Интервью с группой Wintersun: не май месяц...

Wintersun

Рассказывает Яари Маенпаа

Автор: Юра „Хирург“

Солнце светит, но уже не греет. Батарея центрального отопления уже греет, но как всегда, не светит. Значит, скоро зима. Значит, время поведать о феномене финской музыкальной природы под названием Wintersun - Зимнее Солнце...

Яари Маенпаа

И тут бы самое время познакомить вас с историей этого феномена... А её нет. Совсем. Есть только вокалист и гитарист Яари Маенпаа, оставивший недавно свой локально-прославленный коллектив Ensiferum, а потом... Раз - и на матрац! Вот вам - Wintersun, вот - контракт с Nuclear Blast, а вот и дебютный альбом!

- Я прав или я... прав, Яари?

"Ну, несмотря на отсутствие внешних признаков жизни это мой давний проект, им я занимался в свободное время от Ensiferum. Шло время и Wintersun, так сказать, кипел под крышкой. Вообще я начал сочинять музыку много лет назад, ещё даже до появления в Ensiferum. Я создал множество песен, пробовал силы во многих проектах и некоторые из них ещё дело будущего. Но недавно мне удалось заключить контракт, материал для альбома у меня уже был к тому времени готов, а теперь ещё и время появилось, чтобы его записать... наконец-то!"

- А ты не пробовал предложить свои труды для репертуара Ensiferum? И зачем было совсем уходить оттуда? Может, ты просто не верил в успех этой группы?

"Очень даже верил и верю, это великолепная группа. Но успех и деньги - это не главная цель моей жизни. Я не из тех, кто способен играть одно и то же до скончания дней своих, мне нужно было сделать что-то новое и своё. А музыка Wintersun во многом отличается от Ensiferum, хотя здесь тоже есть немного фолковых элементов. Здесь много всего намешано! Определение для своей музыки я уже придумал - "Extreme Melodic Majestic Metal". Но эти композиции ни за что бы не стали частью репертуара Ensiferum, потому что Ensiferum исполняют строго один вид музыки - "героический фолк-метал". В общем, я бы не мог чувствовать удовлетворение от работы в Ensiferum, не имея возможности делать что-то своё. А у ребят из Ensiferum были другие планы..."

- Например, поехать в тура с Finntroll? А ты отказался – поэтому тебя и попросили, так сказать, выйти вон из самолёта! Они что, так тебе не нравятся?

"Да нет, я обожаю Finntroll и с удовольствием поехал бы с ними в тур. Но лейбл Ensiferum назначил его в те самые сроки, на которые я заказал студию для записи диска Wintersun. Я сделал это заранее, все об этом знали - просто подстава какая-то... Я ведь не мог быть в двух местах одновременно! И я сделал свой выбор - записывать альбом, а ребята из Ensiferum - свой. И решили продолжать без меня".

- И ты тоже обошёлся без посторонней помощи! Все партии на своём альбоме за исключением ударных (их озвучил Кай Хахто из Rotten Sound) ты записал сам. Должно быть, это было нелегко...

"Да, на меня свалилась уйма трудной работы, пришлось забыть кое о чём в личной жизни, но записи прошли хорошо, и в итоге я остался доволен. Вначале записали барабаны в студии Tico Tico и было одно удовольствие видеть и слышать, как там работал Кай. Затем я приступил к записям остальных инструментов в студии Sundi Coop с Туомо Валтоненом, кое-что дополнительно я зафиксировал на свой личный 16-дорожечный аппарат - некоторые гитарные соло и клавишные партии. Затем Нино Лауренне свёл все воедино в студии Sonic Pump, а мастеринг выполнил Мика Юссила в Finnvox. Всё обошлось без особых накладок, только я уставал очень - непросто снова петь сегодня, если вчера тоже орал 6 часов кряду".

- И ты единственный официальный участник Wintersun?

"Я единственный автор в Wintersun. Хотя, по части барабанов Кай тоже сделал массу предложений, которые повлекли за собой перестройки даже в моих гитарных партиях, у меня родилось несколько крутых идей. Когда мы записывались, он считался просто сессионным музыкантом, потом мы потолковали, и он согласился играть со мной на концертах и принять участие в записи следующих альбомов. И хорошо! Для концертов я ищу профессиональных и энергичных музыкантов. Трое уже есть – это Кай, Оливер Фокин (гитара) и Юкка Коскинен (бас). Ещё нужен клавишник..."

- Если у твоего проекта пока нет истории, то у тебя в 27 лет уже должно быть что-то за плечами!

"Мне пока 26. В Ensiferum я играл с 1996 года. А сейчас Wintersun и ещё мой проект - ArthemesiA - всё, чем я занят. Я не обучался музыке. Всё постиг сам из видеоуроков игры на гитаре и старых табулатур. Раньше я работал грузчиком на складе и на почте, но сейчас без работы - музыка занимала 24 часа в день. Подумываю вернуться на склад, там было легче и платили больше. Ха-ха... Шучу. Не вернусь - буду делать то, что мне нравится. Да, это было проще - работать на складе или на почте, но это не моё. Только социальные службы меня достали. Вообще, люди иногда не понимают, что заниматься творчеством куда тяжелее, чем просто ходить на работу. И денег от этого меньше, иногда совсем нет. Вот сейчас, к примеру, мне урезали пособие потому, что у меня есть какое-то занятие - я вроде как музыкант. И теперь бомжара-алкаш на улице получает от социальных служб больше денег, чем я! Так на черта, спросите вы, мне это надо? А нравится... Конечно, предки пытались заставить меня либо учиться, либо найти "настоящую" работу, но когда убедились, что я знаю, чего хочу, начали даже помогать. По личной части я ничем не отягощён - детей, домашних животных и жены у меня нет. Есть подруга. Вот и вся история".

- А какую историю ты поведал миру на своём альбоме? Снова о викингах и всё такое?

"Да нет, я вовсе не так зациклен на всех этих викинговских штучках, но эти корни в себе я постоянно чувствую и, наверное, поэтому всё-таки люблю народную музыку, которую можно назвать викинг/фолк. Поэтому в своё время я и связался с Ensiferum. А в новых песнях я рассказал в основном о своей жизни в период с 1996 по 2003 год. О моих мыслях, чувствах, мечтах. Я сделал это, использую как метафоры образы вселенной, природы и холодной зимней стужи".

- Так это типа ты, что ли, лежишь на обложке, уткнувшись носом в снег, весь такой замёрзший?

"Нет, это просто метафора, символизирующая смерть вообще".

- Нет ли в твоих планах переезда из Финляндии в тёплые края, где вечная весна, где солнце и светит, и греет круглый год? Или хотя бы социальные работники не такие тупые...

"Если бы мне пришлось уезжать, то в "тёплые края" я бы не поехал, разве что в отпуск. Лучше бы я отправился жить в Швецию или в Канаду. Вот только, похоже, - хотя никогда наперёд ничего знать нельзя - застрял я тут на всю жизнь..."