, Venom решили, что от них требуют демо. И без особого усердия, не заботясь о звуке, записали ещё несколько песен. В качестве звукоинженера им был отряжен достаточно нейтральный персонаж по имени Кит Никол. Кронос в его работу почти не вмешивался, ведь запись издавать не намеревались.

Результат произвел на начальство такое впечатление, что тут же было решено выпустить эту "грядку" новых демо-записей в качестве альбома. "Постойте, давайте мы перепишем..." - попросил Кронос. "Нету времени - судия забита до второго пришествия" - ответили ему. Да им и самим, тогда ещё молодым и нетерпеливым, хотелось как можно скорее заполучить дебютный альбом. Так и появился 'Welcome To Hell' - по сути, просто сборник демо-записей. Даже с обложкой особо возиться не стали - взяли черно белую обложку с сингла и выполнили в более богатом, чёрно-золотом виде. Рекламы не было никакой. Но хватило и пятизвездочной рецензии крепко запавшего, видать, на Venom всё того же Джеффа Бартона. А уж за ним и остальные критики подтянулись...

Впрочем, и простому народу Venom явно приглянулись своей простотой и непосредственностью. По воспоминаниям Кроноса, для американского дистрибьютора их попросили подписать несколько сотен альбомов. Когда рука устала и вообще это занудство им надоело, они раздухарились и принялись чертить на обложках всякие каракули, мять их, кусать и вообще всячески портить. Когда пришли в себя, то испугались возмездия и тихонько запаковали всё в коробки. Так их за океан и отправили. Они со страхом ждали претензий. И вот пришло судьбоносное письмо. В нем дистрибьютор просил... ещё, ещё и ещё! А им был, кстати, всё тот же Джон Зазуля, основатель лейбла звукозаписи Megaforce. О нем надо бы написать отдельную статью - настолько это важная фигура в становлении тяжелой сцены. Надеюсь, будет время...

Black Metal,1982 (NEAT)

Side A ("Black")
Black Metal
To Hell And Back
Buried Alive
Raise The Dead
Teacher's Pet
Side B ("Metal")
Leave Me In Hell
Sacrifice
Heaven's On Fire
Countess Bathory
Don't Burn The Witch
At War With Satan (preview)

Кронос (Конрад Лант) - вокал и бас
Мантас (Джеффри Данн) - гитара
Aбаддон (Энтони Брэй) - ударные
А теперь настал час поговорить непосредственно о записи одного из самых главных альбомов в истории человечества 'Black Metal'! Случилось это уже в 1982 году. В первый раз они зашли в студию летом, и 13 августа вышел сингл с композициями "Bloodlust" и "In Nomine Satanas". Формально сингл предварял альбом - но на 'Black Metal' ни одну из этих композиций вы не найдете. Потому как Venom всегда были против дублирования синглов на альбомах. Если и бывали исключения - то делалось это без ведома группы. В ту же сессию записали трек "Senile Decay", который даже на сингл не был включен и появился потом на одном из сборников.

Запись остального материала состоялась в ноябре, она заняла 6 дней вместе со сведением. Срок определял, опять же лейбл, а не сами музыканты. "Слова песен написал я, а гитарные риффы - Мантас" - утверждает Кронос. "Абаддон никогда не сочинял ничего, несмотря на то, что упоминался в качестве автора".

Всё случилось снова в студии Impulse, со звукоинженером Китом Николом. Его как-то полюбили и в шутку звали "Вуди Вудпекер", потому что он был рыжий и маленький, "но работал как заведенный".

Песня "Buried Alive" была полностью готова уже к моменту записи тех самых демок, что вошли в первый альбом - просто её решили отложить на потом. Её Кронос часто приводит как пример "перфекционизма" в студийной работе. "Я не хотел, чтобы во вступлении к песни звучал какой-то лажовый киношный спецэффект, из тех, что делают потроша кабачки перед микрофоном... Нам нужен был звук комьев земли, ударяющихся о крышку гроба - реальный. Так что мы приволокли картонный ящик, землю и лопату; положили микрофон в ящик и стали засыпать его... Слушателю казалось, что это его засыпают в гробу. Позже я всегда жалел, что мы не пошли с кассетником на кладбище ночью, ну и так далее".

Да и так работали от души. Притащили в студию дисковую пилу по металлу и несколько кусков железа разного калибра для резки. Кронос утверждает, что пока они получили нужный звук, который вы слышите в начале альбома, то угробили не один диск. Раз все делают всё аккуратно и по правилам, то они решили их нарушать. Им не хотелось, чтобы слушатель в удобном мягком кресле расслаблялся под их музыку. "Он должен был подпрыгнуть в изумлении - что за чёрт с моим проигрывателем, уж не сломалась ли игла!?" - вот чего жаждал Кронос. И более того - он захотел, чтобы даже животные приходили в волнение от звуков 'Black Metal'. Для этого Кронос принёс в студию собачий свисток и долго упрашивал Никола вставить эти звуки между песен "чтобы и собаки и кошки и даже попугайчики - все сошли с ума"... "Вуди Вудпекер" остановил его. Должно быть, из солидарности с пернатыми...

Кронос уверен, что до него никто из рок-музыкантов не сочинял текстов про графиню Элизабет Батори, а он написал свою песню "Countess Bathory" первым в истории, ещё в начале 1980-х. То есть в момент создания альбома лирика уже была готова. Музыка же родилась от нечего делать, прямо в студии в отличие от прочих их песен. Они сидели вдвоём с Мантасом и ждали Царя Кузнечиков, который, как всегда, "скакал" неизвестно где. Стали джемовать и родилась основа композиции. За ударные сел роуди. Кронос припомнил свой старый текст про Батори - и номер был рождён. Когда пришел Абаддон, ему продемонстрировали результат. Тут он решил внести свою лепту и изменить партии ударных. "Не, пошёл к черту... У роуди было значительно лучше" - сказали ему все присутствовавшие в студии, и он съел эту горькую пилюлю, но обиду затаил на всю жизнь, а песню "Countess Bathory" возненавидел на века.

Сама же песня "Black Metal", где вы и слышите циркулярную пилу, не несет в себе ничего сатанинского. Она про группу Venom и её шоу. "Это про нас на сцене. В черноте ночи (black), исполняющих метал (metal), который звучит подобно рвущимся снарядам... словом, о том, как мы творим безумие. И мы хотим чтобы зрители тоже орали, прыгали, бились в экстазе - словом, сходили с ума" - поясняет Кронос.

А композиция "Teacher's Pet" и вовсе шуточная, она весьма натуралистично описывает половой акт ученика с учительницей - но текст её был написан Кроносом очень давно, еще в школе, когда он грезил о подобных вещах, и не был даже панком, а слушал песенки Status Quo - это чувствуется, потому как влияние рок-н-ролла на ней особенно заметно. Её решили включить в альбом в качестве шутки, чтобы разрядить атмосферу и создать определённый контраст. И вообще, никто и не предполагал, что их усилиями рождается шедевр, который будет иметь для мира музыки столь важное значение...

Единственное, чему уделили значительное внимание - это финальная композиция "At War With Satan", которая "плавно перетекла" в их третий альбом, дав ему концепцию и название. Кронос начал сочинять эту вещь давно, примерно через неделю после прихода в группу. И это была глобальная задумка. Он начал писать целый рассказ, по мотивам библейских событий, об известной борьбе между богом и дьяволом. С одной стороны, он планировал завершить этот рассказ и издать его. С другой подумывал о двухчасовом шоу с таким сюжетом и альбоме, где можно было бы использовать все "отброшенные в сторону риффы, наработки, идеи и даже целые композиции. И сделать так, чтобы ни один музыкальный ход не повторялся. Это было бы в духе альбома Rush '2112' - только на иную тему". На какую же?

Кронос всегда лукавит, отвечая на этот важный вопрос: "Сочиняя песню 'At War With Satan', я сознательно придал фразе двойной смысл. Это означает и 'война с Сатаной', то есть, 'участие в некой войне вместе с Сатаной'; и одновременно это может означать 'войну с самим Сатаной' - то есть против него. Правильно и так, и эдак. А когда люди достают меня вопросами о том, что же я имел в виду на самом деле, и какой вариант правильный я отвечаю - это уж как вам угодно".

Рассказ не вышел, до шоу руки не дошли, но вот третий альбом ‘At War With Satan’ всё-таки попытались сделать - хотя бы частично - в подобном духе. Кронос сознавал, что замысел некоммерческий и рискованный "поэтому решили разместить эту композицию в качестве тизера в конце альбома 'Black Metal' чтобы оценить реакцию публики". "Когда я потом возился с треком в студии и соединил вместе фрагмент с 'Black Metal' и полный трек с ‘At War With Satan’, то длительность составила 21 минут 12 секунда… 2112 - ну не круто ли!" - восторгается Кронос.

Так как все песни они сочиняли и репетировали заранее, то даже за короткий срок их успевали записать значительно больше, чем требовалось. К примеру, не только была готова, но даже уже записывалась ранее (еще с Клайвом Арчером) композиция ‘Raise The Dead’ - так что оставалось просто взять и переписать её. Но то же время оказалось много "лишнего" - "Hounds Of Hell", "S.A.D.I.S.T.", "Snots Shit"... Всё это осталось за бортом и появилось на поздних сборниках, хотя и было записано в те самые дни. "Винил имел ограниченную емкость - и от необходимости выбора нельзя было никуда деться" - сетует Кронос.

Кронос вспоминает: "Все эти дни я торчал в судии от заката до рассвета, я наблюдал, как наши инструменты были доставлены туда, и видел, как укладывали в коробку и увозили на завод мастер-ленту. Мы пользовались услугами Кита Никола, но сведение я не доверил никому. Я вложил в эту работу всю свою душу... применил все знания и опыт, которые были у меня на тот момент".

И не только студийный опыт, надо сказать. Кронос снова сам сделал обложку - хотя в связи с этим зачастую упоминается некая Магда. Она тогда работала дизайнером на лейбле Neat и верстала почти все альбомы, выходившие там в первые годы. Но она никогда не рисовала самих иллюстраций - просто верстала уже готовые, собирала их вместе, вставляла текст. А рисовал их (в случае с Venom) Кронос своими руками, используя для эскизов обычный карандаш и бумагу - никаких компьютеров с фотошопами тогда еще не было в помине! Кронос считал очень важным моментом обложки, так как по его мнению "они должны рассказывать ту же историю, что и альбом". Очевидно, что все первые релизы Venom в таком случае рассказывают одну и ту же историю, потому как основа дизайна неизменна - всё та же Печать Бафомета с акцентом на те или иные её детали и добавлением логотипа группы. Просто. Но со вкусом!

Первый тираж вышел, кстати, с тиснением - название альбома 'Black Metal' было выдавлено и никаким цветом не выделялось - типа, чёрное на чёрном. Тираж сопровождался вкладкой с текстами и плакатом. Впоследствии плакат пропал, а тиснение заменили большими белыми буквами 'Black Metal' что Кроноса как автора оригинальной идеи вывело из себя...

В Англии альбом вышел 1 ноября 1982 года на Neat Records, а лейбл Roadrunner Records занялся остальными территориями. Стало понятно, что продается он без особой рекламы куда лучше, чем работы фаворитов лейбла, таких как Raven. Были выпущены различные вариации цветного и даже "кружевного" винила. Вскоре их пригласили на Би-Би-Си Радио 1 и звуки "Black Metal" понеслись в эфир. О них стали говорить и писать. Но что?

"Venom... это Motorhead для зомби" - так неуклюже выразило свое мнение одно из уважаемых изданий в 1982 году. Слов для описания такого музыкального явления, как Venom, явно не хватало. Это было... всё равно, что объяснять вкус апельсина чукче. "Как тюленя? - Не-а... Как оленя? - Не-а. Как трахаться - во!" Тут, однако, требовалось нечто большее.

Громоздкое, хоть и в целом точное на тот момент определение "волосатые панки, играющие хэви", не подходило ещё и по "политическим соображениям". Вот какого рода: "Тогда все волосатики назвали себя хэви, и мы неизбежно оказывались в одной компании с группами типа Journey и Foreigner... Но они своими башками не трясли, не корчились на полу, не истекали потом и кровью... И куда нам было деваться? Ещё не было еще всех этих мелких жанров - типа треш, дэт или спид. А когда стало известно, что Эдди Ван Хален сыграл на альбоме Майкла Джексона и тот попал в чарты журнала Kerrang!, мы решил - с нас хватит. Если Джексон это хэви - то мы больше нет" - вспоминает Кронос.

"И настал день, когда какой-то журналист спросил - ладно, вы не хэви метал, но тогда что? А я ответил - мы блэк метал. В тот момент я не думал, что это приживётся и чем обернется. Но блэк метал - это попало в точку!" И это была новая точка отсчета... Потому что они изменили не только идеологию и терминологию тяжелой музыкальной сцены. Они изменили и музыку. Возникла своего рода цепная реакция, контролировать которую не могли ни они, ни кто-либо другой.

Для концертов в поддержку альбома они принялись искать подходящие группы. Кронос вспоминает: "Мы не хотели выступать с полумертвыми Saxon и Samson, не хотели связывать свое имя с ними. Нам требовалась молодая кровь. Знакомый пират из Сан-Франциско показал мне... видео Metallica, еще с Мастейном, и он там был в нашей футболке 'Welcome To Hell'. Н главное, в музыке у них было много общего с нами... и я решил - вот эта группа и будет открывать наши шоу!"

Джеймс Хэтфилд (Metallica) в футболке Venom, 1982 годДа, Metallica сделала себе имя, гастролируя с Venom в 1983 - 1984 годах, но это было только начало. Потому что вскоре Мастейн и Хэтфилд обратили внимание Кроноса на группу Slayer со словами - "они гораздо больше похожи на вас чем мы, они более сатанинские". Когда в свою очередь удалось встретиться с Томом Арайей и Керри Кингом, то они сказали - "вы должны поинтересоваться группой Exodus; они более сатанинские чем мы". "Так языки довели нас и до Death. Они все словно растащили нашу музыку по кусочкам - в дэт, в трэш, в спид..." - говорит Кронос. Многие смотрели на Venom и говорили - да, новою волну британского хэви мы слышали, но это более темная сторона той же музыки, это ее будущее и нам с этими ребятами по пути. Мы тоже будем как Venom! "Блэк метал, спид метал, дэт метал - Venom создали все!" сказал Ларс Ульрих. "А что касается термина блэк метал... Это был лишь способ Venom определить собственную уникальность". Таким образом, они "крестили" блэк, породили трэш и вдохновили тысячи последователей - всего за два года музыкальной карьеры. Но и это еще не конец истории.

Некоторые крупные торговые сети в Великобритании уже в 1984 году, в момент выхода третьего альбома 'At War With Satan' начали изымать его из продаж - нешуточный рост популярности "сатанинской" музыки тревожил общественность, и многие музыкальные критики уже поторопились наклеить на весь экстремальный метал ярлык "транснационального сатанизма". Отчасти, это опасения оказались справедливы. Но джин был выпущен из бутылки. Следующее поколение, впечатленное идеологической стороной этих альбомов, зловеще дышало в спину героям трэша. Менее чем через 10 лет в Норвегии, как мы знаем, запылали церкви и полилась кровь.

А тогда, в феврале 1984 года, во время пресс-конференции в одном из отелей Цюрихе, какой-то молодой и дерзкий парень положил на стол перед Кроносом демо со слоганом ‘Hellhammer are killing Venom'. Это был хорошо известный вам теперь Том Варриор. "В Европе есть группы круче вас..." - произнёс он. Чем, наверное, Кроноса не особенно удивил. Ведь все они, надо сказать, исправно присылали свои демо на Neat Records, а Кронос их по старой памяти прослушивал.

"У меня до сих пор дома стоят ящики с этими кассетами, где-то лежит и демо Hellhammer" - припоминает Кронос. Есть у него демо от норвежской группы Mayhem, названной, кстати, в честь их композиции "Mayhem With Mercy", и даже Burzum. Burzum запомнились названием: "Я подумал - а что это вообще такое?"

А это был следующий шаг. Когда-то он сказал - я пойду дальше Black Sabath, я не буду петь про Сатану, я спою, что я сам Сатана. Теперь молодые скандинавы продолжили его мысль. Мы не будем просто петь, что мы - Сатана. Мы будем так жить!

"В Англии тоже сначала были друиды, язычники... Христианство пришло позже. И вот что я увидел у норвежских групп... в начале 90-х. Узнав, что они утверждают, будто Venom их вдохновили... я начал читать тексты, интервью... и понял, что они поют о своей стране, о своей религии, о своих богах - вроде Одина и Тора. Которые были забыты с приходом христианства, что уничтожило их религию... Они вовсе не последователи Venom - они сделали нечто своё... Только так вышло, что при упоминании о Mayhem и Burzum сразу приходят на ум горящие церкви и вся эта резня. Обидно, что они прославились больше этим, чем своей музыкой. К сожалению в какой-то момент всё пошло не так. Началось нечто вроде борьбы - кто круче и злее, поджоги и убийства... Жаль, стыдно. Это заглушило их творчество – появилась тема для обсуждения, которая была публике интересней музыки" - сожалеет Кронос.

"Итак, они не хотят терпеть христианства в своей стране" - добавляет Мантас. "Это довольно честно - только они зашли слишком далеко. Когда участники одной группы начинают убивать участников другой, поджоги церквей и прочее... это уже за пределами музыки. Мы никогда ничего подобного не имели в виду. И тут уже надо призадуматься".

При этом участники Venom очень высоко ценят музыкальную сторону творчества новой градации метал-музыкантов. "Фантастика", "профессионально", "круто" - они не скупятся на похвалы. "Среди них много классных групп, типа Dimmu Borgir, но я не понимаю, почему они примазались к нам. На их месте я бы придумал какое-то свое, новое определение - типа нордический метал, норвежский метал или мертвецкий метал... А то когда теперь мне говорят, что я создал блэк, мне как-то не по себе... Да, создал. Но не этот". Тем не менее, слишком много деятелей экстремальной сцены разной степени одиозности показывают на Venom пальцем. Вот мол, кто вдохновил нас на бесчинства.

"Да, наша лирика заставляла людей почувствовать себя не в своей тарелке... Мы пели об убитых младенцах, ну и что... Посещая наш концерт, никто не хочет и впрямь слышать крики жертв. Все желают отправиться в некое виртуальное путешествие... сбежать от жизни. Когда люди идут на фильм ужасов, они не считают, что это призыв к повторению показанных там событий. Они не думают, что актеры и после съемок бегают и убивают всех - ведь это же шоу. Так и у нас... Поймите, мы относимся к своей работе самым серьезным образом, просто сама по себе она несерьезна, она призвана развлекать вас. А убийства не имеют ничего общего с развлечением. Нормальные цивилизованные люди обычно понимают разницу между реальным поджогом церкви и фантазией на эту тему. Я артист, лицедей - и если бы я хотел быть настоящим сатанистом или потрошителем, то и занимался бы этим всю жизнь, а не прыгал вместо этого по сцене. И если кто-то в Норвегии или где то еще хочет возложить вину на Venom за то, что с ним стало, это его право - но виноват он сам. Мы всегда говорили - мы артисты и мы показываем спектакль. Мне кажется, норвежские группы этого не поняли. Возможно, мы стали неким катализатором, но за то, что они "натворили" ответственность на себя не берем..." - заключает Кронос. К тому же, у любой медали всегда есть обратная сторона. "Не забывайте, что и христианский рок возник в противовес группам вроде нашей. Полагаю, не будь нас и этого не случилось бы..." - напоминает Мантас. Да, без них мир - и особенно мир музыкальный - был бы совсем другим во всех отношениях!

Кронос признается: "Мы не знали, что этим всё обернется... Нам просто было любопытно... записать пару альбомов... дать концерт за границей... Многие над нами откровенно потешались, называли клоунами и смеялись над нашим логотипом. А теперь мы музыкальная икона".

И все еще раз убедились - хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.